Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 25 декабря 2014

Игра в ящик

Подводить итоги уходящего телевизионного года бессмысленно, потому что все наиболее острые, привлекавшие широкое общественное внимание темы, несомненно, получат развитие, продолжатся и в наступающем году. Но перечислить самые резонансные и впечатляющие телепоказы 2014-го надо. Для меня это прежде всего репортажи на федеральных каналах, связанные с событиями в Крыму, тот энтузиазм, неподдельная радость и слезы, которые мы видели на лицах крымчан, а потом и на лицах граждан России, участников митингов, прошедших по всей стране, за возвращение Севастополя и Крыма домой.

Подводить итоги уходящего телевизионного года бессмысленно, потому что все наиболее острые, привлекавшие широкое общественное внимание темы, несомненно, получат развитие, продолжатся и в наступающем году. Но перечислить самые резонансные и впечатляющие телепоказы 2014-го надо. Для меня это прежде всего репортажи на федеральных каналах, связанные с событиями в Крыму, тот энтузиазм, неподдельная радость и слезы, которые мы видели на лицах крымчан, а потом и на лицах граждан России, участников митингов, прошедших по всей стране, за возвращение Севастополя и Крыма домой. Это весеннее цветение счастья от воссоединения с исторической Родиной знаково контрастировало с атмосферой насилия и ненависти, излучавшейся на майдане, и расползшейся оттуда ядовитым туманом по другим областям Украины, с живыми факелами-полицейскими, зловещими шествиями необандеровцев, прыгающими на площадях толпами, с телами погибших от пуль до сих пор ненайденных снайперов, с погромами инакомыслящих, с пылающим Домом профсоюзов в городе-герое Одессе накануне святого праздника — Дня Победы. Все это доносил до нас экран.

Несомненно, вехой года на телевидении стали наполненные важнейшими для самосознания граждан России символами церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи. Мероприятия эти, конечно, готовились заранее, но в момент, когда с территории, по нашим представлениям, братской республики в адрес русских понеслись определения типа "ватники", "колорады", многообещающие пожелания "москаляку на гиляку" и "москалей на ножи", когда в Киеве сразу после переворота пообещали повсеместно изгнать русский язык из государственного обихода, игнорируя интересы и ценности многомиллионной русскоязычной Украины, яркое и талантливое напоминание о вершинах русской истории и многонациональной культуры оказалось как нельзя кстати.

Достойна уважения огромная работа информационно-аналитических служб центральных каналов по освещению украинских событий и, особенно — корреспондентов, репортеров и операторов, с риском для жизни снимавших сюжеты на майдане, в Донбассе, в Днепропетровске, Одессе, Николаеве, Харькове, Мариуполе. Некоторые из них сложили там голову… Но благодаря им мир узнаёт правду о преступлениях новых "вершителей судеб" Украины, о настроениях жителей не покорившихся карателям поселков и городов, о тех бедствиях и страданиях, которые обрушились на людей, не захотевших встать на колени перед произволом укронацизма.

В лучших выпусках дискуссионных передач на России 1, ТВЦ, НТВ и Первом мы услышали голоса другой Украины в лице бесстрашных депутатов-оппозиционеров, общественных деятелей, политологов и журналистов, представителей народного ополчения, выступающих за исторический союз с Россией, с болью оценивающих катастрофические последствия для своей Родины политики киевской клиентелы. В таких программах и новостных передачах полнее раскрылся творческий и гражданский потенциал ведущих: Е. Попова (Россия 1), Р. Бабаяна (ТВЦ), А. Доброва (РЕН-ТВ). Очевидно также, что абсолютно беспочвенны обвинения наших "либералов" в пропагандистской направленности федерального телевидения. За весь год ни на одном канале не состоялось ни одной дискуссии, где бы не была представлена противоположная точка зрения на происходящее на Украине и в Донбассе, чего невозможно даже вообразить в "незалежном" телеэфире. У нас многократно отметились и зарубежные, наподобие американского журналиста М. Бома (кого метко определил С. Кургинян в последнем выпуске "Специального корреспондента", напомнив монолог о "французике из Бордо" в поэме "Горе от ума" Грибоедова), и доморощенные "защитники" майданной демократии вроде "умиротворителя" Б. Надеждина, которому в той же передаче дал убийственную характеристику писатель С. Шаргунов: все подобные "голуби мира" внутри нашей страны — это ястребы чужих государств". И практически всегда в тех или иных ток-шоу участвовали транслирующие позицию Киева политологи и эксперты с Украины, которые имели возможность активно дискутировать с оппонентами, однако оперировавшие в своих доводах штампами и мифами замшелой русофобии. Здесь была неподражаема "журналистка без комплексов" О. Яхно.

Но главный для меня вопрос к нашему телевидению, если уж продолжить ссылку на упомянутый монолог из Грибоедова: "Воскреснем ли когда от чужевластья мод?" — остается пока без однозначно положительного ответа.

В уходящем году на разных каналах ТВ прошло немало интересных и талантливо сделанных отечественными мастерами документальных картин. Можно выделить, в частности, документальные фильмы к 100-летию Первой мировой войны, документально-публицистический сериал "Мифы о России" В. Мединского, актуальнейшая "Большая игра" А. Медведева о тайнах Большой игры разведок, дипломатов и военных Российской и Британской империй, "Кузькина мать. Итоги. БАМ — молодец!" (авт. А. Шипилов, реж. И. Савенков и А. Кияница), "Похищение Европы" (авт. О. Долгих, реж, Л. Медов), публицистические работы К. Семина, А. Сладкова (ВГТРК), В. Кузьминой (ТВЦ). На минувшей неделе канал Россия 1 порадовал зрителя еще одним открытием в этом жанре: показал созданное при содействии Службы внешней разведки России документальное повествование о незаслуженно забытой фигуре в истории отечественных органов госбезопасности — блестящем организаторе и аналитике Артуре Артузове (сцен. Л. Романенко, реж. А. Куренков). Однако в жанрах сериалов и развлекательных программ по-прежнему незаметно ничего оригинального, самобытного. Об этом и поговорим в следующий раз.

1.0x