Минувшая теленеделя оказалась отмеченной появлением на экране ТВ двух ярких русских писателей, членов Изборского клуба: Захара Прилепина у В. Познера (Первый канал) и Александра Проханова у Владимира Соловьева (Россия 1). И хотя каждому из них неизбежно приходилось отвечать на вопросы, касающиеся "злобы дня", это были глубокие писательские выступления, отсылающие к историческому и культурному контексту политических реалий нынешней России и острейших общественных дискуссий, ведущихся на наших глазах. Правда, точнее их следовало бы называть не дискуссиями, а внутренней информационно-психологической войной, которую в российском медиа-пространстве развязали, солидарно с украинскими олигархическими СМИ, доморощенные сторонники майданного переворота с его последовательной русофобией.
Очень своевременно и важно, что в беседе Соловьева с А. Прохановым была затронута тема будущего развития России, когда после Крыма многие "маски пали", и начали прорисовываться иные контуры мира, новые военно-стратегические союзы, что настоятельно требует привлечения новых людей к государственной работе, смены системы, критериев подготовки и выдвижения кадров. От того, насколько успешно начнут развиваться подобные, оздоровляющие управленческую систему страны процессы, во многом зависят настроения в обществе: надежда на справедливость в общественных отношениях, уверенность граждан в необратимости курса на строительство сильного, процветающего государства. Мощный крымский "патриотический потенциал" не должен быть растрачен на пиарные акции, ничего, кроме социально-политического инфантилизма, не порождающие. Тем более, что вектор на положительные изменения в стране существует.
Разумеется, в центре внимания всех общественно-политических передач оказалась тема выборов на Украине. Главный вывод, преобладавший и в "Политике" на Первом канале и в различных ток-шоу на ТВЦ, где участвовали не только представители российского экспертного сообщества, но и зарубежные, в том числе украинские общественные деятели и журналисты: это позорные, безнравственные выборы. Что бы там ни говорила в их оправдание разного рода прозападная клиентела, вроде того, что они должны быть проведены ради будущего страны и якобы умиротворения гражданского противостояния, сам факт, что людей направили к урнам для голосования в обстановке тотального промывания мозгов украинскими СМИ, под давлением националистической вакханалии, а самое главное — под грохот канонады в восточных областях, на фоне уничтожения мирного населения, нерасследованных злодеяний в Одессе — перечеркивает итоги голосования. В ситуации беспредела, творимого отрядами Коломойского и Ко, Спiльной Справой и пр., вопрос о чистоте и прозрачности выборов, об их демократичности и свободе волеизъявления выглядит абсурдно! Реальных результатов этих выборов мы попросту никогда не узнаем. Большая часть населения Украины дезориентирована. Это очень тяжелая ситуация. И, глядя на олигархат, расклевавший страну на удельные княжества, говорить, что сейчас намечается будущий "светлый путь" Украины: "уход от авторитарных конструкций государственного произвола, создание демократического государства" — совершенная ложь. Кто, скажите, проводит выборы, когда в разгаре гражданская война? Кто контролирует работу избирательных комиссий? Как считают голоса? С точки зрения корректности проведения, организации и прочего — это карикатура на выборы.
Роковой вопрос прозвучал в передаче "Политика" от украинских участников дискуссии Н. Витренко и А. Кофмана: "Признает Россия или нет? Вы уже готовы договариваться с этими "новыми политиками" после выборов?". И если — да, что тогда делать с сотнями погибших на Юго-Востоке, с обездоленными, лишившимися под артобстрелами всего нажитого стариками? С той рыдающей над развалинами старушкой из-под Краматорска, вспоминавшей, что даже немцы пощадили ее дом… С тем ветераном, который в одиночестве пронес 9 мая флаг Победы по улицам Запорожья? "С теми, кто погиб, пока мы говорили здесь, в студии?" — настаивал на ответе А. Кофман. И ответ публично прозвучал с российской стороны — от заместителя председателя Государственной думы Сергея Железняка: "Надо отдать долг личному мужеству Юго-Востока. А признать — значит отсечь преступления и увести от ответственности". И какая бы ювелирная дипломатическая игра ни началась после 25 мая, нам, в России, нельзя забывать обжигающий смысл этой фразы. Украина сегодня, по точному определению писателя Сергея Шаргунова в программе А. Пушкова, "разделена не по языковому принципу, а по линии крови". Кто готов через эту кровь переступить? Порошенко уже посулил самолично прибыть на Донбасс. Мы уже видели, какой "горячий" прием он имел в Крыму… Надеюсь, в Новороссии его встретят с неменьшим "энтузиазмом".
Премьера четырехсерийного фильма Владимира Хотиненко "Бесы" по роману Достоевского на России 1, несомненно, событие. И дело не только в том, что проблематика романа (Достоевский называл его даже "памфлетом", так ему хотелось высказать "накопившееся в уме и сердце") настолько рифмуется с известными событиями дня сегодняшнего. Главное, чтобы блестящая работа всего талантливого съемочного коллектива "Бесов" побудила людей прочитать или перечитать эту книгу заново. Она намного масштабнее привязок к любым актуалиям.