"Каменный гость" постучался к нам на минувшей неделе! С силой, превышающей удар в Хиросиме, прорвал атмосферу, и в оставленной им воронке закружилась информация о Челябинской катастрофе… В комментариях новостей всех каналов о тысяче пострадавших и миллиардных убытках сквозил недоуменный вопрос: как при вроде бы существующих космических и оборонных программах возможно подобное? Чай, не в 1908 году живем… Однако никто из комментаторов, даже в специальной программе "Прямой эфир" на России 1, не коснулся главного: сегодня у нас нет систем, по- зволяющих вести наблюдение за космическими объектами, и стратегии исследования космических явлений тоже нет, торгово-потребительский вектор движения страны, нацеленный на быстрые прибыли, этого не требует, в результате чего угроз из Космоса как бы не существует… Понятно, что по-иному и быть не может, когда видим на телеэкране "лицо" нашего бизнеса в фильме А. Рогаткина, показанном в программе А. Мамонтова (12.2), о выкрутасах бизнес- мена-авантюриста Полонского, о любовно выращивающем крокодильчиков всё в той же Камбодже отставном высоком чиновнике. Могли бы еще добавить кадры с плясками на "Авроре" или с развлечениями нашей так называемой "элиты" в Куршавеле… И никакие призывы главного редактора журнала "Эксперт" В. Фадеева "демонстрировать положительное лицо российского бизнеса" проблем не решат. Так что пока "мировые правительства" будут договариваться о создании системы защиты из Космоса, а мы, как рекомендовали нам "Железные леди" в своем премьерном выходе на НТВ, из-под стола пересматривать "Звездные войны", разграбление страны будет успешно продолжено. Прав А. Рогаткин, сказавший в начале передачи Мамонтова: до списка "Форбс" доросли, а социально-ответственного бизнеса, своих Джобса, Гейтса — не выросло. Так что желающих вспомнить опыт С. Морозова: построить, к примеру, хотя бы одну общедоступную больницу, — не находится…
Кстати, обещанное помпезной рекламой небывалое по накалу полемики ток-шоу Канделаки-Симоньян обернулось набором уже переваренной всеми каналами информации о челябинском событии. Заинтриговало лишь вступление Канделаки, из которого так и осталось неясно, что имелось в виду под словами "хороший знак" для первого выхода их программы — то ли падение метеорита, то ли что "леди" освещают "событие планетарного масштаба".
В жанре телевидения "замочной скважины" тяжелое впечатление оставили двойной выпуск передачи Малахова "Пусть говорят" — оренбургская история о найденном через 35 лет сыне, и "Прямой эфир" М. Зеленского (Россия 1) с вопросом к аудитории: "Касаткину и Колесова погубил родной сын?" К сожалению, у Зеленского не услышали призыв режиссера А. Житинкина: не стоит выставлять на показ закулисный, интимный мир человеческих чувств и отношений, он не имеет однозначного измерения. А оренбургская драма за рамками телеэфира вполне может получить роковое развитие, но это устроителей передачи не заботит, главное — "обнимитесь "на камеру"…
Изрядно повеселили первые серии премьерного сериала "Страсти по Чапаю" на Первом канале. Здесь "испекли" (уж не по рецепту ли Дарьи Донцовой, ведущей программы "Дешево и сердито"?) эдакий гламурный комикс с ражими парнями и девками под развесистой клюквой. Картина сделана без души, любви и подлинной страсти, несмотря на название. Почему же так фальшивы и убоги наши сериалы и фильмы на историческую тематику? Что о Фурцевой, что о Чкалове, что, вот, о Чапаеве… Первый канал аккуратно штампует поделки: Чкалов и водка, Чкалов и бабы, Чкалов и Сталин… "Авиатор" не получается! Линия Чкалов и Авиация, которая должна бы по идее стать главной, оказалась на заднем плане. Так же случилось и с Чапаевым: "баб" Георгиевскому кавалеру оставили, а рассказ о триумфе и трагедии человека великой и сложной эпохи не получился. Может, тайна кроется в представлении премьеры ведущей Первого канала: вы увидите такого Чапаева, которого вам не показывали в советское время… Увидели. Даже Р. Эверетт в новой версии "Тихого Дона" был достовернее.
Из премьер текущей недели привлекает внимание сериал "Игра" на НТВ. После сверхрейтингового "Карпова" и популярного "Глухаря" талантливый сценарист Илья Куликов представит свою новую работу — правда, уже опробованную украинским ТВ. Продолжится интересный сериал "Карточный домик" (реж. Д. Финчер) о закулисных интригах в американском истеблишменте; стоит смотреть захватывающую политическую драму Р. Полански "Призрак", глубокий и тонкий, классический фильм П. Уира "Пикник у висячей скалы", а также удостоенную "Оскара" и премии Берлинского МКФ драму А. Фархади "Развод Надера и Симин" (2011) — образец высокого искусства молодого иранского кинематографа.