Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 20 ноября 2014

Игра в ящик

Событие недели, несомненно, фильм замечательного журналиста К. Семина "Лица Новороссии" в программе "Специальный корреспондент" с Е. Поповым. Бесспорный телевизионный провал, несмотря на рейтинги, сериал "Улыбка пересмешника" (реж. А. Рудаков) на Первом. В массовости его просмотра проявилась простая психологическая закономерность: зрителя поймали на том, что всегда приятно чувствовать себя умнее героев на экране. Первый беззастенчиво пиарил свой "продукт", ничуть не смущаясь, что стержневая канва сериала — калька с неплохого американского фильма "Двойной просчет" с Эшли Джадд и Томми Ли Джонсом, а самая последняя сцена — прямая цитата оттуда.

В последнее время в Государственной думе, в СМИ, в блогах ведется дискуссия о необходимости создания патриотического молодежного телеканала. Депутат ГД В. Водолацкий ("Единая Россия") даже подготовил предложение для российского правительства о создании такого канала. Парламентарий считает, что появление канала федерального уровня, который предлагается назвать "РОСсвет", даст государству новый и эффективный инструмент по популяризации патриотических идей среди молодежи. Ранее целесообразность создания подобного ТВ обсуждалась в комиссии по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, где идея открытия нового СМИ была поддержана. В. Водолацкий обосновывает свое предложение так: "Сейчас на телевидении, в Интернете, в социальных сетях столько пропаганды насилия, неонацизма, тогда как для культивации положительных эмоций, просвещения в отношении истинных человеческих ценностей, патриотического воспитания нет ни одного целостного ресурса. Поэтому нам нужен молодежный телеканал, который будет иметь именно такое содержание". Идею создания федерального молодежного патриотического телевидения стоит сравнить с недавней историей по созданию "Общественного ТВ". Широко обсуждаемый запуск ОТВ через несколько месяцев привел к финансовым проблемам на телеканале, а сам "Общественный канал" так и не стал открытием для зрителя, не обрел ожидаемой до его запуска популярности. То есть, даже несмотря на ряд интересных программ, оказался в полной мере невостребованным. В причинах этого необходимо разбираться отдельно. Но очевидно одно: организация всякого нового канала, тем более заряженного под определенные цели, — дело творчески сложное и весьма затратное, учитывая то, что сейчас на молодежную политику у нас выделяется средств гораздо меньше, чем на профессиональный спорт.

Однако, признаться, меня удивляет сама постановка вопроса о необходимости создания какого-то отдельного патриотического ТВ, не важно, на какую аудиторию планируется его вещание. Ведь если это телевидение России, оно по определению не может быть антироссийским, а мы в данном случае как будто бы признаем, что у нас существуют каналы непатриотической направленности. И все-таки, к сожалению, доля правды в таком утверждении есть, если считать оскорблением национального и эстетического чувства аудитории показы низкопробных, пошлейших программ и сериалов, наводнивших не только коммерческий, но и федеральный эфир. Может быть, стоит, говоря о недостатке патриотизма на ТВ, прежде всего обратить внимание на них? Найти реальную возможность для общества активнее влиять на программную политику телеканалов? Хотелось бы также знать: в чем заключается работа так называемых общественных наблюдательных советов на телевидении? Они вообще существуют? Понимаю, подобный подход мгновенно вызовет агрессивную реакцию, мол, хотите установить цензуру? Стр-рашное обвинение! Но, может, обвинители мне подскажут, как иначе еще разговаривать с теми, кто, потеряв всякий стыд, понятие о профессиональном реноме, поставил на конвейер выпуск штампованной продукции вроде сериалов "Дом с лилиями", "Воронины", "Последний из Магикян", "Реальные пацаны", "Солдаты", всевозможных "Comedy"-клабов, баттлов и пр. Ведь патриотизм заключается не в демагогических декларациях, они ничего не стоят, а только дискредитируют это высокое чувство. Тем более он не должен превратиться в ресурс для заработка или карьерного продвижения, что, к сожалению, мы зачастую и наблюдаем.

Образец высокого патриотизма продемонстрировал на минувшей неделе выдающийся режиссер Оливер Стоун в беседе с В. Познером, с болью говоривший о своей стране и тех угрожающих всему миру трансформациях, которые переживает Америка со времен окончания Второй мировой войны. Показательна реакция нашей либеральной общественности на это интервью и показ его нового документального проекта "Нерассказанная история США". У них не нашлось иных слов, кроме как "Стоуна использовали". Злая ирония ситуации заключается в том, что так думают и говорят те, кто с энтузиазмом сам охотно "используется" в информационной войне, которая ныне ведется против России. "Эхомосковская мошкара", утверждающая, что "русские — искусственное образование", а "русский мир — химера", что говорить о "русской нации бессмысленно, она не сложилась", что государство у нас — "скопище идиотов", а русские — "самые настоящие паразиты", "шквал фашизма, гитлеровского и сталинского, в мелких, трусливых, пустых советских душонках". И это еще не самые вопиющие определения! В 90-е мы постоянно нечто подобное слышали с телеэкрана. Ныне все эти "культурные пузыри" затаились в своих маргинальных нишах, и даже когда их приглашают в большой эфир, не осмеливаются открыто выставлять свою русофобию. Хотя события на Украине, в Крыму и Донбассе придали им новое дыхание.

Событие недели, несомненно, фильм замечательного журналиста К. Семина "Лица Новороссии" в программе "Специальный корреспондент" с Е. Поповым. Бесспорный телевизионный провал, несмотря на рейтинги, сериал "Улыбка пересмешника" (реж. А. Рудаков) на Первом. В массовости его просмотра проявилась простая психологическая закономерность: зрителя поймали на том, что всегда приятно чувствовать себя умнее героев на экране. Первый беззастенчиво пиарил свой "продукт", ничуть не смущаясь, что стержневая канва сериала — калька с неплохого американского фильма "Двойной просчет" с Эшли Джадд и Томми Ли Джонсом, а самая последняя сцена — прямая цитата оттуда.

1.0x