Хореограф Андрей Петров и театр "Кремлёвский балет" / Авторы-составители: Р.Г. Володченков, М.К. Леонова, Е.В. Маликов, С.М. Оленев; под общ. ред. Е.В. Маликова. — М.: Канон + РООИ "Реабилитация", 2019. — 304 с.
…В балете даже ревность, ссора,
Вражды холодная струя –
Сверкает, словно — из фарфора,
Иль, может быть, — из хрусталя!..
Там все мучительные чувства,
Дела и помыслы людей
Волшебной магией искусства
Преобразились в лебедей.
И на короткий миг предстали,
Всего земного лишены,
В их совершенстве, идеале,
Какими быть они должны. Игорь Кобзев
"Культура — базис общества. Древние цивилизации давно исчезли с лица земли, однако их культура до сих пор оказывает на человечество огромное влияние. Поэтому легкомысленное, утилитарное отношение к культуре, на мой взгляд, глубоко неправильно". Андрей Петров
Кремль, балет и книга — наш имперский канон. Мы частенько ругаем обитателей Кремля, но знаем: стоит "алтарь России", по лермонтовскому определению, значит, мы ещё живём в своей стране. Балет — воистину национальная гордость даже тех, кто посещал театр в лучшем случае в школьные годы. Посему "завтрашнее" интервью Николая Цискаридзе о проблемах Большого театра некогда имело оглушительный эффект: ссылки на него встречал даже у деятелей рок-андеграунда.
И книга, несмотря на все усилия "цифры" — по-прежнему знак качества, артефакт, апелляция к вечности.
Андрей Борисович Петров — основатель, художественный руководитель и балетмейстер театра Государственного Кремлёвского Дворца "Кремлёвский балет", многие годы солист и хореограф Большого театра, народный артист России, профессор Московской государственной академии хореографии.
Монография о творчестве Петрова и созданном им театре — своеобразная энциклопедия "Кремлёвского балета", который в 2020-м отметит своё тридцатилетие.
Книга — выдающееся коллективное делание. Патронаж — академии хореографии; квартет авторов-составителей, и десятки, если не сотни экспертов и источников. Это статьи, рецензии и интервью известных деятелей балета, театроведов и журналистов. Это обилие информации и интерпретации.
"Мы не стремились ограничиться комплиментарными мнениями критиков, но старались следовать линии научной объективности и репрезентативности материалов", — подчёркивают авторы проекта.
Это книга-высказывание и книга-диалог с читателем-зрителем.
"Почему интересны балеты Петрова? Почему мы смотрим их с удовольствием и склонны пренебрегать частным несовершенством исполнения ради общей законченности замысла? Ответ лежит там, где мы меньше всего ожидаем его найти, когда говорим об эстетике: в области ratio. Да, режиссёрские работы Андрея Петрова красивы той красотой, которая основана на разуме и корни которой следует искать в веке Просвещения, времени, когда формировался классический балет. Культура, к которой обращается хореограф, это не культура неопределённости и фантазмов, но культура, включающая научный метод познания как основной инструмент. Даже когда Петров апеллирует к донаучной картине мира, он описывает её чёткими, рациональными, принятыми исторической наукой мазками, обусловленными актуальным дискурсом научного мышления, ограниченным особенностями предметной области", — фиксирует Евгений Маликов.
Немудрено, что данную книгу выпустило "Канон +" — уважаемое издательство, которое не разменивается на попcовые однодневки, но специализируется на выпуске научной гуманитарной литературы. Ясперс, Ильенков, Зиновьев, Зеньковский, "Стилевые направления французского кинематографа" и "История марша "Прощание славянки" — всё это "Канон +".
Так что классическая формула "книга адресована как профессионалам хореографического искусства, так и всем, кто интересуется балетом" вполне может быть дополнена и, что называется, "широким кругом читателей". Для одних настоящее издание — это открытие личности и метода Андрея Петрова и знакомство с яркой страницей истории русского балетного искусства, для других — освоение полноценного научного исследования, для третьих — историко-культурный контекст эпохи сквозь призму "Кремлёвского балета".