Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 6 августа 2015

Игра в ящик

"У трупа шансов не было" — в этой фразе из сериала "Своя чужая", премьера которого на минувшей неделе стартовала на России 1, заключена исчерпывающая характеристика подавляющего большинства российских сериалов. Нет у них шансов на долговременное признание зрителя. Смотрят их, в основном, исходя из принципа "на безрыбье…". На сегодняшний день, благодаря усилиям наших кинематографистов, это жанр мертворожденный, на потоке перерабатывающий старые сюжеты, а не создающий новые.

"У трупа шансов не было" — в этой фразе из сериала "Своя чужая", премьера которого на минувшей неделе стартовала на России 1, заключена исчерпывающая характеристика подавляющего большинства российских сериалов. Нет у них шансов на долговременное признание зрителя. Смотрят их, в основном, исходя из принципа "на безрыбье…". На сегодняшний день, благодаря усилиям наших кинематографистов, это жанр мертворожденный, на потоке перерабатывающий старые сюжеты, а не создающий новые. Интрига здесь могла бы заключаться в оригинальной реализации, пусть и банального, жизненного материала или в его неожиданном переосмыслении. Но этого не происходит… Кроме того, на крупных государственных и частных каналах демонстрируется кинопродукция, где используются распространенные во всем мире и уже ставшие общим местом содержательные модели, зачастую ухудшенные, топорно "вписанные" в отечественную специфику. Самый яркий пример — "Родина" П. Лунгина, когда даже талантливейший Владимир Машков не смог сделать основные коллизии фильма убедительными. Так что при самом снисходительном отношении не увидишь на телеэкране ни свежих идей, ни современной режиссуры, ни оригинальной отечественной драматургии. Исключения, вроде мини-сериала "Уходящая натура" Д. Иосифова и Н. Лырчикова, лишь подтверждают правило.

Пересняли старые советские комедии, пересняли великую военную классику ("А зори здесь тихие…" С. Ростоцкого, "Молодую гвардию" С. Герасимова) с одинаково провальным результатом, переместились поближе, в 90-е, взялись сделать ремейк из популярного фильма "Американка" Д. Месхиева (1997)! Попытались изобразить нечто вроде "анти-Доктора Хауса" в сериале "Костоправ" (реж. В. Мельниченко), и хотя идея, сама по себе, интересная, однако бредовый сценарий не спас даже замечательный актер А. Горбунов. Но вот переснимать латиноамериканское "мыло" — это примета уже не кризиса ума и творческой фантазии, это настоящая клиника! Что и доказал сериал "Все только начинается" (Россия 1, реж. Д. Кузьмин, сцен. В. Павлов), где самый колоритный и живой персонаж — киллер-неудачник в исполнении актера А. Денисова. Все остальное — откровенная халтура: картонные герои, отсутствие сюжетной логики, невнятные диалоги, надуманные страсти, не вызывающие никакого эмоционального отклика, а финал вообще наводит на мысль, что актеры и создатели ленты, уставшие от всей этой мелодраматической мешанины, не чаяли, как побыстрее закончить фильм.

С не меньшей степенью дурной креативности потрудились и авторы сериала "Мама-детектив" (реж. М. Вайнберг, сцен. Б. Бердыев), показанного на Первом канале. Они "перелицевали" комедийный испанский детектив "Тайна Лауры" в детектив "с элементами мелодрамы и юмора". Но, как уже писалось, с юмором у нас совсем плохо. В этом сериале вызывать смех должна была, по-видимому, отягощенная парой неуправляемых деток женщина-сыщик в летах на последних месяцах беременности. На протяжении всего фильма она разнообразно пыхтит, кряхтит, постоянно что-то жует и при этом разговаривает с набитым ртом, лезет с поцелуями и объятьями к молодому повесе-напарнику, походя раскрывая преступления. Все это действо что-то отдаленно напоминало. Наконец, осенило: да ведь это Коломбо! Беременный Коломбо в юбке и без привычной собаки. А так, ничего нового: те же детективные трюки, нелепые манеры, такая же одежда обтерханная… Правда, не знаю, лучше ли огламуривание персонажа-сыщика. В упомянутом уже сериале "Своя чужая" (реж. А. Элинсон) на роль начальника убойного отдела в звании подполковника взяли актрису М. Шукшину. Большего пародийного эффекта, рождающегося от несовпадения образа и выполняемой миссии, не припоминаю. Рекламная красотка М. Шукшина, конечно, изо всех сил тужится соответствовать отведенной ей по сценарию должности и выглядеть жесткой, с острым умом ищейкой, которая не спасует перед любым преступлением. А на экране мы видим, как суетится, по-бабьи взвизгивает и бегает капризная дамочка, разумеется, с неустроенной личной судьбой. Мечется между подонками-сослуживцами, мечтающими выжить это "недоразумение" из своего теплого полицейского коллектива, и настоящими мужиками-подчиненными, сумевшими оценить эффектную начальницу, между бездомным котенком, мамашей-деспотом и слабовольным любовником — нефтяным бизнесменом… Увы, ничего неожиданного, в сценарии был использован дежурный набор мелодраматических штампов, несмотря на то, что трудилось над ним рекордное количество сценаристов — 15 человек! А идею сериала опять "украли" — у создателей американского детектива "Ищейка" с К. Седжвик. Так же, как, к примеру, беззастенчиво, но бездарно использовали элементы сюжета известного фильма "Госпожа Горничная" (реж. У. Ван, в главной роли Д. Лопес) в невыносимо слащавой ленте "Отель для Золушки" (реж. С. Гиргель, сцен. В. Игнатьев), показанной в воскресный вечер на России 1. Надо сказать, что сюжет с разнообразными провинциальными "золушками", обретающими вожделенное счастье с миллионерами-принцами, активно тиражируется отечественными кинопроизводителями, не стесняющимися буквально "под копирку" от фильма к фильму воспроизводить одни и те же сюжетные линии: она — простушка, он богатый, неземная любовь, семья против, беременность, ребенка отняли, интриги, тюрьма, борьба за выживание, счастливый конец…. Образец подобного "мыла" — сериал "Соблазн" (реж. О. Субботина, сцен. Е. Ласкарева), только что повторно прошедший на Первом канале. Намекают, по просьбам телезрителей. Тупик?

Неизвестно, сколько лет и усилий потребуется, чтобы телевизионная аудитория после таких "впрыскиваний" сумела оценить качественное кино. Тем более что в сетке вещания ни одного из каналов не предусмотрено передач, где обсуждались бы новые тенденции и проблемы киноискусства. Нет такого навигатора на телевидении.

1.0x