Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 18 апреля 2013

Игра в ящик

В День космонавтики, практически обойденный вниманием в программах федеральных каналов, нельзя было не оценить постмодернистскую шутку Первого, в Закрытом показе 12 апреля предложившего зрителю "Последнюю сказку Риты" Ренаты Литвиновой, где известный московский памятник Гагарину наделен мистической ролью спасителя. Оставляя оценивать мир искусственных снов и страстей актрисы и режиссера кинокритикам, замечу, что это было все лучше, чем какой-нибудь очередной "чапаевский" экшн про Гагарина

В День космонавтики, практически обойденный вниманием в программах федеральных каналов, нельзя было не оценить постмодернистскую шутку Первого, в Закрытом показе 12 апреля предложившего зрителю "Последнюю сказку Риты" Ренаты Литвиновой, где известный московский памятник Гагарину наделен мистической ролью спасителя. Оставляя оценивать мир искусственных снов и страстей актрисы и режиссера кинокритикам, замечу, что это было все лучше, чем какой-нибудь очередной "чапаевский" экшн про Гагарина. Тем более что желающие в тот же день могли посмотреть на ТВ 3 по-настоящему глубокий фильм "Контакт" (реж. Р. Земекис, 1997) о духовно-нравственных проблемах, связанных с освоением Космоса, в том числе и о возможности встречи где-то за гранью земной реальности с ушедшими близкими… Отечественное кино- и телепроизводство, судя по жалким результатам, обитает в какой-то другой стране, нежели страна Н. Федорова, Циолковского, Королева… Наши кинодеятели и язык потеряли общения со зрителем, пользуясь либо перверсиями типа Гай-Германики, что выдается за "передовое" и "современное", либо выступая "под прикрытием" навязших штампов криминальных боевиков.
Публицистические передачи этой недели вызвали привычное тягостное ощущение бессилия и тщеты журналистской работы. Сколько и как ни показывай вопиющие уродства нашего общества — ни малейшего отклика соответствующих властных структур на поставленные в журналистских расследованиях острейшие проблемы ждать нечего. Для чего тогда этот труд, если нет никакой обратной связи с людьми, принимающими решения? Попугать обывателя, нарастить рейтинг канала? Создать видимость гражданской активности? Я здесь писала о передаче Мамонтова на России 1, где рассказывалось об угрожающей ситуации с русским населением Ставрополья. Миновал месяц, и оттуда приходят еще более тревожные новости. В СМИ открыто заговорили, что Ставропольский край может стать новым Косово. Но никакой реакции по этому поводу депутатов, сенаторов, органов МВД, миграционной службы, того же губернатора не наблюдается. На минувшей неделе в программе А. Мамонтова был поставлен вопрос, нужно или нет легализовать проституцию. Предваряющий обсуждение документальный фильм А. Рогаткина раскрыл отвратительные картинки секс-бизнеса, ухитряющегося в лице его держателей-братков использовать даже патриотическую риторику. Далеко мы скатились вниз от "Ямы" Куприна, если расплодившиеся баньки с молодками хозяева определенных услуг рекламируют следующим образом: "здесь русский дух, здесь Русью пахнет". В продолжение темы на том же канале прошел фильм Б. Соболева "Коронованные особи" о торговле живым "мясом" на разного рода конкурсах красоты как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно чудовищны были сюжеты о подобных мероприятиях с участием детей, чьих матерей и матерями невозможно назвать. Журналистам удалось обнажить скрытые пружины конвейера, с которого сходят все эти мисс и миссис Россия, Веселенная, "краса Москвы" и пр. Показать, какие огромные и, как правило, преступные деньги вращаются в индустрии, "производящей" красоток, чья дальнейшая судьба, в общем, та же проституция, замаскированная под эскорт-услуги. Но в Ростове, кажется, всех превзошли. Мало что с помпой на криминальные бабки организовали "праздник красоты"! Скажем, это сознательный выбор взрослых дядей и тетей, руководствующихся девизом "все на продажу". Однако при этом бездумно, походя, нанесли травму ребенку-сироте, устроив в одном из местных детских домов телешоу с удочерением девочки участницей конкурса из Латинской Америки. Новоявленная "мамаша", покрутив перед телекамерами насиликоненными формами, и думать забыла про ребенка. Но как могли позволить подобное кощунство сотрудники детского дома и их начальство в социальных структурах области? Кто понесет за это ответственность? Хоть в одних мозгах шевельнется что-то человеческое в ответ на этот фильм?
Впрочем, от всех развлекательных телешоу вроде "Один в один", "Фактор А" так и несет мелким пиаром и крупной наживой. Ведь подобные программы, по сути, не что иное, как машинки для рубки "капусты". С "Большими танцами" все более-менее ясно: готовится массовка для участия в олимпийских мероприятиях. И выкладываются ребята с азартом, их танцы великолепны и зажигательны. Но все эти Малаховы и клоны, "пельмени" и т.д. — не говоря уж про передачки на так называемом "Перце" с шутками ниже пояса — образцовые примеры на тему "деньги не пахнут". Так что оставляю здесь неразборчивого телезрителя наедине с обожаемой Примадонной, ее свитой и прочими подобными фигурами, так же, как и с многочисленными персонажами программ о дележе имущества звезд между родственниками и любовницами… Отмечу лишь, что энтэвэшники добрались уже и до реанимационной палаты, до последних мгновений жизни замечательного актера… И сын-священник там рядом был… А камера снимала. Что скажешь на это? Что скажешь по поводу сериала "Лесник" и его благородного героя, когда лесничества в стране повсеместно разрушены? Как смотреть на самоотверженных бессребренников-докторов из сериала "Склифосовский" после того, как ты слышал выступления Леонида Рошаля об отчаянном положении нашей медицины, да и сам неоднократно сталкивался с ситуацией в этой сфере?
Остается "Чужой район" на НТВ, где талантливыми актерами без натуги и пафоса с горьким юмором разыгрывается абсурд нашего повседневного существования.

1.0x