Закончился "мертвый сезон" на ТВ. Многие каналы анонсируют свои премьеры, среди которых немало новых ток-шоу и сериалов — и оригинальных, и экранизаций классики, и биографических, именуемых модно байопики. В частности, Первый покажет многосерийные байопики о целительнице Джуне, дрессировщице Маргарите Назаровой, певце Петре Лещенко, а канал Россия 1 — об актрисе Людмиле Гурченко и певице Клаудии Коваль, с триумфом выступившей на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Правда, авторы этого сериала уверяют, что образ главной героини собирательный: он вмещает черты Майи Кристалинской, Аиды Ведищевой, Эдиты Пьехи, Анны Герман, Тамары Миансаровой и других звезд советской эстрады. Что-то результат этой "сборной" мало внушает доверия…
Зрителя России 1 ожидает также экранизация "Тихого Дона" М. Шолохова режиссера С. Урсуляка. В. Фурман для Первого экранизировал последний роман В. Аксенова о "шестидесятниках" "Таинственная страсть", книгу с явными признаками нарциссизма автора, довольно рыхлую и поверхностную, мягко говоря, далекую от реальности. Канал продолжает свою линию на создание в головах более молодой аудитории миражей вместо хотя бы мало-мальски достоверной картины советской действительности, о чем свидетельствуют сериалы вроде "Орлова и Александров", "Фарца" и пр. А для тех, кто видит во временах "оттепели" зарю "свобод" перестройки, будет повод для ностальгии и замшелых инвектив в адрес "проклятого тоталитарного прошлого".
Разумеется, в начинающемся сезоне представлены в сериальном жанре и "продукты" излюбленного ремесла телевизионщиков — адаптации успешных зарубежных форматов. В частности, мы увидим на Первом российскую версию каталонского телесериала (2011) "Красные браслеты", где действие происходит в детском корпусе многопрофильной больницы. Как отмечают критики, видевшие испанский оригинал, драматические истории больных детей рассказываются здесь трогательно и жизнеутверждающе. На данный момент более 13 стран взялись за адаптацию этого проекта. Восьмисерийная криминальная драма "Клим" (реж. К. Оганесян) — российская версия популярного британского сериала BBC "Luther" (2010–2015). На том же Первом канале в сериале "Нюхач" мы уже видели детектива, обладавшего феноменальной способностью нюхом чуять преступников, для него "каждое преступление имеет свой запах", теперь же полицейский Клим (К. Лавроненко) до службы в правоохранительных органах был ученым-этологом: изучал повадки волков, живя в стае. В полиции Клим с успехом применяет свое выдающееся чутье для поимки бандитов, не используя оружия, в его арсенале — интуиция, провокационные допросы и знание повадок зверей. Звучит интригующе, а если у этого Клима не будет еще стервы-жены, которая бы его терроризировала, а именно такой спутницей жизни "наградили" несчастного Нюхача создатели одноименного сериала, то, будем надеяться: восемь вечеров напряженного зрелища нам обеспечены. К слову сказать, "женская тема" в отечественной киноиндустрии давно требует отдельного разговора. Большинство главных, да и второстепенных героинь нынешних фильмов и сериалов ничего, кроме отвращения и оторопи, не вызывают. Иной раз закрадывается крамольная мысль: не наделяют ли сценаристы своих персонажей женского пола собственными неудовлетворенными амбициями и комплексами, настаивая на их нормальности? Для меня самый яркий пример — лента "Интимные места" (сцен. Н. Меркулова, А. Чупов). Там, в галерее отталкивающих перверсивных типов, есть сотрудница некоего комитета по нравственности (Ю. Ауг), обсуждающая законопроект о запрете эротики. Сама же, буквально одержимая сексом, она по-животному отдается буквально первому встречному…
Несомненно, на Первом канале привлечет внимание зрителей 16-серийный психологический триллер "Метод" (сцен. Д. Иванов, в главных ролях К. Хабенский, П. Андреева) Ю. Быкова, талантливого режиссера, автора таких беспощадных, трагических фильмов о нашей современности, как "Жить", "Майор", "Дурак". "Метод" — остросюжетная драма о темной и светлой стороне человеческой натуры, о человеке, преодолевающем в себе патологические наклонности. Став лучшим следователем управления, специализирующимся на раскрытии серийных убийств, герой "Метода" тщательно охраняет секрет своей успешной работы, который заключается в том, что он, несостоявшийся маньяк, хорошо понимает логику действий маньяков, переступивших черту, угадывает их мотивы и в деталях способен представить картину преступления.
Хотя после сериала "Пепел" Вадим Перельман, чья социально-психологическая лента "Дом из песка и тумана" получила три номинации на "Оскар", не планировал работать в России, он всё же согласился стать режиссером нового сериала "Измены" (сцен. Д. Грацевич), заявленного премьерой на ТНТ. Главную роль в "Изменах" играет Е. Лядова (она снялась и в "Пепле") — лауреат кинопремии "Ника" ("Левиафан", 2014) и приза ММКФ-2015 за лучшую женскую роль ("Орлеан"). Нам обещают "взрослую историю для зрелых людей" с элементами драмы, комедии, иронии и абсурда. В центре сюжета "Измен" — история внешне благополучной замужней женщины, имеющей трех любовников. Данная "оказия" в сети рекламируется как "сериал о современных женщинах, которые хотят получить от жизни всё, и иногда им это даже удается". Пока непонятно, что привлекательного для себя нашёл В. Перельман в этом, в общем-то, заурядном сюжете. Какие творческие и психологические открытия он сможет предложить зрителю, погрузив его в "прозу жизни" ничем не примечательных персонажей, кроме их запутанных интимных отношений. В фильме "Дом из песка и тумана" ему удалось из истории двух людей, готовых на всё, лишь бы доказать свое право на владение домиком на берегу океана, сделать впечатляющую драму-символ о крахе "американской мечты".