Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 3 июля 2014

Игра в ящик

Выбор лауреатов премии "ТЭФИ" в большинстве своем наводит на подозрения, что внятных критериев оценки телевизионных работ у жюри нет, а при принятии решений были задействованы какие-то совсем иные мотивы, весьма далекие от объективности.

В годы, когда все у нас должно было быть, как у "цивилизованных", фонд "Академия Российского телевидения" (первый президент В. Познер) по аналогии с американской телевизионной премией "Эмми" 21 октября 1994 года учредил общенациональную телевизионную премию "ТЭФИ" за высшие достижения в области телевидения. С 2014 года организатором проведения телевизионного конкурса выступило некоммерческое партнёрство "Комитет индустриальных телевизионных премий" (генеральный директор — опытный медиа-делец Павел Корчагин, человек с богатой коммерческой биографией на поприще телевидения, в начале 1990-х годов участвовавший в приобретении для телеканала "Россия" такого "шедевра" массового "мыла", как сериал "Санта-Барбара", с первых же эпизодов названный американской критикой "худшим сериалом на ТВ"). Можно ли теперь говорить, что кризис вокруг этой важной премии с ее скандалами и интригами пройден? Состоявшаяся на минувшей неделе первая церемония вручения "ТЭФИ" в обновленном формате, во всяком случае, в номинации Прайм-тайм, не позволяет сделать такой вывод. Итоги конкурса озадачили. Выбор лауреатов в большинстве своем наводит на подозрения, что внятных критериев оценки телевизионных работ у жюри нет, а при принятии решений были задействованы какие-то совсем иные мотивы, весьма далекие от объективности.

Среди ведущих-информационщиков выдвигались В. Такменев "Центральное телевидение" (НТВ), Д. Борисов из "Воскресного времени" на Первом канале и Д. Киселев "Вести недели" (Россия 1). "ТЭФИ" вручили В. Такменеву, чья программа подается как развлекательное шоу, сочетая игровые элементы и серьезную информацию. Достаточно циничный подход, особенно если информация драматического характера. Но именно это и поддержало жюри…

Из документальных проектов на премию предлагались сериал "Романовы" (реж. М. Беспалый, сцен. М. Бандиленко), "Диалоги с Евтушенко" С. Волкова (все на Первом) и "Афган" А. Кондрашова (Россия 1). Вопрос: а почему остался за кадром сериал "Война и Мифы" по книге В. Мединского, значимостью и актуальностью превосходящий "Романовых"? И вообще — какие приоритеты ставились во главу угла при оценке столь разных по качеству и творческим подходам работ? А если уж говорить о новаторстве и открытиях, то здесь "Афгану" не было равных, но премию получили … "Романовы".

В номинации "вечернее ток-шоу" опять совместили несовместимое: "Пусть говорят" А. Малахова, "Временно доступен" (ТВЦ), по формату совсем не ток-шоу, а интервью, и масштабную, вызывающую немалый общественный отклик программу В. Соловьева "Воскресный вечер". Наградили Диброва, атмосфера передачи которого совсем по-гоголевски напоминает атмосферу беседы приятной дамы с дамой, приятной во всех отношениях…

Дали "ТЭФИ" И. Урганту как ведущему развлекательного ток-шоу, наградив тем самым дешевку и стеб, и оставив за рамками премии "Большую оперу" на "Культуре" с ведущими А. Сигаловой и недавно ушедшим С. Бэлзой. Опять же, какими критериями руководствовались? Создается полное впечатление, что выбор лауреатов диктовал Первый канал, в угоду массовым вкусам неизменно делающий ставку во многих передачах на поверхностное развлекалово. Иначе не объяснить фантастический дождь премий, пролившийся на легковесный и пустой сериал "Оттепель" В. Тодоровского. Сам режиссер получил "ТЭФИ" и как продюсер этой ленты, обойдя Дмитрия Медникова с целой линейкой образовательных и познавательных каналов: "История", "Наука 2.0", "IQ", "Моя планета", "Русский роман" (ВГТРК). В номинации "лучший актер и актриса" выдвигались даже двое из "Оттепели"! А знаете, чему предпочли этот сериал? Выдающейся работе В. Хотиненко "Бесы" ("Россия1"), и талантливейший А. Шагин не получил награды за лучшую мужскую роль, уступив оттепельному М. Ефремову. "Оттепель" выдвигалась и в номинации "ТВ-Событие сезона". Для жюри оказалась не-событием серия ярких информационных сюжетов, спецрепортажей, документальных фильмов и спецпроектов, посвященных кризису на Украине (ВГТРК) . Однако в данной номинации все и вся перевесил К. Эрнст: событием, по оценке жюри, стало показанное по Первому каналу открытие Олимпиады! Гендиректор Первого получил премию и в спецноминации "За личный вклад в развитие современного телевидения".

"Мы умирали там", — сказал Эрнст при вручении ему "ТЭФИ", вспоминая свою работу в Сочи. Но умирали другие… И было, наверное, совсем уж стыдно не дать специальную "ТЭФИ" военным корреспондентам разных каналов, действительно рисковавшим своими жизнями. Я особенно порадовалась за Е. Поддубного с его потрясающими украинскими репортажами. И оставалось только сожалеть, что в номинации "телевизионные репортеры" не отметили А. Рогаткина за его ярчайшую работу "Противостояние", да и "Сирийская смута" (В.Фефилов, А.Бодячевский, С. Корешков, "Профессия — репортер") выступала достойным соперником. А премию получил А. Зотов с лентой "Невозможное возможно" (Первый канал) — милый гуманный фильм, не более того…

Таким образом, в пятницу премии были вручены в 14 номинациях. Больше всего статуэток — восемь — досталось Первому каналу, на втором месте с двумя "ТЭФИ" — НТВ, по одной статуэтке получили ВГТРК и ТВ Центр. Размышляя над этими итогами, хочется сказать — безнадежно. И я вручаю свою зрительскую премию сюжету, прошедшему на "России 24" и НТВ о доме малютки в Луганске, где мужество и милосердие персонала оберегает от войны 80 детей-сирот, из которых 45 не могут ходить.

1.0x