В эфире программы "Смак" Иван Ургант резал с актером, режиссером и сценаристом Александром Адабашьяном зелень и вдруг "пошутил": "Мы ее порубили, как красные комиссары украинскую деревню". Адабашьян подхватил реплику и, стряхивая зелень с ножа, хихикнул: "Стряхиваю останки жителей". Далее началась непонятная для нашей креативной тусовки, но, по-моему, естественная и здоровая реакция граждан Украины на глумление над тем, над чем глумиться нельзя. Украинские политики устроили митинг, закидали портрет Урганта помидорами, в Интернете телеведущего прополоскали по полной, МИД государства потребовал официальных извинений от Первого канала. Обаятельный хлыщ Ургант попытался было отделаться извинениями в твиттере, посулил, что теперь станет готовить в "Смаке" одни борщи и вареники, но этим спровоцировал еще большее негодование. Пришлось ему извиняться еще раз — в эфире "Вечернего Урганта", и выглядел он при этом явно недоумевающим. Похоже, он ничего не понял. Вместе с тем, "шутка" Урганта отнюдь не глупость и не шовинизм, как считают некоторые телеобозреватели вроде И. Гезалян, не "подтрунивание над национальными особенностями", не нарушение политкорректности. Этот пассаж невозможно охарактеризовать и на бытовом уровне — "ляпнул", "занесло", мол, с кем не бывает. Причем ведущий действительно "не вкладывал в свои слова какой-то "особенный" смысл". Он вообще ничего в них не вкладывал, кроме привычной, ставшей уже профессиональной, установки на эпатаж. Однако "шуточка" эта ярко обозначила разницу в восприятии нашего и украинского телезрителя циничного способа говорить о человеческих трагедиях, об истории да много еще о чем, требующем бережного к себе отношения, в манере стеба, снижая любые значимые символы. Сплошь и рядом у нас в эфир и на газетные полосы выходят те, кто не видит грани между глумлением и неудачным юмором, поруганием святынь и ажиотажным шоу. Редакторов программы тоже вряд ли стоит винить: привыкшие к главенствующему в российском медийном пространстве стилю, который я называю лямшинским (по фамилии известного персонажа-пакостника Лямшина из романа Достоевского "Бесы"), они этой грани давно не чувствуют. "Болевой порог" этики, нравственности в современной российской культуре перейден еще в 90-е годы. И если не вызывает протестной реакции, к примеру, в "Школе злословия" на НТВ непристойность Т. Толстой в отношении повешенной Зои Космодемьянской, или в минувшее воскресенье в КВНе отвратительная "шуточка" о Ленине, что можно сказать обо всех нас, безропотно допускающих подобное? Здесь и простреленный негодяями памятник А. Матросову не вызывает благородной ярости… Так чего же ждать, если модная "шпилька" НТВ Т. Канделаки в то время, как педагогическая и культурная общественность бьется против сокращения школьной программы по литературе, утверждает в прайм-тайм на НТВ, что "вся эта литература XIX века совершенно никак не востребована реалиями современности"… А, может, и вправду не востребована, если миримся с кощунниками?
Зато возмущение немалой части нашего Интернет-сообщества (около 2-х млн. просмотров) и телеаудитории вызвал сюжет с "Миссис Россия -12", женой футболиста Жиркова из фильма Б. Соболева "Коронованные особи", о котором писала в прошлом обзоре. Затравили мать двоих детей, — кричала публика в студии передачи А. Малахова "Пусть говорят", — выставили в невыгодном свете, она — жертва нашего злобного мира, подумаешь, не знала, кто написал полонез Огинского и пребывает в полной уверенности, что Солнце вращается вокруг Земли! "Тогда Вассермана приглашайте на конкурсы красоты", — прокомментировал насмешки над невежеством "мисски" главный редактор "Независимой газеты" К. Ремчуков. А в передаче "Прямой эфир" М. Зеленского на России 1 Жиркову, утверждавшую в фильме, что победила она благодаря своей эрудиции, взялись защищать вратарь Руслан Нигматуллин, юморист Михаил Грушевский и актер-депутат Евгений Герасимов.
Действительно, к чему насмешки над персонажами вроде Жирковой и "недорослями", проходившими кастинг на новый российский ТВ-канал, уверенными, что Волга впадает "в Ярославль"? "Ямщик довезет", как говаривали еще в поза-позапрошлом веке в забытой сегодня комедии Дениса Ивановича Фонвизина. К чему, если жизнь "для успешных" на восхитительной "ярмарке тщеславия", по версии героев замечательного документального фильма "Жизнь на понтах" (ТВЦ, реж. М. Ананьев), так прекрасна! Вот только улавливает ли зритель убийственную иронию создателей этой ленты или же восхищается чудовищным по своей безвкусной роскоши "замком" Брынцалова, обитой кожей питона (и не одного!) детской коляской за 650 тысяч рублей в Детском мире для миллионеров, мерседесом-кабинетом на колесах, куда, по желанию клиента, и джакузи можно "впендюрить", гробиком с подсветкой и телефоном из бесценных пород дерева за 500 тысяч? И все это, и многое другое подобное, для наших героев капиталистического труда, выбирающих в качестве жизненных приоритетов "успешность, гламур, роскошь".
"Быть знаменитым некрасиво", — писал некогда поэт. Но это не про них, умеющих быть знаменитыми без всяких заслуг. Для кого и шуточка Урганта на крови — забавная острая приправа к ломящемуся от "большой жратвы" столу.
Авторский блог Людмила Лаврова
00:00
2 мая 2013
Игра в ящик
"Быть знаменитым некрасиво", — писал некогда поэт. Но это не про них, умеющих быть знаменитыми без всяких заслуг. Для кого и шуточка Урганта на крови — забавная острая приправа к ломящемуся от "большой жратвы" столу.
1.0x