Когда видишь, с какой регулярностью циркулируют в эфире ТВ одни и те же зарубежные фильмы, — оторопь берет. Уж если запустят на каком-то канале линейку боевиков, например, со Стивеном Сигалом или Лундгреном, так потом по всем каналам они разойдутся. Серьезные и значительные работы иностранных мастеров кино, тем более относительно новые — нынче редкость. На минувшей неделе и выделить нечего. Скажут: главное — рейтинг. И до глубокой ночи на НТВ демонстрируются "рейтинговые" "Морские дьяволы" — по сути, патриотическая "ролевая игра", где в безразмерном потоке событий и взрывов тонут все концы и начала, а питерский 5 канал превращается в сериальный "отстойник" нашего современного детективного примитива. То, что в последнее время стали больше показывать отечественную кинопродукцию под девизом "пусть хоть плохонькое, но свое" — очевидно. Конвейер доморощенных криминальных сериалов как запустили с конца 90-х годов, так по сей день он только наращивает мощность. Многие из этих сериалов почти неразличимы по драматургическому материалу, актеры, как фишки, перемещаются из одного в другой, и даже сюжетные ходы навязчиво повторяются. Зато совершенствуются спецэффекты, нарастает жестокость в кадре, а универсальный архетип следователя постепенно вытесняется следователем с "личными проблемами", но от этого качество подобной продукции не улучшается. Общий посыл большинства таких поделок — старая песня на новый лад: "кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет". Есть, мол, отдельные злые структуры и коварные личности, не признающие ничего святого и претендующие на вседозволенность. Дело зрителя — не задумываться о том, как переделать общество или о причинах и корнях вопиюще негативных явлений, а неотрывно следить за усилиями "настоящих мужиков" по устранению конкретной грязи и единичных последствий извечного общественного несовершенства. Приятное исключение на этом фоне — "Чужой район" (реж. А. Коршунов, М. Бриус), идущий на НТВ (премьера состоялась в 2012 г.) Этакая не лишенная юмора и блестящих деталей "ментовская сказка" с симпатичным героем — мнимым простаком капитаном Фроловым в удачном исполнении Дениса Рожкова. Впрочем, и весь актерский состав этого сериала представляет собой органичный, яркий ансамбль в разворачивающихся чередой то забавных, на грани анекдота, а то и жутковатых событиях на окраине невской столицы.
Телевизионное событие недели — премьера сериала С. Соловьева "Анна Каренина". И если уж говорить о "священной корове" телевизионщиков — рейтинге, картина собрала к последней серии до 16% телеаудитории, что является хорошим показателем для экранизаций классики. В обсуждении этой премьеры на разных сайтах и в СМИ сразу проявилась одна особенность, которая, по моему мнению, раскрывает основную причину неудовлетворенности зрителя работой известного мастера. Все отмечают, и с этим нельзя не согласиться, погруженность в атмосферу книги Толстого, блестящую игру О. Янковского в роли Каренина, ставшего в сериале практически главным героем, наконец, прелесть костюмов и деталей интерьера в некоторых эпизодах и сценах, глубину настроения пейзажей. Заметим попутно интересный момент: в последнем, английском, варианте "Анны Карениной" (реж. Джо Райт), российский зритель, в общем, прохладно воспринявший фильм, также выделил Каренина (в исполнении Джуда Лоу). Но аудитория картины С. Соловьева после перечисления ее достоинств тут же сосредотачивается на том, что представляется неудачей режиссера: несоответствие возраста актеров и персонажей Толстого, особенно Татьяны Друбич в роли Анны, вызывает недоумение и выбор актера на роль Вронского. Зрителю невозможно забыть нервную, тонкую красоту и аристократизм Вронского-Василия Ланового в фильме А. Зархи 1967 года. Возникает вопрос: почему впечатления людей дробятся, почему сериал разбирается и оценивается ими в отдельных моментах киноповествования? Возможно, ответ заключается в словах другого замечательного кинодеятеля, сказанных, правда, совсем по иному поводу: "рассматривать кино невозможно, сопереживать — да". В соловьевской версии романа Толстого не высекается искра зрительского сопереживания происходящему на экране в целом. Если бы было иначе, мы, захваченные энергетикой фильма, его движением, страстями героев, не заметили бы просчетов его создателей и простили им многое из того, что сейчас "рассматриваем" именно как иллюстрацию, во всех деталях. И все же по нынешним временам нужно быть благодарными С. Соловьеву за его пиетет в подходе к тексту Толстого. Он не пытался в погоне за модой развернуть перед зрителем "энциклопедию" комплексов, маний и духовной пустоты, что сейчас "продвинутыми" в оценке разрушителей русской классики критиками восторженно именуется "палитрой режиссерских" приемов и "новым прочтением".
На текущей неделе отмечается столетие со дня рождения С.В. Михалкова. К этой дате канал "Культура" приурочил ряд передач, а 13 марта на том же канале состоится трансляция торжественного вечера, посвященного памяти поэта-гражданина, из Большого театра. Среди фильмов недели — 16 марта знаменитая картина Ларса фон Триера "Меланхолия" на Первом. Вызывают интерес вечерние документальные программы ТВЦ: 12 марта "Большая провокация" — "Повелитель волков" и 14 марта "Хроники московского быта" — "Курортный роман". На НТВ продолжается сериал "Чужой район".