Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 28 мая 2015

Игра в ящик

Один из героев сериала "Ментовские войны" (НТВ; кстати, наряду с "Карповым", некоторые сезоны этой картины — из числа наиболее удачных криминальных драм на российском ТВ) произносит фразу, заключающую горький вывод порядочного человека при взгляде на окружающую действительность: "приходят устраиваться на работу — в глазах одни баксы, а скажешь про честь — смотрят, как на больного…я пытаюсь понять, зачем я служил, и ответа не нахожу". Надо сказать, в телевизионных дискуссиях на социальные темы, касающихся проблем современной России, тщетно искать ответа на такой вопрос.

Один из героев сериала "Ментовские войны" (НТВ; кстати, наряду с "Карповым", некоторые сезоны этой картины — из числа наиболее удачных криминальных драм на российском ТВ) произносит фразу, заключающую горький вывод порядочного человека при взгляде на окружающую действительность: "приходят устраиваться на работу — в глазах одни баксы, а скажешь про честь — смотрят, как на больного…я пытаюсь понять, зачем я служил, и ответа не нахожу". Надо сказать, в телевизионных дискуссиях на социальные темы, касающихся проблем современной России, тщетно искать ответа на такой вопрос. Более того, темы духовно-нравственного состояния общества, уровня его культуры, в широком смысле этого слова, вообще поднимаются чрезвычайно редко. Зато передач, демонстрирующих преступную моральную неразборчивость, неряшливость в отношениях, развязное поведение и удручающее умственное одичание, можно обнаружить множество: те же гогочущие ситкомы на СТС, "Говорим и показываем" на НТВ, бессмертный "Дом-2" на ТНТ, так называемый реалити сериал на РЕН ТВ "Москва. День и ночь"… А на канале "Ю", позиционирующем себя телеканалом для девушек, научат, как стать королевой красоты (видели уже одну такую "красавицу", уверенную, что солнце вращается вокруг земли), просветят насчет "секса по дружбе", а "уставших от красивой гламурной жизни" будут перелицовывать в "супермодели по-украински" на киевской мусорке. Последнее выглядит особенно цинично на фоне попрания прав человека и ежедневно льющейся крови в этой республике. Невозможно оправдывать низкий качественный, нравственный и культурный уровень подобных программ отговорками, мол, это развлекательный сегмент телевидения для молодежи. Такое вроде бы безобидное "развлекалово" незаметно, но прочно прививает ужасающие ценностные критерии, стандарты поведения и отношений с окружающими и даже специфическую, "подзаборную", манеру речи, обращения друг с другом. Потому и не удивляет гламурная "тундра" в мозгах поклонников упомянутых передач, что наглядно представлено в откликах на них, размещенных в сети. Какое будущее ждет страну с такой молодежью? Отвязными плясками на Ибице, "квалифицированным" шопингом, чему обучают, к примеру, на "Пятнице", воинствующим невежеством и нежеланием ни в чем напрягаться ("не грузи" — любимая присказка) можно только с успехом способствовать укреплению трофейной экономики в России и окончательной дебилизации населения.

Показательно, что за более молодого зрителя борются и на таком мощном ресурсе как Первый канал. В частности, на молодежную аудиторию рассчитаны демонстрируемые там многие сериалы, условно говоря, "из советской жизни". Мастеровито, по-голливудски слепленные, с непременным упором на остросюжетность при полном пренебрежении исторической достоверностью, эти работы, как правило, легковесны и отличаются произволом в подходах к судьбам реальных персон. Атмосфера советского времени в них упрощена и окарикатурена, зато эксплуатируется один и тот же примитивный набор антисоветских и антикоммунистических штампов. Ну, не могут же наши культурно-исторические модернизаторы без пресловутой "работы с прошлым"! Однако бывают чудеса. Сам реальный жизненный материал, который ложится в основу картины, настолько масштабен по своей трагической высоте и энергии воздействия, что как будто перепрограммирует ее создателей и, в конце концов, подчиняет, ведет за собой, заставляет возвыситься над суетно-рекламным замыслом — рассказать зрителю "самую-самую подлинную историю", кого-то "реабилитировать", кого-то — "разоблачить"… Так произошло в сериале "Молодая гвардия" (реж. Л. Пляскин, сцен. А. Суворова), когда из невнятицы первых серий, — Л. Пляскин, похоже, долго не мог определиться, что ему снимать: боевик или драму — массы недостоверных и "цепляющих" деталей, а главное — очевидного непонимания режиссером, сценаристом и актерами существа времени и характеров молодогвардейцев, выросших и воспитанных в советской стране, на ее идеалах, киноповествование в финале неожиданно обрело тональность героического военного реквиема. И в серо-стальных зимних тонах последних мгновений ребят перед казнью, вокруг измученных страшными пытками окровавленных тел вдруг словно бы вспыхнул свет, ощутимой стала аура подвига (оператор А. Штанов). Увы, это был, если употребить термин из психологии — эмоциональный инсайт, вызванный такой силой драмы из прошлого и неумирающим мужеством молодогвардейцев, что на короткий миг преобразило всего лишь играющих роли клубных мальчиков и девочек, на протяжении всего фильма лихо изображавших детей шпионов с налетом провинциальной шпаны. Вот, мол, наша история "Молодой гвардии", не по Фадееву, без всякого "комсомольского задора"… Не понимаю, в угоду чему сценарист варварски обошелся с подлинными биографиями и образами молодогвардейцев? Почему романтик, мечтавший стать летчиком, Сережа Тюленин превратился в бритоголового, косноязычного гопника из сериала "Пацаны", почему Люба Шевцова больше походит на кафе-шантанную диву?.. Все стало ясно, когда на Первом показали интервью с отдельными исполнителями главных ролей в передаче с "веселым роджером" Ургантом и "Добром утре". Смеясь и кривляясь, актеры в глазах зрителя практически разрушили то немногое, что им с трудом удалось сделать в фильме, обнаружили равнодушное непонимание, кого и что они играли… Ни веры, ни боли, ни искренности не проскользнуло ни в одном их слове по поводу картины и судеб героев. Это была просто высокооплачиваемая работа, не более…

И через полвека фильм "Молодая гвардия" Сергея Герасимова и его актеров (настоящих, великих ) не переснять и не переиграть.

1.0x