Подлинная сенсация минувшей недели — Ясон Бадридзе в передаче А. Малкина "Большая провокация" — документальный фильм "Повелитель волков" на ТВЦ. Ученый, подвижник, человек, сохранивший и развивший в себе дар непосредственного общения с природным миром, с тем, что молчит… Утраченный большинством дар, о чем поэт еще в позапрошлом веке писал: "Они не видят и не слышат,/ Живут в сем мире, как впотьмах,/ Для них и солнцы, знать, не дышат,/ И жизни нет в морских волнах". С тех пор мы еще сильнее укрепились в иллюзии, что значительно "усовершенствовались" как вид, однако зачастую шагу не можем ступить без разного рода гаджетов, незаметно превращаясь в их приставку. В передаче все неверно в названиях: ни "провокации", ни "повелителя" не было (но как иначе, увы, привлечь внимание "подсаженного" на всевозможные шоу зрителя?). А был сокровенный человек, мудрец и провидец, читающий "мысли" природы, вошедший в мир волков и заслуживший доверие этих загадочных и внушающих многим ужас существ. Рассказывая о своем многолетнем опыте контактов с волками, Ясон Бадридзе полностью развеивает расхожие представления о них, а его описание характеров и моделей поведения волков, их взаимоотношений в семье и стае, нерушимых законов для членов сообщества при сравнении с тем, что мы наблюдаем в "глобальном человейнике", где постоянно нарушаются все известные заповеди, выглядит далеко не в пользу людей. И уж, разумеется, о притязаниях на титул "царя природы" в ситуации технической гонки и сопутствующем ей роковом отпадении от традиционных начал человеку можно забыть. Так уж сошлось в эфире этой недели, что неутешительные представления Ясона Бадридзе о будущем человечества оказались созвучны прошедшему на Первом канале в "Закрытом показе" фильму Ларса фон Триера "Меланхолия". Здесь мы видим людей, незаметно для себя переживших внутреннюю катастрофу и переродившихся в персонажей некоего искусственного мирка. Мирка комфортного и изысканного, с претензией на интеллектуализм, но духовно опустошенного, обезбоженного, безобразного в своих проявлениях, погрязшего в гедонизме. В обсуждении, состоявшемся после просмотра, рефреном звучала мысль о закономерности финала этого фильма-притчи: существование человека на таких основаниях, какие мы видим в картине (и, увы, приметы чего замечаем вокруг), исчерпано, тома книжной мудрости — лишь интерьер, гениальные произведения искусства — лишь декорации. Завораживающая красота природы никак не отзывается в пресыщенных умах. Так называемая цивилизация рухнула, и закопченное стеклышко в проволочной рамке в руках ребенка — заложника выморочного жизненного уклада взрослых — фиксирует неумолимое приближение развязки. Мне же в завершение этой темы хочется лишь вслед за Л. Толстым, как-то в одной из бесед коснувшемся вопроса неизбежности конца света, повторить: "…только музыки очень жалко".
В информационном телепотоке недели в фокусе новостей из-за рубежа оказалось избрание на Римский престол кардинала из Аргентины, сделавшего знаковый выбор имени — Франциск. И первые же публичные слова нового понтифика о "Церкви бедных" и вопиющем социальном неравенстве, тема первой проповеди — милосердие, его аскетический образ жизни вызвали множество комментариев, где звучала надежда на благотворные перемены в христианском мире. Среди российских новостей выделялась обретавшая порой гротесковые формы "охота" на Гудкова-младшего. Если воспользоваться словцом Ю. Полякова, апофигей этой истории начался на канале Россия 1 в "Поединке" В. Соловьева, где оппонентом Д. Гудкова стал депутат, ведущий программы "Постскриптум" на ТВЦ, профессор А. Пушков. А завершился "Воскресным вечером" у того же В. Соловьева под заглушавшие голоса всех присутствующих крики В. Жириновского "расстрелять!", "на Колыму!", "в Магадан!" Как всегда в подобных программах, здравые подходы и важные факты были "утоплены" спорщиками, ослепленными желанием перекричать оппонента и окончательно смешавшими проблемы детей-сирот, борьбы с коррупцией, наличия зарубежной собственности у наших депутатов и чиновников. Но для зрителя так и остался невыясненным до конца вопрос, из-за которого весь сыр-бор и разгорелся: зачем все-таки, с какой миссией ездил Д. Гудков в США?
Вызывает огромное сожаление, что национальная гордость России — Большой театр опустился до уровня скандального разговора в телевизионном ток-шоу. Вспоминая, какие великие имена и постановки прославили на весь мир эту сцену, с чувством брезгливости оставалось следить за перипетиями глубокой "болезни" коллектива театра, приведшей к омерзительному преступлению. В программу Канделаки-Симоньян на НТВ отважились прийти только Цискаридзе и Волочкова, что еще раз свидетельствует о неблагополучии атмосферы в Большом и о том, что одними следственными действиями там ничего не исправишь. Так же, как и подачками "меценатов". Корни гораздо глубже.
Текущая неделя не порадует кинооткрытиями. В сериальной продукции — лишь вариации избитых криминальных сюжетов, на НТВ, пройдя уже, кажется, все ступени сыскного дела, добрались и до "Топтунов". Первый повторяет детективный сериал "Журов-2" с безвременно ушедшим прекрасным актером А. Паниным. На "Звезде" и "Культуре" — два шедевра советского кино, соответственно, 23 марта "Бессмертный гарнизон"(1956) и 24-го — "Простая история" (1960). Интригует тема очередного выпуска на ТВЦ программы "Большая провокация" — "Повелитель мозга" (19 марта). Там же — классика советского детектива сериал "Визит к минотавру".