Не берусь раскрывать этого плодовитого и влиятельного, неженатого и бездетного автора-отшельника, а разоблачу его по части той темы, над которой сейчас работаю (Управляемое сокращение населения / УСН). Тем более, он, по всей видимости, первый, кто начал доказывать то, что Исус Христос практиковал гомосексуализм. Ещё есть повод - закончил краткий обзор по УСН в 19 веке.
Ранее были выделены рекомендации Мальтуса по УСН: воздержание от половых актов и деторождения, позднее вступление в брак, отказ от супружества и ранних браков, сопровождаемые целомудрием, ответственное отношение к деторождению ("не плодить нищету"), образование для масс, направленное на снижение рождаемости, законодательное ограничение на брак среди бедняков, запрет на размножение для тех, кто "не имеет основательной надежды" для распространения "счастья и добродетели". По видимому, соблюдая образ религиозности, он не посмел открыто выступить за внутриутробные убийства (аборт) и противозачаточные средства. Однако ещё при жизни Мальтуса, а также вскоре после его смерти, контрацепцию и убийства детей в утробе как основной способ ограничения рождаемости, борьбы с перенаселением и бедностью пропагандировали десятки деятелей. И. Бентам, Д.С. Милль, Р. Карлайл, Д. Дрисдейл и Ф. Плейс в Англии, Ч. Ноултон, Р.Д. Оуэн, Д. Эштон, супруги Ломан, Д.В. Матсел, Ф. Холлик в США, поляк А. Рациборский, голландка А. Якобс и её муж, феминистки Н. Руссель и М. Пеллетье во Франции и многие другие стояли у истоков мальтузианской, контрацептивной и абортивной революции. Они писали и распространяли соответствующую пропаганду в промышленных масштабах, а некоторые из них занимались практической деятельностью по части распространения противозачаточных и внутриутробных убийств. Ниже только об одном из них.
Иеремия (Джереми) Бентам (1748-1832) - английский философ, правовед, «пророк секуляризма», один из «отцов-основателей» идеологии либерализм и основоположник утилитаризма (1). Выступал за феминизм, легализацию гомосексуализма и зоофилии, также известен как один из первых защитников прав животных. Под предлогом борьбы с бедностью вёл публичную пропаганду противозачаточных как минимум с 1797 года (вагинальная губка) (2), то есть, за год до публикации Мальтусом "Опыт о законе народонаселения".
Как и Мальтус, Бентам много размышлял о проблеме бедности, он писал: «терпимость к нищим раздражает»; «даже если в других странах иные, не основанные на принуждении, меры и имели успех, то это ни в коем случае не должно смущать законодателей Англии»; «только тот, кто окончательно пал, избирает путь паупера (прим. В.М., бедный), живущего за счёт дотаций»; «привычка жить без источника дохода - это привычный грабёж». Для решения проблемы предлагал застроить всю Англию сотнями «домов трудолюбия» (работные дома (3), в каждом могло находиться и работать до 2-х тыс. человек, они совмещали бы функции тюрем, психиатрических больниц и учреждений для сирот, инвалидов, стариков и прочих нуждающихся. Предполагалось выявление бедноты и принудительное размещение в эти дома, а за поимку нищего полагалось бы вознаграждение (4). Его замыслы были осуществлены при изменении закона о бедных в 1834 году, но в несколько мягкой форме, в работные дома стали помещать насильно не всех, а только тех, кто просил помощи. Также к этой законодательной «реформе» приложили руку Мальтус и Рикардо. Критикуя изменения Энгельс отмечал, что редактуру закона продавили мальтузианцы.
«И. Бентам, находясь в России, в январе 1787 г. написал и в том же году в Англии опубликовал трактат «Defence of Usury» («Защита лихвы (ростовщичества»). В этом трактате И. Бентам доказывал экономическую и юридическую неправомерность законов ограничивающих процент по кредитам. Согласно И. Бентаму ростовщики должны быть свободны в назначении величины процентов на даваемые в долг деньги, а каждый здравомыслящий человек также должен быть свободен в принятии решения о взятии кредита на любых условиях, которые он для себя считает приемлемыми», - М.В. Калашников (5).
Современные ЛГБТ-активисты называют книгу Бентама «Преступления против самого себя: Педерастия» (1785) первым известным документом в защиту отмены наказания за гомосексуализм в Англии (6), там же он выступил против христианской морали, призывал к сексуальным «наслаждениям» любого вида и высказался за декриминализацию зоофилии (5). В книге «Не Павел, но Иисус. Том 3» (7) принялся доказывать, что Исус Христос совокуплялся с мужчинами, Бентам даже намекает, что Исуса распяли за гомосексуализм. По понятным причинам, эти книги не были опубликованы при жизни автора: первая - частично в 1931 году, полностью - в 1978 году; вторая - издана Университетским колледжем Лондона в 2013 году, на деньги Фонда Леверхалма (Leverhulme Trust). К сведению, во времена Бентама в Англии гомосексуализм и зоофилию лечили смертной казнью через повешение.
«К 1810-му году Бентам подготовился к последовательной борьбе против религии и Церкви. На эту тему Бентамом написано много тысяч листов, которые остаются недостаточно изученными. Недавно «Проект Бентам» приступил к анализу и редактированию примерно тысячи листов, относящихся к третьему тому книги «Не Павел, но Иисус». Первый том этой работы был опубликован в 1823 году под псевдонимом Гамалиэль Смит. Никогда не публиковавшийся второй том затрагивает историю ранней христианской церкви. Третий том представляет собой критику учения апостола Павла с особым акцентом на аскетизм... Особой критике Павел подвергал гомосексуальные отношения. Бентам утверждал, что Иисус не осуждал эту плотскую утеху, и указал на то, что Иисус сам предавался гомосексуализму. Таким образом, учение Павла отличалось от учения Иисуса. Более того, библейский рассказ о городах Содом и Гоморра осуждает групповое изнасилование, а не гомосексуализм. Бентам предложил освободить от законодательных ограничений все сексуальные отношения, если они происходят по обоюдному согласию, такие как мастурбация, между партнёрами одинакового или противоположного пола и между партнёрами разных видов. В постмальтузианскую эпоху непродуктивные формы сексуальной активности скорее приветствовались, нежели подвергались осуждению. Одним словом, Бентам рассматривал сексуальные отношения как основной фронт в войне за освобождение морали и права от влияния религии», - профессор истории Университетского колледжа Лондона Филип Шофилд, «Иеремия Бентам: пророк секуляризма» (8).
Владимир Маслов
1. Утилитаризм - направление в этике, основанное на гедонизме, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью, под полезностью понимается удовольствие. Отличие утилитаризма от гедонизма состоит в том, что первый это этическая концепция, которая требует определённого поведения от всех членов общества, а второй - это исключительно ценностная концепция, в которой поведение может быть обусловлено исключительно эгоизмом.
2.Family planning: an assessment, Margaret Pyke (https://library.bsl.org.au/jspui/bitstream/1/4569/1/Pyke-M_Family-planning-an-assessment_BSL_1963.pdf)
3. Работные дома позволяли беднякам получить питание и крышу над головой в обмен на изнурительный труд. Историки до сих пор спорят о том, были ли английские работные дома тождественны тюрьмам? Судя по всему - нет. Прежде всего потому, что туда всех бедняков насильно не загоняли, правила допускали выход из дома, на поиск работы и по уважительным причинам (на деле это происходило редко), также были те, кто использовал их для временного пристанища. Тем не менее, режим в домах был исключительно тюремный, и подчас смертельный, в них буйствовали голод и болезни, над людьми издевались и низводили до животных, а младенческая смертность составляла 50%. Питание было очень плохим, а за проступки пайку урезали, нарушение режима наказывалось телесно и изоляцией в карцер. Зачастую бедняки предпочитали умереть с голоду на воле, чем оказаться в работном доме, а обратившихся за помощью отправляли в дома принудительно. "Данные учреждения обладали настолько ярко выраженной тюремной атрибутикой, что многие современники и ученые однозначно именуют их тюрьмами. Мы разделяем это мнение и полагаем, что именно работные дома стали прообразом современных тюрем", - отмечают российские учёные-юристы Р.Б. Головкин и Н.И. Нарышкина (Работные дома в истории английской социальной политики, Ю.Е. Барлова; Правовые и организационные основы функционирования работных домов в европейских странах и России в XVI-XVIII вв, Головкин Р.Б., Нарышкина Н.И.; «Система с тюремными порядками»: как Великобритания пыталась побороть бедность с помощью работных домов, Святослав Князев, RT; Работные дома, Большая советская энциклопедия; History of Contraception, Malcolm Potts, Martha Campbell).
4. Барлова Ю. Е. «Надзор и прибыль»: общественное призрение и социальная помощь в теоретических конструктах Иеремии Бентама // Диалог со временем. 2010. Вып. 33. С. 166-186 (https://roii.ru/dialogue/33/roii-dialogue-33_9.pdf)
5. История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.В. Гладышева. – Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2020. – Вып. 21. – 175 с., "Генеалогия понятия «Либерализм»: II. Либертины (либертены) и либертинаж" М.В. Калашников (https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2021/03/02/ist._i_ist._pamyat_vyp._21_2020.pdf)
6. Homosexuality of Jesus explored by 18th-century philosopher Jeremy Bentham, Kittredge Cherry, Q Spirit (https://qspirit.net/jeremy-bentham-homosexuality-jesus)
7. Not Paul, but Jesus Vol. III., Jeremy Bentham (https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/1392179/3/npbj.pdf)
8. Jeremy Bentham: Prophet of Secularism, Philip Schofield, University College London (https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/1370228)