Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 30 июля 2015

Игра в ящик

Думаю, в скором времени на телеканале "Матч" нам следует ожидать репортажей о "сладкой жизни" миллионеров от спорта, их детишек и жен в модных прикидах, рекламу трусов Л. Месси или футболок сестер Уильямс. И это еще самое безобидное… Справедливо мнение, что Канделаки персонифицирует такое явление как гламуризация, тесно связанное с культурой массового потребления, когда все зиждется на моде и гедонизме с акцентом на иллюзию красоты и роскоши, на внешний блеск. Наверное, гламуризация спорта обещает большие доходы и рейтинги новому каналу и его собственникам… В проигрыше останутся мальчишки, играющие в дворовый футбол на пустырях…

Весьма показательна в плане возможных перспектив развития российского телевещания новость минувшей недели — назначение руководителем нового спортивного канала "Матч ТВ", который будет создан на базе "России 2", Тины Канделаки, небезызвестной любительницы погонять вдоль Лазурного берега на спортивном авто с олигархом и ведущей скандальной вечеринки на крейсере "Аврора" в 2009 году, увенчавшей Петербургский экономический форум. Напомним, "хозяином" того безобразного кутежа по поводу дня рождения одного входившего в моду среди так называемой "тонко организованной" публики журнальчика был миллиардер М. Прохоров, гостями — практически весь городской бомонд и бизнес-элита, а также губернатор В. Матвиенко и министр экономического развития Э. Набиуллина. Очевидно, уставших от "высоких дум" о будущем России на экономическом форуме бизнесменов не смущала пьянка на боевом корабле номер один ВМФ России, между прочим, памятнике истории, как не помешал чиновникам тот факт, что в горячо почитаемой ими Европе участие госдеятеля в частных мероприятиях является признаком лоббизма и коррупции. Правда, еще не в тренде были декларации о "величии нашего исторического прошлого" и "патриотизме". И все же после одной из особенно смачных песенок Шнурова, когда восторг гостей достиг апогея, и они в костюмах начали прыгать с палубы в воду, Канделаки "с привычной для себя скоростью речи комментировавшая происходившее", "патриотично" посоветовала всем участникам вечеринки "ехать — решать демографические проблемы".

Так, казалось бы, где спорт и где Канделаки? Не торопитесь. К месту будет обозначить здесь, пусть и в общих чертах, вехи ее богатой медиа-биографии: в начале 2000-х вела программу "Детали" на развлекательном до животного уровня СТС (образец — сериал о прапорщике Задове и генерале Сиське), поражая еще не до конца одичавшего зрителя не столько убогим светским щебетанием с представителями тусовки шоу-бизнеса, сколько своими нарядами; затем, приобщившись к "высоким ценностям" либеральной журналистики на радио "Эхо Москвы", с 2008 по 2009 вместе с "элитным" журналистом А. Колесниковым (это первую годовщину его издания праздновали на "Авроре") вела на ТВ программу "Нереальная политика", где, опять же, гостями становились "звезды" эстрады, кино и бизнеса и даже отметились некоторые общественные фигуры и политики (Р. Кадыров, В. Чуров, Н. Белых, М. Прохоров, А. Фурсенко). В 2009-ом, благодаря протекции президента Д. Медведева, перед Т. Канделаки открылись высоты на государственном поприще: ее пригласили в Общественную палату РФ, и она занялась вопросами народного просвещения настолько активно, что ходили стойкие слухи о ее назначении на пост министра образования. Гораздо успешнее, чем, к примеру, участие в качестве соведущей в ток-шоу "Железные леди" на НТВ в 2013-ом, развивалась бизнес-карьера Т. Канделаки, в частности, сотрудничество с одной из известных транснациональных косметических компаний. С учетом всего этого нетрудно предположить, какие инновации станет внедрять Т. Канделаки в наше спортивное телевещание. Ведь теперь именно ей предстоит формировать будущее "контентное (то есть, содержательное, по неологизму самой Канделаки — "сутевое", что демонстрирует ее "креативный" подход и к русскому языку) наполнение сетки канала "Матч". Тем более что в помощники она взяла Н. Билан, которая долго была генпродюсером канала "Домашний", а потом возглавляла собственное производство холдинга "СТС Медиа" — производила сериалы, ситкомы и телешоу. Под руководством Билан "Домашний" из безобидного диетического продукта для скучающих домохозяек и офисных дамочек сделал впечатляющий рывок в джунгли "бульварной" журналистики самого "желтого" пошиба, местами превзойдя в цинизме и пошлости наиболее одиозные программы Малахова и НТВ. Только без энтэвешного драйва и жесткости, а в режиме сиропного любования жизнью всех этих "рублевских" жен, женихов и любовниц с их страстишками, особняками и побрякушками, что еще отвратительнее.

Вообще-то "целевая аудитория" "профессионалов" саморекламы типа Канделаки — это аудитория небезызвестного в столице кафе "Жан-Жак", где собирается разного рода богемная публика, клерки и менеджеры, состоятельные студенты, читатели журнала "Сноб". Она и себя относит к этому срезу общества, о чем прямо говорит в интервью после митингов на Болотной: "а сегодня-то вышли собственники. Это абсолютно новое качество протеста. Мы же все, кто ходит в "Жан-Жак", про многое знаем уже… И мы прекрасно знаем, как Медведев всегда отстаивал телеканал "Дождь". Да, безусловно, это новый класс, это успешные люди с мышлением собственников… если бы во власть пришли такие люди, как Илья Ценципер, Юрий Сапрыкин, Денис Свердлов, Давид Ян и другие, я бы только радовалась". По-своему вторит "боссу" Н. Билан, объясняя мотивы перехода на спортивный канал: "мои ровесники — коллеги, знакомые, друзья, поменяв судьбу, работу, жен или мужей, не начинают выпивать или уезжать на Гоа. Они начинают бегать и готовятся к марафонам. Они меняются и внешне, и внутренне. И это выглядит, на мой взгляд, очень обнадеживающе". Как говорится, приоритеты расставлены…

Думаю, в скором времени на телеканале "Матч" нам следует ожидать репортажей о "сладкой жизни" миллионеров от спорта, их детишек и жен в модных прикидах, рекламу трусов Л. Месси или футболок сестер Уильямс. И это еще самое безобидное… Справедливо мнение, что Канделаки персонифицирует такое явление как гламуризация, тесно связанное с культурой массового потребления, когда все зиждется на моде и гедонизме с акцентом на иллюзию красоты и роскоши, на внешний блеск. Наверное, гламуризация спорта обещает большие доходы и рейтинги новому каналу и его собственникам… В проигрыше останутся мальчишки, играющие в дворовый футбол на пустырях…

1.0x