Сообщество «Выживание» 02:31 16 сентября 2021

Мальтус как теоретическая основа Управляемого сокращения населения

Ниже показано, что английский экономист Томас Роберт Мальтус выступил в качестве теоретической основы для современных акторов Управляемого сокращения населения. Все, или почти все, мальтусовские идеи по сокращению рождаемости были взяты на вооружение и с успехом используются сегодня.

«Система буржуазных воззрений на народонаселение, согласно которой положение трудящихся определяется не социальными условиями капиталистического строя, а «вечными» законами природы, заключающимися в том, что якобы рост средств существования отстаёт от роста народонаселения. Получила название по имени английского буржуазного экономиста Т.Р. Мальтуса. Одно из основных направлений в буржуазной демографии. Мальтус подчёркивал определяющее значение биологических факторов в воспроизводстве населения, считая, что в силу биологических особенностей людей население имеет тенденцию размножаться в геометрической прогрессии, в то время как средства существования могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. Соответствие между численностью населения и количеством средств существования, по Мальтусу, должно регулироваться эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей. Эти человеконенавистнические концепции М. тесно смыкаются с расистскими измышлениями о мнимой угрозе человечеству, проистекающей из высоких темпов роста населения народов стран Азии и Африки. Их активно использовали агрессивные империалистические круги при развязывании захватнических войн. В настоящее время М. служит целям усиления эксплуатации трудящихся и борьбы с национально-освободительным движением», – Большая советская энциклопедия.

«Обобщающее название для различных теоретических концепций и практических мер, сводимых к двум главным направлениям: требованию целенаправленного сдерживания (либо даже сокращения) численности населения и признанию демографического фактора биологически предопределённым и первичным для экономического развития», - Большая российская энциклопедия.

«Демографическая и экономическая теория, созданная в конце XVIII века английским учёным Томасом Робертом Мальтусом. Согласно этой теории, население, если его рост ничем не сдерживается, увеличивается в геометрической прогрессии (стремится к удвоению каждые 25 лет), тогда как производство средств существования (прежде всего, продуктов питания) – лишь в арифметической, что неминуемо приведёт к голоду и другим социальным потрясениям», - Википедия.

Выше даны три определения мальтузианству. Также выделяют современную его форму - "неомальтузианство", которое подразумевает снижение рождаемости всеми возможными средствами, когда как сам Мальтус предлагал только добровольное ограничение: позднее вступление в брак, ответственное отношение к деторождению, "нравственное воздержание", соответствующее образование и пр. Дабы упростить повествование, слово "неомальтузианство" использоваться не будет, а для разнообразия мальтузианцы также будут именоваться как "сокращатели", поскольку цель их состоит не только в снижении рождаемости, но и в сокращении населения. В качестве рабочего определения предлагаю следующее. Мальтузианство - это система взглядов, согласно которой рост численности населения угрожает социально-экономическому развитию, как его понимают в странах Запада, подразумевается, что население Земли нужно сократить до некоего "оптимального" размера, разные эксперты определяют его в диапазоне от 500 млн до 5 млрд, наиболее в ходу концепция "золотого миллиарда" (1,2,3).

Закон народонаселения Мальтуса (4): Закон этот состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи. Человечеству присуще постоянное стремление к размножению, превышающему средства существования. Если возрастание населения не задерживается какими-либо препятствиями, то это население удваивается через каждые 25 лет и, следовательно, возрастает в каждый последующий двадцатипятилетний период в геометрической прогрессии, а средства существования при наиболее благоприятных условиях применения человеческого труда никогда не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии. Мы не знаем ни одной страны, в которой население возрастало бы беспрепятственно. Перенаселение ведёт к войнам, нищете, голоду, эпидемиям, социальным потрясениям и государственным переворотам (5).

Мальтус разделял препятствия к размножению на три категории. 1. Непосредственные препятствия - нарушение привычек, болезни, создаваемых недостатком средств существования, физические и нравственные причины, причиняющие преждевременную смерть. 2. Предупредительные препятствия - они добровольны и заключаются в способности человека предвидеть и оценивать последствия: воздержание от деторождения, позднее вступление в брак, воздержание от ранних браков, воздержание от супружества, сопровождаемое целомудрием ("нравственное обуздание"). Мальтус убеждал бедняков, что перед тем как завести семью и детей нужно быть уверенным в их материальном благополучии (5). Что сегодня можно выразить вредоносным мемом "Не плодить нищету" или "Зачем плодить нищету?". Он очень популярен в России, и по всей видимости был разработан и поддерживается западными спецслужбами (7). Также во вторую категорию можно отнести предлагаемое Мальтусом такое образование для масс, которое направленно на снижение рождаемости (8). 3. Разрушительные препятствия - порок (9), несчастья, вредные для здоровья занятия, тяжкий труд, крайняя бедность, дурное питание детей, жизнь в городе, всякого рода излишества, болезни, эпидемии, война и голод. От себя позволю выделить четвёртый фактор. Мальтуса позволительно обвинить в том, что он выступал за законодательное ограничение на брак среди бедных слоёв населения и в том, что он поддерживал евгенику (10).

Мальтус не был первым кто из западных мыслителей задумался о "проблеме" перенаселения. Считается, что первый вклад в "развитие демографической политики" внесли античные древнегреческие философы Аристотель, Платон и Сократ. Первый предлагал повысить брачный возраст и ввести возрастное ограничение на рождение детей (запрет женщинам иметь детей до 18 лет, а мужчинам - до 37 лет), второй выступал за насильное выселение в греческие колонии. По их соображениям, малое число граждан даёт залог социальной гармонии, а избыточность - способствует росту преступности у бедняков и необеспеченности землёй (11). Аристотель признавал право на аборт нежелательных детей, а Платон допускал ещё и детоубийства, как средства поддержания качества жизни граждан (12).

Из условных современников Мальтуса (1766-1834) можно отметить итальянца Томмазо Кампанелла (1568-1639), в книге "Город Солнца", где он описывает идеальное с его точки зрения общество, деторождением и воспитанием ведает государство. Француз Вольтер (1694-1778) с критикой относился к росту населения, соотнося эту "проблему" с уровнем благосостояния и духовного развития. Задолго до Мальтуса французский философ Жан Антуан Кондорсе (1745-1794) одним из первых высказал соображение о том, что снизить рождаемость поможет рост образования, прежде всего у женщин. Когда-нибудь люди «поймут, что если у них и есть долг по отношению к тем, кто ещё не родился, то этот долг состоит в том, чтобы дать им не существование, а счастье... вместо того, чтобы, подобно глупцам, обременять мир бесполезными и несчастными существами», - писал он (13).

В своём "законе народонаселения" Мальтус также был вторичен. В 1786 году англичанин Джозеф Таунсенд высказал идею, что рост численности населения опережает рост средств к существованию, а следовательно, бедность определена высокой рождаемостью у самих бедных (14). Положение о возрастании населения в геометрической прогрессии он заимствовал у итальянца Дж. Ортеса и англичанина М. Хейла, а "закон убывающего плодородия почвы" (15) - у француза А.Р.Ж.Тюрго и шотландца Джеймса Андерсона. Что касается первого, то Мальтус в своём фундаментальном труде "Опыт о законе народонаселения" (1798) пишет так: "Итак, мы можем признать несомненным то положение, что если возрастание населения не задерживается какими-либо препятствиями, то это население удваивается через каждые 25 лет и, следовательно, возрастает в каждый последующий двадцатипятилетний период в геометрической прогрессии". Вот это самое "несомненное положение" он извлёк из демографической статистики США, где "население в продолжении более полутораста лет удваивалось менее, чем в двадцать пять лет". Однако хорошо известно, что это удвоение происходило не за счёт высокой рождаемости или естественного прироста, а за счёт огромного потока мигрантов-оккупантов (16). Также Мальтус приводит соображения сэра В. Петти, который полагал, в "особо благоприятных условиях население может удваиваться каждые 10 лет".

И тут каждый должен задуматься. Мальтус был настолько глуп что не понимал этого? Или он осознанно завысил темпы роста, для того чтобы привлечь к себе внимание? Ответ приходит с дальнейшим чтением его книги - знал о миграции. "Одно желание эмигрантов увеличить средства существования своих семей еще долго не могло бы привести к заселению Америки, если бы более деятельные побуждения – жажда золота, страсть к приключениям и религиозные увлечения не привели в нее многочисленных пришельцев и не придали им устойчивости для преодоления многочисленных препятствий, противодействовавших их заселению", - пишет Мальтус.

Примечательно следующее. Изначально он утверждал, что если нет препятствий, то население стран растёт по геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8 и т.д.), а производство продуктов питания - в арифметической (1, 2, 3...), но в конце концов Мальтус предложил другое видение: прирост населения постоянно приближается к некоему пределу численности, на котором оно может существовать, а затем удерживается на этом пределе, так как начинаются голод, эпидемии и военные конфликты (17). Особенно Мальтус спекулировал на теме голода, согласно его расчётам, в конце 19-го столетия население Великобритании "достигнет 176 миллионов, средств же существования хватит лишь на 55 миллионов, следовательно, остальные 121 миллион должны будут умереть с голоду". Забегая в перёд сообщу, что современные мальтузианцы используют аналогичные страшилки рассказывающие о "вселенском голоде".

В целом во времена Мальтуса и до него европейские мыслители поддерживали высокую рождаемость, в том числе в России (М.В. Ломоносов и другие) (18). Считается, что в то время население мира составляло около одного миллиард человек (19). Европейские страны того периода не страдали от перенаселения, прирост населения был или незначительным или нулевым, а население Франции с начала XVII века к 1740 году даже сократилось (20). К примеру, численность населения Нидерландов с 1650 по 1800 год остаётся стабильной, но в Англии увеличилась - с 5 до 9 млн (21, 22).

Современники Мальтуса скорее отвергли его "закон народонаселения", мальтузианское учение было "слишком ги­потетическим и противоречащим европейским реалиям своего времени" и как показал позже демограф К. Бехар, в нём есть даже грубейшие математические ошибки (20). Однако кое-что принято было. Так, под влиянием идей Мальтуса у Давида Рикардо (они дружили, полемизировали и вели переписку) складывается убеждение, что величина заработной платы зависит от численности населения (23). Также он оказал огромное влияние на формирование идеи естественного отбора Чарльза Дарвина. "В следующей главе будет рассмотрена борьба за существование между всеми органическими существами во всем мире, которая неизбежно вытекает из геометрической прогрессии роста их численности. Это – доктрина Мальтуса, распространенная на оба царства – животных и растений", - писал он в книге "Происхождение видов путем естественного отбора". Всё же, безусловной заслугой Мальтуса стало более глубокое развитие заимствованных им идей и предложение простого ответа на сложную задачу.

"Как видим, концепция Томаса Мальтуса изначально страдала очень серьезными не­достатками. Почему же тогда такая «мертворожденная» теория получила широкую популярность? Демографической концепции Мальтуса повезло в двух аспектах. С од­ной стороны, его учение было позитивно воспринято знаменитым Давидом Рикардо, что буквально вдохнуло в мальтузианство жизнь, обеспечив ему известность в науч­ных кругах. С другой стороны, мальтузианство предлагало относительно простой от­вет на сложные вопросы, а такие ответы любят политические лидеры" (20).

Можно смело сказать, Мальтус ознаменовал собой некий перелом во взглядах на контроль численности населения. Сегодняшние учёные и мальтузианцы отмечают следующее: "Опыт о законе народонаселения" это первая в истории демографической науки теория народонаселения, получившая в дальнейшем название "мальтузианство"" (21); "Мальтус одним из первых обратил внимание широкой общественности на зависимость человека от имеющихся природных ресурсов, обеспечивающих его средствами к существованию. Оказались востребованными и другие идеи Мальтуса об усилении антропогенного давления на биосферу, исчерпаемости невосполнимых природных ресурсов, убывающем плодородии почвы и другие" (24). Поэтому при рассмотрении нашей темы, "Управляемое сокращение населения", позволительно разделить мир на "до" и "после" Мальтуса. Тем более что он предложил и популяризовал способы сокращения, которые с огромным успехом используются сегодня.

«Мальтус считал, что нельзя сбрасывать со счета и искусственные средства по снижению рождаемости, поэтому уделял особое внимание моральному обузданию стремления людей («moral restraint») к размножению (поздние браки, сознательное половое воздержание и проч.). По его мнению, человек должен думать о потомстве только после достижения определенного уровня материального достатка, позволяющего ему брать на себя заботы по содержанию семьи. Таким образом, если до Мальтуса высокий уровень рождаемости рассматривался как важное условие для пополнения рабочей силы в народном хозяйстве, то ученый с иных позиций оценивал категорию «фертильности». Для него ограничение роста населения всеми доступными средствами представляло путь к достижению экономического процветания, «порядку и гармонии» в обществе. Подобные идеи позже стали прообразом семейного планирования, «взвешенной демографической политики»», - заключает российский мальтузианец В.А. Щеголевский (24).

Мальтус много рассуждает о бедности, по его мнению, она есть причина излишней рождаемости и безответственного подхода к деторождению. Тождество бедности и большого числа детей или "развития" и низкой рождаемости было заимствовано современными мальтузианцами, в том числе ООН, более того, это ствол их пропаганды. При этом мы наблюдаем этноцентрический (25) и манипулятивный подход. Ведь бедность везде разная, даже внутреннее ощущение бедности у каждого человека своё. Всё говорит о том, что Мальтус понимал под бедностью прежде всего голод, но его теперешние последователи оперируют совершенно иным, они рисуют некую идеальную "не бедность", при которой допустимо задуматься о семье. Но в действительности оказывается, что стремление к такому положению лишь крадёт фертильный возраст, а потратив драгоценное время в погоне за мнимым достатком, человек понимает, что он и ранее мог иметь большую семью, будучи при этом как бы "бедным". Следует признать, что в "развивающихся" странах, наиболее всего используется аргумент в пользу голода. В целом подход Мальтуса и его последователей к материальному фундаменту будущей семьи одинаков - сперва "средства для содержания", а затем семья. Другое дело в понимании "достаточности" средств. Также их единит стремление "в уменьшении смертности для всех возрастов".

У меня сложилось впечатление, что он искренен и действительно озабочен проблемой бедности, ищет пути её преодоления и вроде как обеспокоен положением бедноты. Хотя есть подозрение в его желании сохранить статус-кво, а благородная риторика (26) служит прикрытием защиты антинародного режима. Мальтус утверждал, что бедняки сами виноваты в своих несчастьях. Признаем, в ряде случаев это действительно так, но далеко не всегда. Полагаю, что бедность это следствие системы или "образа правления". Однако более всего удивляют такие строки: "главная и постоянная причина бедности мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества". Безусловно, это опасное заблуждение, или намеренная "интеллектуальная диверсия". Здесь больше всего подходит иллюстрация с Индией, поскольку сам Мальтус с 1805 года занимал должность профессора в колледже Ост-Индской компании в Хейлибери, где работал почти 30 лет, до конца жизни, то есть, он участвовал в разграблении Индии колониальным британским режимом.

"Мальтус был не просто старым деревенским священником, а официальным экономистом Британской Ост-Индской компании, крупнейшей монополии, которую когда-либо знал мир, с армией в конце XVIII — начале XIX века, превышающей армию самого британского государства. В действительности Британская Ост-Индская компания, торгующая рабами и наркотиками, и была самой Британской империей. А когда эта компания в 1805 году основала колледж Хейлибери, Мальтус был назначен профессором политической экономии — самым первым в Британии и на самом деле во всём мире. На протяжении следующих нескольких десятилетий студенты Мальтуса становились администраторами компании и систематически применяли свою политику геноцида, чтобы держать под контролем местное население. В одной только Индии они уничтожили десятки миллионов людей, в том числе заставляя их выращивать вместо продовольственных культур опиум, который они затем использовали, чтобы травить китайцев", - Эстулин Даниэль, Трансэволюция. Эпоха разрушения человека.

Вот частный случай британского "образа правления". На захваченных индийских территориях британцы резко повышали налоги, а также ужесточали наказание за неуплату - тюрьма, конфискация имущества, в том числе земли. При оккупации деньги от налогов покидали Индию, а вывоз капитала привёл к уничтожение производства и безземелью крестьян. Результатом налоговой политики Ост-Индской компании стали 5 волн голода в Бенгалии, которые унесли жизни более одной пятой населения Индо-Гангской равнины. В целом британцы несут ответственность за 15 масштабных волн голода в Индии и 35 млн их жертв (27). По словам министра иностранных дел Индии Субраманьяма Джайшанкара, британцы вывезли из оккупируемой Индии 45 трлн долл., в современном эквиваленте (28, 29).

Мальтус воинственно выступал против действовавших тогда в Англии законов о бедных и предлагал план их отмены. Согласно его соображениям, система широкого вспомоществования, "освобождала бедных от ответственности", "поощряла браки и размножение населения" (бедноты), была "источником злоупотреблений и постоянной причиной вырождения, лености и несчастия", он называл её "отравленным источником" и "постоянной причиной нищеты". Показательно, что в его теории многодетностью злоупотребляет только "низший класс" (крестьяне, рабочие), вероятно поэтому Карл Маркс и Фридрих Энгельс называли мальтузианство «самым откровенным провозглашением войны буржуазии против пролетариата». Они показали, что в человеческом обществе нет и быть не может «вечных естественных законов народонаселения» (30). Перед смертью Мальтус участвовал в изменении закона о бедных, в новой редакции от 1834 года бедняков лишили денежного пособия и бесплатной пищи, им предлагалось отправляться в так называемые "работные дома" (31). Критикуя изменения Энгельс отмечал, что закон продавили мальтузианцы.

Вывод. Мальтус выступил в качестве теоретической основы для современных акторов Управляемого сокращения населения. Все, или почти все, мальтусовские идеи по сокращению рождаемости были взяты на вооружение и с успехом используются сегодня.

Владимир Маслов

1. Optimum human population a third of present, scientists say, Stanford University News Service

2. What is the optimal human population? An eminent economist weighs in, Phil Cafaro, The Overpopulation Project

3. Глобальный демографический кризис с позиций теории Т. Мальтуса и неомальтузианцев, Щеголевский В.А.

4. Мальтус цитируется по: Опыт о законе народонаселения, Томас Мальтус, Директ-Медиа, 2014

5. "Мятежная толпа есть следствие излишка населения. Она возбуждается испытываемыми страданиями, не зная того, что сама является виновницей этих страданий. Эта безумная мятежная толпа есть злейший враг свободы; она порождает и поддерживает тиранию. Иногда она яростно сокрушает тиранию, – но для того лишь, чтобы тотчас же восстановить ее в иной форме", - Мальтус.

6. "Обязанность воздерживаться от брака до тех пор, пока нет возможности содержать семью... Этот долг ясен и доступен всякому пониманию – он сводится к тому, чтобы не производить на свет Детей до тех пор, пока не имеешь средств для их прокормления и воспитания", - Мальтус.

7. Мемы это не только милые шутки с котиками, это средство войны, которое получило название "меметическая война" (Меметическая война, Леонид Савин; «Война мемов»: новые повороты информационного противостояния, Шомова С. А.)

8. "Но если среди высших классов так легко достижима степень благоразумия, необходимая для удержания в должных границах числа браков, то, желая получить те же результаты среди низших классов общества, необходимо распространять между ними то просвещение и ту предусмотрительность, которыми отличаются первые. Я полагаю, что лучшим для этого средством могло бы быть введение той системы приходского образования, которую предложил Адам Смит. Кроме обычных предметов образования и тех, которые присоединяет к ним Смит, я хотел бы, чтобы в этих школах возможно чаще разъяснялось положение низших классов общества относительно закона народонаселения и влияние, которое они могут оказать на возрастание собственного благополучия", - Мальтус.

9. Под пороком Мальтус понимал "распущенность, противоестественные страсти, осквернение супружеского ложа, ухищрения, предпринимаемые для сокрытия последствий преступной и противоестествен­ной связи".

10. "До тех пор этот мрак не будет рассеян, пока бедные не поймут причины своих страданий и пока им не будет внушено, что они сами себя должны винить за испытываемые бедствия, – до тех пор мы не вправе утверждать, что в деле супружества каждому человеку может быть предоставлен свободный выбор... В особенности необходимо настаивать на распространении той истины, что долг человека состоит не в размножении породы, а в распространении всеми возможными способами счастья и добродетели, и что если человек не имеет основательной надежды на достижение этой цели, то природа вовсе не предписывает ему оставлять после себя потомков", - Мальтус.

11. Акопян Е.А., Зарождение и становление демографической политики как социального явления. Социология и право. 2017;(1):45-51.)

12. Прерывание беременности по желанию женщины: исторические, юридические и медицинские аспекты, Е.Э. Арутюнова, А.А. Арутюнова, Г.Б. Дикке, И.А. Аполихина, Фарматека

13. К вопросу о демографической безопасности России, Кузнецова О.П, Косьмин А.Д., Проблемы современной экономики

14. Ю. Е. Барлова, Английское законодательство о бедных в XVIII – первой половине XIX века

15. Закон убывающего плодородия почвы: Джеймс Андерсон - земля ухудшается в той мере, в какой население предъявляет к ней все более высокие требования; А. Р. Ж. Тюрго - каждое дополнительное вложение капитала и труда в землю даёт меньший по сравнению с предыдущим вложением эффект, а после какого-то предела всякий дополнительный эффект становится невозможным (Акопян Е.А. Зарождение и становление демографической политики как социального явления. Социология и право. 2017;(1):45-51.); Убывающего плодородия почвы закон, Большая советская энциклопедия)

16. Социальная философия: учебник для вузов, Соломон Крапивенский

17. Мальтус, Томас Роберт, энциклопедия Кругосвет

18. К вопросу о демографической безопасности России, Кузнецова О.П, Косьмин А.Д., Проблемы современной экономики

19. «Почему-то все решили, что запугать и унизить хотят именно Россию», Валерий Елизаров, Реальное время

20. Демографическая теория Т. Мальтуса и экономическая история Российской империи, Попов Г.Г., Щеголевский В.А.

21. Историческая демография: учебно-методическое пособие / Н.А. Федорова, Л.К.Каримова. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2012

22. The population of England (1539-1873): An issue of Demographic Homeostasis, Hubert Nusteling

23. Согласно Рикардо, увеличение заработной платы ведёт к улучшению условий жизни и как следствие к росту населения, зетем происходит увеличение предложения на рынке труда, что приводит к снижению заработной платы до «естественной» нормы (Чуклина С.А, История экономических учений, Пермь, 2016). В "Опыте о законе народонаселения" Мальтус пишет: "Единственное средство для действительного поднятия заработной платы заключается в уменьшении числа работников, чрезмерное размножение которых только они сами могут предупредить... Размер заработной платы всегда будет управляться отношением между спросом и предложением труда".

24. Влияние учения о народонаселении Т. Мальтуса на развитие западноевропейской научной мысли, Щеголевский В.

25. Этноцентризм - это склонность человека воспринимать и оценивать явления окружающей действительности с позиции "своей" этнической общности, при этом, положение собственного этноса или культуры рассматривается в иерархии ценностей как более высокое по отношению к любым другим этносам или культурам. (Словарь-справочник по социальной психологии, Крысько В.Г., Словарь иностранных слов, Комлев Н.Г.) С одной стороны, сам по себе этноцентризм не несёт в себе видимой угрозы, но очередная проблема западного человека в том, что он распространяет свои "ценности" посредством грубой силы. Например, уничтожаются те, кто не согласен с "истинной" верой или установлением "демократии". В ряде случаев западный этноцентризм приводит к геноциду (геноцид русских во время ВОВ, геноцид индейцев в Северной и Южной Америке, геноциды африканских народов и так далее)

26. "Нужно совершенно не понимать моего учения для того, чтобы считать меня врагом размножения населения. Враги, с которыми я борюсь, – это порок и нищета. Для того, чтобы ослабить действие этих грозных противников, я предлагаю установить между населением и средствами существования такое отношение, которое не вызывало бы борьбы между ними.... Мои рассуждения совершенно тождественны. Я верю, что цель Творца заключается в том, чтобы земля была населена; но я думаю, что Он желает, чтобы она заселилась породой здоровой, добродетельной и счастливой, а не больной, порочной и несчастной. Если под предлогом повиновения велению плодиться и размножаться мы населим землю последней породой и таким образом добровольно подвергнемся всевозможным бедствиям, то лишимся права обвинять в несправедливости божественную заповедь и должны будем объяснять свои страдания безрассудным исполнением священного закона", - Мальтус.

27. Роль и место Индии в системе внешнеполитических координат Великобритании в 1997-2016 гг., Кулик Л.В.

28. British looted $45 trillion from India in today’s value: Jaishankar, The Economic Times

29. How the British impoverished India, Utsa Patnaik, Hindustan Times

30. Мальтузианство, Большая советская энциклопедия

31. Работные дома позволяли беднякам получить питание и крышу над головой в обмен на изнурительный труд. Историки до сих пор спорят о том, были ли английские работные дома тождественны тюрьмам? Судя по всему - нет. Прежде всего потому, что туда всех бедняков насильно не загоняли, правила допускали выход из дома, на поиск работы и по уважительным причинам (на деле это происходило редко), также были те, кто использовал их для временного пристанища. Тем не менее, режим в домах был исключительно тюремный, и под час смертельный, в них буйствовали голод и болезни, над людьми издевались и низводили до животных. Питание было очень плохим, а за проступки пайку урезали, нарушение режима наказывалось телесно и изоляцией в карцер. Зачастую бедняки предпочитали умереть с голоду на воле, чем оказаться в работном доме, а обратившихся за помощью отправляли в дома принудительно. "Данные учреждения обладали настолько ярко выраженной тюремной атрибутикой, что многие современники и ученые однозначно именуют их тюрьмами. Мы разделяем это мнение и полагаем, что именно работные дома стали прообразом современных тюрем", - отмечают российские учёные-юристы Р.Б. Головкин и Н.И. Нарышкина (Работные дома в истории английской социальной политики, Ю.Е. Барлова; Правовые и организационные основы функционирования работных домов в европейских странах и России в XVI-XVIII вв, Головкин Р.Б., Нарышкина Н.И.; «Система с тюремными порядками»: как Великобритания пыталась побороть бедность с помощью работных домов, Святослав Князев, RT; Работные дома, Большая советская энциклопедия).

1.0x