Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 2 января 2014

Игра в ящик

Ничего не имею против чудесных и добрых советских фильмов, на них в любые праздники весь эфир держится. Но они лишь подчеркивают убогость фантазии и творческих возможностей создателей современных картин, что в жанре мелодрамы, что в кинокомедии. Можно сколько угодно ваять очередных "оттепелей" с продолжениями, изображая "несвободу" художника во времена "проклятого тоталитаризма", но художественные результаты тех времен на экране объективно говорят сами за себя

НИКОГДА не думала, что одно лишь чтение телевизионной программы способно рассмешить сильнее, чем какие-нибудь дежурные "Уральские пельмени". Предложения нашего ТВ на первую новогоднюю праздничную неделю вызывают просто гомерический хохот. Ну, судите сами: ни одной интересной или интригующей премьеры, зато буквально на всех каналах проверенный долгими годами репертуар старинных кинокомедий от "Волги-Волги", фильмов Гайдая до "Чародеев", "Москва слезам не верит" и традиционной "Иронии судьбы" с провальным, скажем прямо, продолжением. Из зарубежных блистают такие подернутые патиной времени перлы, как "Голый пистолет", "Эйс Вентура" и "Такси" (не упомню, под каким номером).

Первый канал не погнушался даже "Анжеликой" и россыпью "Крепких орешков", а где-то среди сомнительных развлекательных шоу мелькают алкогольные "Вояжи Степаныча". СТС патриотически выдает полный набор богатырей с горынычами и соловьями-разбойниками. РЕН предлагает "Брата" с "Сестрами" и "Жмурки". Пятый, питерский, стойко тиражирует в эфире бесконечный "След" с "Улицами разбитых фонарей". Конечно, присутствует и "Шерлок Холмс" в каких-то новых вариациях, и "Неуловимые мстители", и "Корона российской Империи"… Несть числа — как же без этого? — программ с песнями и плясками, где заведомо ясно, что без Киркорова, Брежневой, Крутого, Алибасова, Лолиты и каких-то похожих один на другого певцов и певичек в пеньюарах и елочной мишуре наши архитекторы "звездного обеспечения" буквально жить не могут, или же они пребывают в стойкой уверенности, что "народ к разврату готов" и именно подобного требует. Для любителей "разговорного" жанра на ТНТ всегда наготове "Комеди Клаб", а для неграмотных — вечный "Дом 2".

Ничего не имею против чудесных и добрых советских фильмов, на них в любые праздники весь эфир держится. Но они лишь подчеркивают убогость фантазии и творческих возможностей создателей современных картин, что в жанре мелодрамы, что в кинокомедии. Можно сколько угодно ваять очередных "оттепелей" с продолжениями, изображая "несвободу" художника во времена "проклятого тоталитаризма", но художественные результаты тех времен на экране объективно говорят сами за себя. Вот что-то "Золушка" (реж. Н. Кошеверова) на этот раз в новогодние дни позабыта. А какая это светлая и трогательная экранизация! Между прочим, 1947 года ("усатый" был жив еще, господа Тодоровские). У нас же сегодня в бесцензурном кино этот старый прелестный сюжет замусолили в пошлых мелодрамах и сериалах, с придыханием пытаясь внушить зрителю сахарные истории о любви честного миллионера (предпринимателя, бизнесмена) к бедной провинциалке.

Итак, новогоднее ТВ приятными сюрпризами зрителя не побаловало. А что же в итогах минувшего года? Прежде всего в эфире разных каналов появилось немало серьезных и значительных работ в жанре отечественной документалистики. При нынешнем дефиците качественного художественного кино, которое откликалось бы на насущные проблемы жизни российского общества, документальные ленты на актуальные темы современности и истории способны привлечь большее внимание зрителя, расширить аудиторию каналов. Не зря столько ожесточенных споров и размышлений вызывают короткие документальные сюжеты в программе "Специальный корреспондент" на России 1 или документалистика на НТВ и ТВЦ. Жаль, что на "Культуре" как-то внезапно оборвалась передача В. Хотиненко "Смотрим, обсуждаем…", посвященная выдающимся работам мастеров зарубежного документального кино.

Сериалом минувшего года можно по праву назвать "Карпова-2", столь же беспощадного и жесткого, как наша действительность, но все же оставляющего надежду, совсем по Достоевскому, что человек, даже "убивец" и грешник — не безнадежен и каждому воздастся по делам его. НТВ вообще удивило в самом конце минувшего года, показав без особой рекламной помпы две небезынтересные сериальные премьеры: "Горюнов", с выразительным актерским составом, где солирует М. Аверин (реж. М. Малич, В. Балкашинов), и "Шахта" (реж. С. Лесогоров, сценарий И. Куликов, В. Внуков). В "Горюнове" в основу сюжета заложена проза замечательного писателя, моряка-подводника А. Покровского. Не может не радовать смена столичных интерьеров на дальний военно-морской городок с его колоритным бытом. При всей условности показанной в сериале жизни и службы команды атомной подводной лодки получилась добрая и смешная трагикомедия, чистый глоток воздуха после безразмерных криминальных историй, милицейских облав и оборотней в погонах. "Шахта" впервые на нашем ТВ сделана в жанре фантастического триллера, и смотрится этот сериал буквально на одном дыхании. В сюжете есть переклички с "Мглой" по С. Кингу и знаменитым американским сериалом "Иерихон", однако это лишь внешнее сходство, которое авторы даже слегка пародируют. "Шахта" может стать ориентиром на убого развитом сериальном пространстве нашего телевидения, забитого дурацкими ситкомами, слизанными с западных, пропахших нафталином, проектов. Здесь много напряженного действия, тайн и загадок, которые, по мере развития всей этой драматической истории, делают такие крутые виражи, что буквально до самого конца невозможно разобраться в причинах и сути происходящих событий. Но и конец не дает ответа на все вопросы… Или такой? — "Мы все стремимся к своей судьбе, так или иначе…".

1.0x