Трагическое известие о гибели нашего пассажирского лайнера в Египте и объявленный 1 ноября траур сместили все акценты в восприятии минувшей телевизионной недели. Еще отчетливее стали видны суета и бренность содержания большинства форматов, которыми пытается завлечь зрителя телевидение, выдавая пустоту, сдобренную пафосной риторикой, за что-то значимое. Но наиболее тревожащая тенденция, которая давно уже просматривается в некоторых программах и фильмах на самых разных каналах, — это циничное стремление представить жизнь как "информационный товар".
Здесь особенно усердствует А. Малахов и конкурирующие с ним в градусе скандальности последователи на ТНТ, "России 1" и НТВ. Вот уж где, и правда, в "прямом эфире" используют принцип "все на продажу", без стеснения и даже со смаком вываливая на многомиллионную аудиторию шокирующие интимные подробности человеческих отношений, зачастую больных и ущербных. Мощная визуализация самого низменного в натуре человека, да еще со снисходительной интонацией и акцентом на то, что, мол, "все мы люди, случается и такое…" — способствует нравственному и интеллектуальному одичанию. Культивирует лишенное рефлексии и сострадания массовое потребительское сознание. Так что не следует удивляться побивающим все рекорды рейтингам "Битвы экстрасенсов" и "Дома-2", ажиотажу вокруг передач о гадалках и "сверхъестественном".
Одновременно в российских масс-медиа нам последовательно пытаются "продавать" как реальность "жизнь", которой на самом деле нет. По словам одного из экспертов, изучавшего данную проблему, в середине 90-х годов этим, в частности, начала заниматься газета "Коммерсантъ": "Журналисты придумали общество, которого не существовало в реальности. Из аферистов и рэкетиров они делали бизнес-элиту". И достигли, добавим, завидного результата! Как пример можно привести виденный нами в новостях "гламурный" сюжет о самой закрытой вечеринке Москвы для детей из самых богатых и знаменитых семей России, призванный, видимо, скрасить общий проблемный фон аллюзией на "золотые времена" первого бала Наташи Ростовой в знаменитом фильме Сергея Бондарчука.
У этого мероприятия уже есть, оказывается, своя "традиция" — дебютанток может быть только 12, и все они — реальные наследницы известных фамилий или солидных состояний. А на деле мы видим следующее: "Бал дебютанток, апофеоз пародии на ту аристократию, которой хочет казаться наша финансовая элита. Колонный зал Дома Союзов, Maserati для доставки юных дев, оркестр, шикарные бальные платья… И всё это — такая же фальшивка, как сумочки Louis Vuitton у гостевых уборщиц из Таджикистана". Точнее не скажешь! Ведь глубокий историко-философский, социальный, нравственный, культурный контекст эпохи, с которой делается переводная картинка, устроителями таких баснословных по стоимости шоу для "новой элиты" с легкостью отметается. Остается видимость. Красоты, подлинности, искренности… Рынок, господа! Тот самый, который, по уверению Гайдара и его подельников, своей "невидимой рукой" приведёт Россию к светлому капиталистическому будущему.
Чтобы развеять последние иллюзии насчет всё ещё ожидаемого кем-то рыночного процветания, хотелось бы посоветовать внимательнее смотреть умное западное кино, например, датско-шведский сериал "Мост" ("Перец") или американский "Фарго" (Первый), в котором бизнесмен, а по сути — главарь ОПГ, откровенничает перед своими подручными: "если рынок скажет убить — убьём, если рынок скажет — предложить больше денег, предложим: поступим так, как наиболее выгодно".
Вот и вся рыночная "философия"! Невыгодно лечить неимущих, стариков и детей-инвалидов, поддерживать корни русской вселенной: малые города и деревни, науку, не приносящую быстрой прибыли… А какая выгода обновлять устаревший парк самолётов, кто там летает этими чартерными рейсами? Практика нового российского капитализма, реализованного по западным неолиберальным "рецептам", привела к тому, что на поверхности социальной жизни оказались не лучшие (предприимчивые, честные, моральные люди), а худшие, стремящиеся к приобретению богатства любой ценой, в том числе ценой ограбления и унижения миллионов сограждан. Но мы не слышим обсуждения подобных важнейших для страны вопросов ни в одной из телевизионных дискуссий.
"Придумывание" несуществующей (и никогда не существовавшей) реальности активно продолжается в мелодрамах и сериалах. Причем советское прошлое подается с фарсово-негативным уклоном, в чём, словно выполняя заказ, особенно преуспели авторы кинопродукции на Первом канале. Однако в упоении от своей "креативности" они даже не замечают того, что доводят некоторые драматические сюжетные коллизии до карикатуры, демонстрируя творческое убожество и дремучее невежество в отношении исторических деталей, да и самой атмосферы времени. Яркая иллюстрация — только что закончившийся сериал "Паук", где маньяк с натуралистическими подробностями душит своих жертв на фоне памятника Ленину, а затем накрывает их тела красным шелком: как же, впереди праздник, 7 ноября… К сожалению, не отстает от Первого в надувании "мыльных" сериальных пузырей и "Россия 1". Показанная на этом канале мелодрама "Год в Тоскане" (реж. А. Селиванов, сцен. Т. Арцеулова, Н. Марфина и др.) имеет одно достоинство: там всего шестнадцать серий, а в остальном — это "санта-барбара" рублёвского разлива. Актерам играть здесь нечего, и они старательно "изображают жизнь", навевающую невообразимую скуку. Сценаристы сляпали свой тоскано-московский "винегрет" из штампов и ляпов с нескрываемым презрением к умственным способностям зрителя. Раз сидит у телевизора и смотрит такое — значит, беден, неудачник, пусть хоть полюбуется на красивые пейзажи, шикарные интерьеры, изысканные шмотки, заодно узнает, как трудно живется семьям олигархов. Ведь большие деньги — это большие проблемы, так что радуйтесь, вы избавлены от подобных проблем.