Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 8 августа 2013

Игра в ящик

К событиям недели, связанным с телевидением, можно отнести открытие в Москве памятника В.К. Зворыкину. Это случилось 29 июля, в день 125-летия великого изобретателя, нашего соотечественника. Композиция работы скульптора Сергея Горяева и архитектора Алексея Тихонова установлена возле Останкинского пруда, рядом с телецентром "Останкино". Двухметровая фигура Зворыкина отлита из бронзы, а знаменитый "зворыкинский" телевизор, на который опирается ученый, выполнен из мрамора

К событиям недели, связанным с телевидением, можно отнести открытие в Москве памятника В.К. Зворыкину. Это случилось 29 июля, в день 125-летия великого изобретателя, нашего соотечественника. Среди приглашенных, кроме высоких московских и теле-чиновников, наших старейших, еще советских, телеведущих, присутствовали биограф Зворыкина Фредерик Олесси и один из создателей мирового телевидения Марк Кривошеев. Композиция работы скульптора Сергея Горяева и архитектора Алексея Тихонова установлена возле Останкинского пруда, рядом с телецентром "Останкино". Двухметровая фигура Зворыкина отлита из бронзы, а знаменитый "зворыкинский" телевизор, на который опирается ученый, выполнен из мрамора.
"… он улыбается, выглядит задумчивым", — сказала на церемонии Сандра Кнудсен — внучка В. К. Зворыкина. Верно подметила! Как не улыбаться, слушая, например, такие слова генерального директора "Первого канала" Константина Эрнста: "Для нас было принципиально важно, чтобы памятник был интерактивным… Вы можете приобнять Зворыкина, сфотографироваться с ним, можете засунуть лицо в экран телевизора, а если присядете, то за вами будет видна Останкинская башня — один из символов телевидения в нашей стране". Пожалуй, лучше не выразишь кредо вещания руководимого Эрнстом канала. В биографических сериалах, как и во многих других своих ударных программах, так и стремятся здесь "приобнять" персонажей, сделать "попроще", "пониже", поближе к "рядовому" зрителю, как они его себе представляют и формируют. Словом, опошляя все, к чему прикасаются, даже если берут за основу нашумевшую американскую телепродукцию. Не говоря уж о прорыве в секс-воспитании населения — проекте "половой ликбез" в передачах Малышевой, когда студенты медицинского факультета МГУ, загримированные под различные интимные органы, изображают выделение тестостерона и сперматозоидов, распевая куплеты вроде "если ты с яичками, значит, ты мужик"… Не отстает и Малахов от Малышевой, в одном из последних перед отпуском шоу собравший в студии некоторых персонажей видео-мусора из Интернета. Под "шапкой" "Аффтар жжот" прокрутили на всю страну безобразные, брутальные ролики с трясущимися жирными животами и задницами. Потом показали самих "героев" этих роликов, по-видимому, не соображающих, на какой срам они себя выставляют, да и перед собственными детьми и родней им, похоже, тоже не стыдно. Могут возразить, раз они сами выложили в инете такие видео-сюжеты, значит, подобная слава их не смущает. Верно, их не смущает, но вот почему этот площадной юморок не смутил российский центральный канал — большой вопрос.
И никто на церемонии открытия памятника В. К. Зворыкину не вспомнил, а было бы весьма актуально на фоне останкинской телеиглы, что говорил о своем детище на склоне лет, в возрасте высокой мудрости, будучи свидетелем многих эпохальных событий и роли телевидения в них, сам изобретатель телеящика. Напомним его слова читателю: "Я создал монстра, способного промыть мозги всему человечеству. Это чудовище приведет нашу планету к унифицированному мышлению… Ты оцениваешь действительность по тем, кого ты видишь на экране, кого слушаешь. Иногда ты споришь с ними, возражаешь и даже, кажется, побеждаешь в споре. Но это — только видимость. Главный — тот невидимый, кто нажимает на кнопки. Это он определяет, кого показывать и что говорить для достижения своих целей. Из сотен говорящих он, невидимый, выбирает тех, кто нужен ему, а не тебе, мне или истине. Он выбирает тех, кто втягивает тебя в болтовню о чепухе вместо обсуждения сути дела". И далее: "Лучшая деталь в телевизоре это — выключатель".
Разделяя слова В. К. Зворыкина, все же хочу заметить, что редко, но можно попасть на программу, от которой нельзя будет оторваться, хотя никаких сенсаций, тем более политических дрязг, там не увидишь. Из последних моих открытий — документальный цикл на кабельном канале "Nature" о жизни английской семьи в лесной местности. Отец вместе с детьми, а их у него трое, день за днем ведет наблюдение за обитателями реки и леса. Они спасают вымирающую популяцию водяных крыс от хищницы-норки, следят за приметами смены времен года, за тем, как ловят рыбу зимородки… Семья по просьбе зоозащитников решает приютить предназначенных к утилизации кур с птицефабрики, которые уже перестали нестись. Эти куры никогда не видели солнца, не ходили по траве, и поначалу, выпущенные из клетки на землю, они замирают, будто изваяния, боясь сделать шаг. Но проходит время — птицы оживают, преображаются и, к радости детей, снова начинают нестись. Вся эта вроде бы немудреная, а на самом деле захватывающая жизнь, снимается на камеру и сопровождается живым, непринужденным текстом. Вот такой своеобразный дневник натуралиста из английской глубинки. Кстати, культурная традиция ведения подобных дневников, если вспомнить творчество М. Пришвина, В. Бианки, у нас очень сильна. Однако сегодня из российской глубинки ничего подобного по ТВ не увидишь. Можно подумать, людей преследуют одни катастрофы, криминал и тяжбы. Не видят они красоты окружающей природы, не замечают ее обитателей, если только не выходят с ружьем, чтобы бессмысленно убить кого-то из них…

1.0x