Пока в Москве держалась погода, и казалось, что не каждая осень одинаково ужасна, в клубе «16 тонн» два дня подряд проходил финал ежегодного фестиваля независимой музыки «Индюшата». И это хорошо. Значит, люди ещё не утратили способность совместно сопереживать абстрактному и не стихли те биения, что порождают тягу к созданию музыкального контента.
Если фестиваль «Индюшата» состоится в следующем году, он будет старше Курта Кобейна, Эми Уайнхаус, Джими Хендрикса и Джима Моррисона. Я не знаю, как именно всё проходило, например, двадцать или двадцать пять лет назад, но фестивалю есть чем гордиться. Некоторые из его финалистов всё-таки получили свою порцию известности и даже смогли продолжать взбираться по шатким и кривым ступеням музыкальной карьерной лестницы. «Jack Wood», «Обе две», «Курара» - неполный список открытий «Индюшат».
В 2017 году фестиваль, как мне показалось, обрёл чёткую цель – вывести команды молодых музыкантов на сцену и при этом сделать так, чтобы их дебютный столичный концерт не стал единственным. В итоге, двадцать седьмые «Индюшата» были похожи на специальное мероприятие, организованное ради смотра групп людьми, в той или иной степени олицетворяющими отечественную музыкальную индустрию. Временами создавалось ощущение, что в зале вообще нет случайных зрителей, которые пришли просто так, купив билеты. Кто-то, например, болел «за своих», кто-то следил за сценой, набрасывая в голове будущую статью, а кто-то сновал с камерой, пытаясь быстро и аккуратно двигаться сквозь толпу. Фотографов и операторов набралось больше, чем в прошлом и позапрошлом году.
Но самое главное – это состав жюри. В него вошли журналисты, продюсеры, музыканты, владельцы студий. Например, взглянуть на дебютантов пришёл Леонид Бурлаков, продюссировавший такие команды, как «Мумий Тролль», «Земфира» и «Братья Грим», а где-то за соседним столиком на сцену смотрела Елена Чистова, работавшая с группой «Агата Кристи». Есть стойкая легенда, что на западе существуют специальные люди, посещающие андеграундные концерты и выискивающие там будущих звёзд мирового масштаба. «Индюшата – 2017» стали попыткой хоть как-то воссоздать этот процесс.
Тут сразу стоит сказать, что в финал попали такие группы, с которыми можно тут же начинать работать по обкатанным схемам. То есть, брать песни, доводить до ума, записывать и сразу ставить в радиоэфир, снимать клипы и крутить их по федеральным музыкальным каналам, набивать группы в обоймы фестивалей. Как мне показалось, при отборе команд, искали в первую очередь не новизну, а качество, при этом соответствующее формату.
Когда-то подобный подход возмутил бы меня сильнее, чем отсутствие зонта в ливень. Но теперь, как мне кажется, ситуация с музыкой в России меняется, причём, изменения идут на всех уровнях. То рэп-баттл отечественных исполнителей попадает на вершину рейтинга Youtube, то будто бы сами собой возникают действительно андеграундные фестивали, причём не просто возникают, а с каждым годом наращивают обороты. Чуть ли не каждый день в Москве можно найти концерт практически любого жанра музыки, вплоть до самых экстремальных. Ладно, чтобы послушать harsh noise иногда приходится подождать неделю, а то и месяц, но потребность даже в таких, казалось бы, абсолютно неформатных мероприятиях существует и она несомненна.
Складывается парадоксальная ситуация, в которой то, что было лет десять назад мейнстримом, то, во что упиралась каждая начинающая группа, то, что легко брала заполнять время любая площадка, нуждается нынче в поддержке. Традиционные методы распространения музыки, главный из них – радио, медленно, но неминуемо умирают. А значит скоро, быть может, уже в ближайшие годы, само понятие мейнстрим станет настолько размытым, что окажется на грани исчезновения. Ведь больше не будет того «потока», который можно наполнить однородным контентом. Каждый сам станет волен выбирать, на что потратить собственное время. Постепенно, таким образом, начнёт отмирать и привычка оглядываться на чужое мнение (но это только если продолжит существовать цифровое пиратство и за каждое «исследование» не придётся платить реальным рублём).
«Индюшата» 2017 – попытка выпестовать тот самый мейнстрим-рок, который ты ловишь по радио во время долгих поездок между городами, когда весь плейлист уже прослушан (быть может, дважды). Это мейнстрим с душой. Одна из важнейших его функций – инициация неофитов. Чтобы понять более «глубокие» произведения жанра, нужно иметь точку отсчёта. Ещё музыку, которая хотя бы чуть-чуть нравится практически всем, можно без опаски ставить на вечеринке, пусть играет.
В нынешнем году изменилось сценическое поведение Александра Кушнира – создателя и бессменного главы оргкомитета «Индюшат», открывшего фестиваль и объявлявшего каждую группу. Самоирония, доходящая до мрачного сарказма, сдобренная актуальными молодёжными словечками и речевыми конструкциями – на мой взгляд это ещё один признак того, что намерения «Индюшат» стали серьёзнее. А возможно, у фестиваля заканчивается число попыток громко прозвучать, ведь ни для кого не является секретом мистическая связь между рок-музыкой и числом двадцать семь.
В этом году на сцену «16 тонн» взошла только одна столичная команда, все остальные были приезжими. Причём, подавляющее большинство групп пело на английском, поэтому когда зрители улавливали родную речь, они сразу начинали прислушиваться внимательнее.
Победителем стала Юля Тимонина из Одессы. Бывает так, что разуму не за что зацепится – нет какой-то разительной новизны формы или блеска эстетики, но что-то в душе отзывается, и ты понимаешь – тут не пусто. За это ощущение музыканты, если верить легендам, и продают собственную душу.
Мой личный приз зрительской симпатии получает команда Hell Bruizes из Москвы. Это трио выдаёт разудалый stoner, при этом постоянно кивающий в сторону The White Stripes. Именно во время их выступления я почувствовал в музыке энергию. Эти трое были самой тяжёлой командой фестиваля и самой громкой. Под их атакой зрители, наконец, проснулись и начали двигаться. Сначала заторможено и с неохотой, а потом уже не отдавая себе в этом отчёта. В группе поёт девушка, она же играет на бас-гитаре, а этот архетип не умрёт пока жива сама рок-музыка.
В первый день выступали «ACEROCKET» из города Изумрудный. Представьте себе смесь Red hot Chili Peppers, Rage against the Machine и Kraftwerk. Именно такую музыку и выдаёт данная банда. Их выступление прошло без единой запинки и мне показалось, что данная команда уже готова к плотному гастрольному графику. Правда, им чего-то всё ещё не хватает для того, чтобы их можно было назвать будущими звёздами.
Остальные группы показались мне взаимозаменяемыми. Не знаю, почему так происходит. Возможно, из-за того, что фестиваль организуют одни и те же люди, оперирующие сообразно собственному вкусу. Я побывал на «Индюшатах», кажется, в четвёртый раз. И судите меня как хотите, но группы, за исключением нескольких, которые можно пересчитать на пальцах одной руки, можно переставлять в любом порядке и от этого кумулятивный эффект воздействия фестиваля на зрителя не изменится. Тут хочу добавить, что почти все, увиденные мною за это время группы при должном старании могли бы занять своё место в музыкальной индустрии. Но им пришлось бы долго и напряжённо работать. А ещё мне хотелось бы спросить, какую музыку они бы играли, если бы точно знали, что им осталось жить ровно один месяц и стали бы они заниматься этим вообще?
двойной клик - редактировать галерею