Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 26 марта 2015

Игра в ящик

Все дискуссионные передачи недели, где обсуждались проблемы Донбасса и Украины, возвращение Крыма в Рос- сию — "Структура момента", "Время покажет" на Первом, "Право голоса" на ТВЦ, цикл Вечеров с В. Соловьевым, — привлекали и уровнем разговора, и широчайшим спектром приглашенных. Пожалуй, выделю все же искреннее, живое обсуждение фильма А. Кондрашова в эфире В. Соловьева, где участвовали герои Крымской весны, самые обыкновенные люди, крымчане, поведавшие о том, что двигало ими в переломные, тревожные дни февраля–марта 2014 года.

Хорошие вести из "зазеркалья", свидетельствующие, что не удается всей мощью западных и особенно украинских СМИ прочно внедрить в сознание своих граждан образ России как "мирового зла". Потому и развернулась непристойная возня с запретом на работу наших журналистов в той же Молдове или на Украине. Украинская пропаганда проигрывает борьбу за умы простого люда, ужасается интернет-издание "Zaxid.net" (Львов). И рекомендует немедленно "подготовить свою, украинскую версию борьбы добра со злом — в стиле мифов Древней Греции, где каждое явление персонализировано, за каждым действием стоит конкретный человекоподобный персонаж". Так на наших глазах Украина сползает в неоархаику, оголтелой антироссийскостью в чем-то напоминая ИГИЛ с его агрессивным неприятием всего, что не вписывается в их модель мира. Правда, не дошли еще до того, чтобы, как небезызвестный Форрестол, выбрасываться из окон с криком "русские идут"… Но не зря "титан Коломойский" уязвил "русскими диверсантами" "язык засунувших в ж…" местных писак, подобострастно внимавших хамству распоясавшегося "золотого мешка".

Недалеко от "незалежної" ушла и Европа. Вот Кэмерон заявляет о необходимости создания фонда, откуда пойдут средства на контрпропаганду, призванную снизить влияние "дезинформации из России". Английский премьер даже завел речь о формировании нацеленной на противодействие (!) российским СМИ "специальной команды" для вещания на страны Прибалтики трех новых русскоязычных каналов, которые должны распространять "европейские ценности". Можно не сомневаться, методы будут те же, что показали в одном из новостных сюжетов России 1: берется репортаж с Донбасса Е. Поддубного, а текст накладывается другой, типа "ополченцы стерли Углегорск с лица земли". "Снова стали востребованы спецы по России", — с иронией заметил депутат В. Никонов в программе В. Соловьева. "Оступившихся" на этом испытанном с советских времен пути вроде журналиста "Свободы" А. Бабицкого, опубликовавшего видеоматериалы, подтверждающие военные преступления украинских силовиков в Донбассе, будут немедленно отстранять от работы, и прежние заслуги — в случае Бабицкого, сотрудничество с боевиками на Кавказе — не помогут. Свою полезность в деле спецпропаганды необходимо доказывать ежедневно. На информационной войне — как на войне, ошибок не прощают. "Ворожий контент" должен быть истреблен.

Однако факты всегда сложнее и убедительнее суждений. Трудно выстраивать контрпропаганду против таких передач, как, например, документальный проект канала Life News "Расстрелянный Донбасс" или выпуск от 18 марта "Специального корреспондента" с Е. Поповым. Его эфир был насыщен множеством эксклюзивных, значительных по содержанию материалов, как говорится, из первых рук: интервью с тем же Бабицким, с депутатом Рады от партии О. Ляшко — А. Витко, с бывшим министром МВД Украины В. Захарченко. Яркую картину умонастроений украинских граждан, трагедию зараженной нацизмом страны и труднейшие судьбы тех, кто пытается выстоять в атмосфере воинственного хаоса в мозгах, духовного и экономического краха государства, продемонстрировал документальный фильм студии А. Бузаладзе, для которого итальянская журналистка М. Корреджиа, путешествуя по Галичине (увы, недоступной сегодня для журналистов из России), записала несколько разговоров с жителями тех мест. Мы услышали о том, как громили антифашистский центр во Львове, как жгли книги, стреляли в портрет Пушкина, что 12 членов местной русской общины исключили из университета и вынудили бежать из страны. Не подделаешь и рассказ фермера из Закарпатья о том, как они собираются "спасать от демократической деградации Европу", уверенного, что если к ним "придет Россия", "один человек из местных убьет шестнадцать русских". "Просветил" итальянку насчет Европы и торгующий на трассе в Карпатах домашними заготовками, полностью отстоявший майдан Михайло, дескать, все "левые в Европе подкуплены Москвой", героями же для него являются "Правый сектор" и священник с топориком, сражавшийся в "революції гідності" за украинство… Что иного ждать, если, по словам бывшего депутата Рады Е. Бондаренко, участницы той же передачи, многие годы "русофобия возводилась в ранг государственной политики". А украинизация отрабатывалась через систему образования, о чем подробно говорил председатель Законодательного собрания Севастополя А. Чалый в программе у В. Соловьева. Когда ставка на этнический национализм на выборах в Раду провалилась, оставалось консолидировать нацию на возгонке антирусских и антисоветских настроений, поскольку других "скреп" у так называемой "политической элиты" Украины не наблюдается.

Все дискуссионные передачи недели, где обсуждались проблемы Донбасса и Украины, возвращение Крыма в Россию — "Структура момента", "Время покажет" на Первом, "Право голоса" на ТВЦ, цикл Вечеров с В. Соловьевым, — привлекали и уровнем разговора, и широчайшим спектром приглашенных. Пожалуй, выделю все же искреннее, живое обсуждение фильма А. Кондрашова в эфире В. Соловьева, где участвовали герои Крымской весны, самые обыкновенные люди, крымчане, поведавшие о том, что двигало ими в переломные, тревожные дни февраля–марта 2014 года.

В завершение — о редчайшем явлении на нашем телеэкране. На минувшей неделе канал Культура преподнес нам подлинное откровение, показав к юбилею Святослава Рихтера документальный фильм французского скрипача и режиссера Бруно Монсенжона "Рихтер непокоренный", созданный на основе интервью и дневников великого музыканта 20-го столетия. Что приоткрылось нам в этом фильме-общении с Рихтером? Пианизм его — не только высочайшее искусство, это философия, взыскующая тайн Того, кто и есть Единственный создатель гармонии, лишь доверивший избранным записать ее на нотном стане.

1.0x