Сообщество «Форум» 13:47 13 сентября 2017

И. Бунин и А. Блок

Серебряный век русской культуры

И. БУНИН и А. БЛОК

Два русских века выделены знаково

На тусклом фоне времени жестокого:

Один – дневною бабочкой Аксакова,

Другой – полночным бражником Набокова.

Две бабочки, два знака, два столетия,

Они б сочлись, как два полубезумия,

Когда б меж ними символом бессмертия

Не взмыл осенний шмель Ивана Бунина.

Какая неожиданная литературная параллель, и загадочная перекличка столетий! Два четверостишия принадлежат: Евгению Васильевичу Курдакову (1940-2002) – поэту, эссеисту, переводчику, историку, реставратору, скульптору - резчику по дереву, и мн. др. славных качеств…

Вы знаете, когда закончился «Серебряный век» русской культуры? Когда 75-летгий И. Бунин, в 1945 году опубликовал «Чистый понедельник»… В 1944 году, закончив свой рассказ, И. Бунин напишет на клочке бумаги: «Благодарю Бога, что Он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Аналогичные слова есть у С.В. Рахманинова. Закончив партитуру «Симфонических танцев», он напишет: «29 окт. 1940 г. New York. «Благодарю Тебя Господи!»

«Чистый понедельник» - это поэзия в прозе, гимн женской красоте и тонких любовных отношений. «…У неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чёрный соболий мех, брови, чёрные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенён был тёмным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застёжками…»

Такое может написать человек, владеющий редким знанием людей, острым глазом, и слухом, блестящим знанием родного языка. В своей автобиографической повести «Жизнь Арсеньева» И. Бунин вспоминал: «…зрение у меня было такое, что я видел семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги…»

Плеяды – рассеянное скопление звёзд в созвездии Тельца, самая яркая звезда Альциона.

И. Бунин подолгу жил в Москве, знал и любил город. В доме на Поварской улице, где жили Иван Алексеевич и его жена Вера Николаевна Муромцева – есть мемориальная доска. В рассказе упоминаются, милые сердцу Бунина: Архангельский собор Московского кремля, Иверские ворота, Рогожское кладбище, Марфо- Мариинская обитель…

«Хотите поехать в Новодевичий монастырь?

Я удивился, но поспешил сказать:

- Хочу!

- Что ж всё кабаки да кабаки, прибавила она.»

Но вернёмся к «бархатисто-пунцовым губам, оттенённым тёмным пушком». Уместно сказать, что Бунин владел редким и безошибочным ощущение красок, ибо в детстве со своим учителем, занимался акварелью по мокрой бумаге. Улавливать тонкие оттенки света большое счастье для художника и писателя!

В 1916 году Бунин напишет стихотворение «Цирцея». В греческой мифологии Цирцея (Кирка) – коварная красавица и волшебница, которая могла превратить людей в животных. Дочь Гелиоса и Персеиды, сестра колхидского царя Ээта – жила на острове Эя, в роскошном дворце, среди дивной природы. Одиссей (Улисс) – в своих странствиях, попал на этот остров. Всех спутников Одиссея Цирцея превратила в свиней. Одиссей, получивший от Гермеса волшебную траву, разоружает злые чары богини и становится её любовником… (Гомер, «Одиссея, песнь 10). Стихотворение Бунина привожу полностью.

Ц И Р Ц Е Я

На треножник богиня садится:

Бледно-рыжее золото кос,

Зелень глаз и аттический нос –

В медном зеркале всё отразится.

Тонко бархатом риса покрыт

Нежный лик, розовато-телесный,

Каплей нектара, влагой небесной,

Блещут серьги, скользя вдоль ланит.

И Улисс говорит: «О Цирцея!

Всё прекрасно в тебе: и рука,

Что причёски коснулась слегка,

И сияющий локоть, и шея!»

А богиня с улыбкой: «Улисс!

Я горжусь лишь плечами своими

Да пушком апельсинным меж ними,

По спине убегающим вниз!»

Волшебная лирика! Тончайшие прелести женской красоты… Читатель! – вам приходилось видеть такой пушок?..

Почти уверен, что Бунин создавал своё стихотворение в пику блоковскому стихотворению: «Я помню нежность ваших плеч…», датируется 1 июля 1914 года. Перекличка двух поэтов: у Е. Курдакова – «… Когда б меж ними символом бессмертия/ Не взмыл осенний шмель Ивана Бунина».

Или, как у самого Бунина, в стихотворении: «Последний шмель».

«Чёрный бархатистый шмель, золотое оплечье, / Заунывно гудящий певучей струной,/ Ты зачем залетаешь в жильё человечье…» Ужалить?..

Я помню нежность ваших плеч –

Они застенчивы и чутки.

И лаской прерванную речь,

Вдруг, после болтовни и шутки.

Волос червонную руду

И голоса грудные звуки.

Сирени тёмной в час разлуки

Пятиконечную звезду.

И то, что больше и страшней:

Из вихря музыки и света –

Взор, полный долгого привета,

И тайна в е р н о с т и… твоей.

Оказывается, наши бабушки тоже искали в букете сирени – пятиконечный лепесток, и съедали его на счастье.

Литературовед С. Небольсин говорил: «Стихи А. Блока – источают сладостную артистическую похоть. Сам поэт, как личность, предстаёт, как брутальный самец – гений изощрённо управляемого, вожделения!..»

Недосказанность…

Управляемое вожделение может стать весьма унизительным для женщины. Вспомните судьбу Любови Дмитриевны Менделеевой…

Весь смысл проявления нежнейших чувств – доставить любимой женщине максимум наслаждений!

«Что может быть более мучительно, чем освобождённая, но неудовлетворённая женщина?..» Эти слова принадлежат феминистке Эрике Йонг из её популярной книги «Страх полёта» и взяты из введения книги «ДАО ЛЮБВИ» Чжань Жолань. Далее автор книги даёт чёткий ответ на всеобщий мировой хаос: «Даос обычно имеет безграничную любовь к Вселенной и ко всему живущему в ней. Всякая форма загрязнения и разрушения для даоса враждебна и должна быть предотвращена…»

Помните, у С. Есенина: «… Как жену чужую целовал берёзку…»

Символизм - испортил судьбу многих молодых женщин… Л.Д. Менделеева, реальная жена Блока преображалась в «Деву, Зарю, Купину…», а А. Белый, и С. Соловьёв, поголовно влюблённые в неё, отождествляли Л.Д. с «философической Софией-Премудростью».

Л.Д. взбунтовалась: «…я живой человек и хочу им быть, хотя бы со всеми недостатками. Когда же на меня смотрят, как на какую-то отвлечённость, хотя бы и идеальнейшую, мне это невыносимо оскорбительно и чуждо…»

Блок отвечал: « Невыразимо грустно, когда Ты изгоняешь из меня - меня же самого, как бесов… Позволь мне не убивать самого себя, свою душу, которая вся направлена к Тебе одной». Ты и Тебя пишутся с заглавной буквы…

Блок создал более 350 стихотворений, по подсчётам Корнея Чуковского, посвящённых Л.Д. Однако не «заметил» своего тестя – Великого Дмитрия Ивановича Менделеева. По-видимому, даже не был на его похоронах в феврале 1907 года, ибо нигде об этом не упоминается…

Другая дама Нина Петровская – жена основателя издательства «Гриф», Сергея Соколова – Кречетова, влюбилась в Андрея Белого, затем стала возлюбленной Валерия Брюсова… Всё это превратилось в литературный сюжет - «Огненный ангел» В. Брюсова, где Нина отчаянно сыграла роль главной героини - Ренаты. Разрыв с семьёй, бурные увлечения, наркомания, из православной веры - перешла в католичество, болезни и гибель - все эти превращения из литературного сюжета, в реальную биографию, оказались ужасными.

Пожалуй, самые пронзительные слова о символизме сказал В. Ходасевич. «Символизм не хотел отделять писателя от человека, литературную биографию от личной… Всё время он порывался стать жизненно-творческим методом… Провозгласив культ личности, символизм не поставил перед нею никаких задач, кроме «саморазвития». Он требовал, чтобы это развитие совершалось; но как, во имя чего - он не предуказывал… не умел, да и не хотел… Требовалось лишь непрестанное горение, движение – безразлично во имя чего. Все пути были открыты… можно было прославлять Бога и Дьявола. Разрешалось быть одержимым чем угодно: требовалось лишь полнота одержимости… Глубочайшая опустошённость оказывалась следствием этого эмоционального скопидомства. Скупые рыцари символизма умирали от духовного голода – на мешках накопленных «переживаний».

Бунину был чужд символизм. В 1900 году, в издательстве «Скорпион» вышла книга его стихов. Однако очень скоро он разошёлся с новыми сотоварищами, «не возымев никакой охоты играть в аргонавтов, в демонов, в магов и нести высокопарный вздор, хотя некоторые критики заговорили уже о моём новом увлечении…»

В других строках своей автобиографии, он пишет «…был, между прочим, ближайшим участником известного литературного кружка «Среда», душой которого был Н. Д. Телешов, а постоянными посетителями – Горький, Андреев, Куприн и т.д.» «Среды» проходили в Москве, на Покровском бульваре, в летние месяцы в Малаховке.

Нина Петровская язвительно заметила, по поводу этих «Сред»: «Николай Телешов

явился в литературе в «установленной форме» - прямо слетел с популярнейшей в мире открытки, где г.г. Бунин, Горький, Скиталец всемилостивейше и всенародно приняли его в свою тесную семью…».

Два литературных направления - в упор не видели друг друга.

Спасибо поэтам, что они так педантично датируют свои произведения. Бунин создал свою «Цирцею» на два года позже, блоковских стихов. У Блока – три четверостишия, у Бунина – четыре. Укол шмеля - младшему по возрасту поэту. Бунин – старше Блока на 10 лет.

После получения Нобелевской премии, и ухода Галины Кузнецовой, Бунин долго не мог работать. Однако, подспудно, он обдумывал этот символизм, и решал, как же ответить этим «Прекрасным Дамам». Он пишет цикл рассказов «Тёмные аллеи», о которых Ирина Одоевцева осторожно заметила ему, что её удивляло количество самоубийств и убийств в них, какое-то юношеское, чересчур романтическое понимание любви. «Чуть что – ах! И она вешается, или он стреляется, или убивает её…».

Бунин сердился, пожимал плечами и говорил:

- Вот как? По-вашему, незрело, романтично? Ну, значит, вы никогда не любили по-настоящему. Понятия о любви у вас нет. Неужели вы ещё не знаете, что в семнадцать и семьдесят лет любят одинаково? Неужели вы ещё не поняли, что любовь и смерть связаны неразрывно?»

Бунин не любил споров о поэзии, о Блоке… Он умолкал и молча уходил из комнаты… Георгий Иванов называл это «толстовским уходом». ( Ирина Одоевцева –

«На берегах Сены»).

Достойный ответ «Прекрасным Дамам» Серебряного века всё-таки прозвучал.

Он прозвучал в рассказе И. Бунина: «Чистый понедельник»!

P.S.

Вот ещё один ответ символистам Серебряного века от эпохи социализма:

Кто сказал, что существуют плечи

для того, чтоб ими поводить,

а не для того, чтоб выносить

грузы всех мирских противоречий…

Стихи принадлежат Ларисе Васильевой, которая создала музей танка Т- 34, написав книгу о своём отце, великом конструкторе и организаторе производства танков, в

период Великой Отечественной войны. Лариса Васильева – автор многих других книг и сборников стихов. Она никогда не входила в различные литературные группировки; не обнималась с «детьми Арбата», не публиковалась в журнале «Наш современник» - умница! Она дочь танкиста!

Её книгу стихов с поэмой «Игорь Зотов» я купил очень давно, в 80 году, в командировке, в г. Ташкенте. В книжке, что в бумажной обложке, был портрет Ларисы Васильевой в больших тёмных очках; она – вся такая вдохновенная, красивая…

Влюбиться можно… Бунин, говорил, что поочерёдно , фантастически влюблялся в девушек и женщин из романов. И «жалел, что никогда не придётся встретиться с ними».

Я читал поэму «Игорь Зотов», лёжа на кровати, на 12 этаже гостиницы «Узбекистан», и считал, что это готовый киносценарий…

Малаховка. Сентябрь м-ц 2017 года.

1.0x