Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 22 октября 2015

Игра в ящик

Маньяки, "серийники", социопаты толпами наступают на зрителя из эфира Первого канала. Там, где зрелище — идол, есть и соответствующий "символ веры": рейтинг — всё, остальное — ничто! По ночам идут шведско-немецкий "Код сто" и американский "Мотель Бейтса". В "Коде…" некто, упивающийся собственной властью над людскими инстинктами, управляет целой виртуальной системой, придуманной им для того, чтобы всё самое низменное и страшное, лелеемое в мозгах несмелых извращенцев — реализовалось, вышло наружу de facto в виде чудовищных преступлений. Зло это похоже на змея: сколько голов ни отрежь — вырастают новые, с новыми извращениями, так что сыщикам предстоит, пройдя через многие испытания, найти ключик, код для пресечения этого зла…

Маньяки, "серийники", социопаты толпами наступают на зрителя из эфира Первого канала. Там, где зрелище — идол, есть и соответствующий "символ веры": рейтинг — всё, остальное — ничто!

По ночам идут шведско-немецкий "Код сто" и американский "Мотель Бейтса". В "Коде…" некто, упивающийся собственной властью над людскими инстинктами, управляет целой виртуальной системой, придуманной им для того, чтобы всё самое низменное и страшное, лелеемое в мозгах несмелых извращенцев — реализовалось, вышло наружу de facto в виде чудовищных преступлений. Зло это похоже на змея: сколько голов ни отрежь — вырастают новые, с новыми извращениями, так что сыщикам предстоит, пройдя через многие испытания, найти ключик, код для пресечения этого зла…

"Мотель Бейтса" является предысторией знаменитого фильма ужасов Хичкока "Психо", но его действие перенесено в наши дни. Этот сериал — подробная "реконструкция" причин, которые сделали из ребенка, любящего свою мать, существо, страдающее раздвоением личности, способное на бессмысленное насилие. Как справедливо писала американская критика: "всё самое страшное происходит в наших головах". А что происходит в головах зрителя, которого раз за разом погружают в клинику ущербного сознания? Примерные семьянины и импульсивные психопаты, "миссионеры" и каннибалы, "локальные" и "странствующие" — создается впечатление, что на Первом решили представить публике энциклопедию серийных убийц, демонстрируя этот психиатрический феномен во всех аспектах: историческом, биографическом, криминологическом, психологическом и даже культурном.

Разумеется, не забыт и контингент местных монстров. Этим выделено время в прайм-тайм. Только закончился сериал "Нюхач-2" (реж. А. Литвиненко, сцен. А. Литвиненко, А. Бабик), где свихнувшийся на личной трагедии мститель, сколотив банду, вершит собственное правосудие, как Первый предложил более изощрённое блюдо на тему маньячества — сериал "Метод" (реж. Ю. Быков, сцен. О. Маловичко. Д. Иванов). "Нюхач" и в первом сезоне изобиловал штампами. Спасали ирония по отношению к происходящему и яркий типаж актера К. Кяро. Во втором сезоне не помогли ни актёр, ни приглашённый английский оператор Г. Фрейк: штампы, да еще сдобренные спецэффектами, стали играться всерьёз, что создавало лишь пародийный эффект. Тем более, что авторы ленты, не отягощенные креативностью, опустились до профанации замысла остросоциального сериала "Меч" (можно и другие перечислить на подобную тему). В результате от скрещивания "нюхача" с "мечом" вышел сомнительной свежести "вторичный продукт". Но недешёвый! По информации с сайта "Вокруг ТВ", если стоимость производства одного эпизода "Нюхача" первого сезона составляла $350 тыс., то каждый эпизод второго стоит уже $500 тысяч…

В "Методе" главный герой, мрачный следователь-одиночка с невероятной раскрываемостью дел разнообразных маньяков — … сам маньяк, который превосходит "талант" Нюхача: он нутром "чует" своих собратьев, в чем и заключается его загадочный, эпатирующий окружающих метод. При этом одних, особо злостных маньяков, ему позволено ликвидировать, других — он либо сдает на лечение, либо корректирует сам и опекает как свою паству, называя "нашими"… От американского "демона Декстера", персонажа нашумевшего одноименного сериала, тоже работника полиции, чьи социопатические наклонности вовремя распознал его приёмный отец и научил направлять растущую жажду убийства в "полезное" русло — убивать только тех, кто этого заслужил: преступников, избежавших правосудия из-за лазейки в законах или нехватки улик, следователя из "Метода" отличает лишь то, что он не занимается на экране "расчленёнкой" не поддающихся "перевоспитанию" маньяков. А их здесь настоящий букет: садисты, душители, педофилы, насильники, пироманы…

Продюсер ленты, небезызвестный А. Цекало, настолько вжился в сюжет, что даже сам сыграл в сериале — подручного "праздничного" маньяка, дарившего подарки выпускникам, которые мучительно убивали их. Но самое смешное и отвратительное, когда в стремлении хоть как-то "возвысить" спродюссированный им "продукт", Цекало пытается морализировать. В одном из интервью он говорит: "Наш сериал не про маньяков, а про любовь, которая называется "недолюбленность"… Не просто так случилось, что все эти персонажи стали маньяками… У людей, которых недолюбили в детстве и появляются патологии". Подобные дилетантские бредни с убийственной иронией отметаются в известном фильме Д. Шумахера "8 мм". Серийный убийца смеется в лицо вышедшему на его след детективу: "Будете рассуждать, что я стал таким, потому что меня угнетали родители, мама в детстве била? Знайте, у меня было прекрасное, счастливое детство". Следом Первый канал выпускает третью часть проекта К. Эрнста и Д. Евстигнеева ("Мосгаз", "Палач") — сериал "Паук" (реж. Е. Звездаков), где опять же не обходится без зловещего серийника. А на будущее уже рекламируется очередная психическая атака на зрителя — сериал "Инквизитор", вообще не обещающий спасения…

Самый нужный и важный вопрос: для чего, для кого подобные фильмы? Манипулируя потаенной человеческой страстью к загадочному, зрителя с помощью современных технических приемов и средств мастерски погружают в атмосферу удушья, тревожного ожидания и безысходности, вводят в замкнутое пространство немыслимых преступных перверсий, где личность начинает двоиться и множиться, будто в разбитом зеркале. Игра теней и отражений, ванная, медленно наполняющаяся кровью, мерцающее сквозь неё обнаженное женское тело, застывший влажным перламутром мертвый глаз, завораживающая ужасом музыка… Все это делает своё дело, подавляя сознание, вовлекая в потоки чьих-то больных чувств, мыслей, переживаний, которые не принадлежат нам, но могут стать своими.

1.0x