Сообщество «Сталинские чтения» 00:25 15 ноября 2021

Храм неба и воздуха

проект Центрального Дома Аэрофлота

«Все было очень странно и похоже на сновидение: небо, весна, плавание парашютов».

Юрий Олеша.

Как-то мне попалась в Интернете винтажная реклама духов от Robert Piguet. Небо, самолёт, планета-Земля и – до странности близкий, нависающий спутник-Луна. Как там у Аркадия Гайдара? «Золотая луна сияла над нашим садом. Прогремел на север далёкий поезд. Прогудел и скрылся в тучах полуночный лётчик. — А жизнь, товарищи… была совсем хорошая!»

двойной клик - редактировать изображение

Время действия – предгрозовые-тридцатые. Эстетика вертикали и музыка сфер. В те годы не было слаще аромата, чем дух ветра, и авторы рекламного коллажа использовали ту бодрую свежесть, как приглашение к покупке духов. Или к полёту? Модные персоны парижской жизни – лётчики-аристократы, и сын виконта – Сент-Экзюпери не чаял жизни без высоты, ставшей наваждением и – смыслом. Озорная Амелия Эрхат в лётной куртке позировала для шикарного дамского «глянца», затмевая волооких моделей и кинозвёзд с пергидрольными кудрями. Сверхдальние перелёты волновали кровь, и Америка рукоплескала Валерию Чкалову.

Советский Союз – империя неба и солнца, крылатых богов и «летающих пролетариев» (по Маяковскому). В иерархии довоенных профессий первое место занимали пилоты, гордо называемые «сталинскими соколами». Небо влекло мальчишек. «Нам разум дал стальные руки – крылья, а вместо сердца пламенный мотор!», - пела радиоточка в коммунальной квартире.

двойной клик - редактировать изображение

В СССР шло активное развитие авиации, а персонаж из гайдаровской "Судьбы барабанщика" - мелкий жиган Юрка «…всем врал, что заочно готовится на курсы лётчиков». Девушки предпочитали белокурых и голубоглазых романтиков, покоряющих облака. Офицерская дочь – уже из другой повести - задумчиво пела: «А вы и не поймёте / На быстром самолете, / Как вас я ожидала до утренней зари».

Возникает сказочный феномен — небо-обманка в домах культуры, отелях и на первых станциях московского метро. Яблоневые сады, парашюты и дирижабли, спортсмены, рабочие, пионеры – всё это на бездонном фоне. Где бы ни были — созерцаем верх. Всё выше, выше и выше! Ввысь убегали воздушные шары. «Может быть, куда-нибудь полечу. Или, может быть, будет война», - мечтала шестиклассница Нина Половцева, по-детски флиртуя с Серёжей-барабанщиком. Они полетят и будет война, а на станции "Маяковская", превращённой в бомбоубежище, москвичи всматривались в небеса-обманки и ловили мирный яблоневый свет. Но это в будущем, за грозовым поворотом. А пока – грёзы о синеве.

двойной клик - редактировать изображение

…Дворец в честь Аэрофлота был задуман ещё в начале 1930-х, но всё как-то не складывалось. Должна была смениться архитектурная парадигма, чтобы замысел стал реальностью – лапидарный рацио-футуризм для этой цели не годился! Бетон, стекло, эркеры – слишком бедно. Тут нужен размах. Сюда просятся колоннады.

В середине 1930-х нашлось место – Дом Аэрофлота решили возвести на площади Белорусского вокзала – на том участке, где улица Горького переходит в Ленинградское шоссе. Обозначалась также реконструкция привокзальной территории. В те годы во всём мире была своеобразная мода на фешенебельные комплексы, аккумулирующие все функции – от политико-административных и деловых – до культурно-развлекательных.

Газетные статьи наперебой сообщали, что в Доме Аэрофлота будут размещаться все учреждения, связанные с авиаперелётами, самолётостроением и международными связями. В правом крыле намечались отделения почты и сберкассы. В левом — конференц-зал на 800 человек. На втором этаже - клубная и культурно-просветительская часть. На третьем - кабинеты начальствующего состава и секретариат. На верхних ярусах - учреждения Наркомата и музей с экспериментальными лабораториями. Грядёт волшебный аэроград в центре Москвы. Храм неба и воздуха. Спешите видеть и не забудьте пристегнуть ремни!

Проектирование и строительство поручили архитектору Дмитрию Чечулину – мастеру амбициозному и политически-грамотному. Но главное – умелому. Разработка заняла всего два с половиной месяца. Проект изумил эклектикой и стилевым разнообразием – лаконичный корпус в духе американских офис-центров сопрягался с парадным входом, в котором угадывались элементы барокко.

двойной клик - редактировать изображение

Семь ажурных арок украшали статуи прославленных лётчиков – Ляпидевского, Леваневского, Молокова, Каманина, Слепнева, Водопьянова и Доронина. Здание венчала мифологическая композиция с крыльями. Автором скульптурного оформления был сам Иван Шадр, создатель Девушки с веслом.

Описание материалов, данное разработчиками, впечатляет и поныне: «Наружная отделка - из светлых материалов, искусственных и естественных мраморов, все металлические детали и оконные переплеты — из алюминия». Эскизы ошеломляли роскошью – дворец буквально светился на фоне синевы отгоревшего дня.

Однако после обнародования проект подвергся критике – его сочли помпезным и, к тому же, затмевающим всё пространство. Дмитрия Чечулина тактично обвинили в нескромности – хорошо, что не в формализме. А могли бы! Потом и сама идея Центрального Дома Аэрофлота оказалась дорогостоящей, и от неё решили отказаться. Опять же схлынула мода на комплексы, где в одном громадном здании будут и билетные кассы, и магазины, и кабинеты начальства и – читальные залы на 300 человек.

Впоследствии архитектор использовал часть своих разработок для проектирования Дома Советов (ныне – Дом Правительства) на Краснопресненской набережной. Белый Дом! Он должен был стать небесным чертогом, дворцом Чкалова и стальных крыльев, а сделался последним оплотом советской власти в октябре 1993 года – и чёрный дым от расстрелянных стен шёл вверх. Всё выше и выше. Но это совсем уже другая история.

двойной клик - редактировать изображение

***

Несостоявшийся праздник юности. Стадион имени И.В. Сталина в Измайлово

1.0x