Сообщество «Салон» 00:10 17 января 2022

Хэппи-энда не будет

«Не смотрите наверх» получился объёмным и многослойным, что редко случается с кинопродукцией Netflix'а

«Ну, тупые!»

Михаил Задорнов

Этот фильм интересен уже потому, что и «левые», и «правые» сочли его гениальным. «Это – наш фильм!» - говорит мне член КПРФ, имея в виду жёсткое вышучивание тупиков буржуазного социума. «Это – наш фильм!» - пишет монархо-православный активист, говоря о насмешках над феминистской «повесточкой» и шизофренической культурой отмены (сancel culture), буквально захватившей умы западных обывателей. И правые, и левые назвали "Не смотрите наверх" (2021) лучшей киноработой последних лет, если не считать феерию Квентина Тарантино "Однажды в Голливуде" (2019), о которой также судачили, но при том – хвалили.

В обоих проектах засветился Леонардо ди Каприо, давно переросший юношескую смазливость, хотя, ему до старости будут вспоминать карамельную романтику и потонувший в слезах "Титаник".

"Не смотрите наверх" получился объёмным и многослойным, что редко случается с кинопродукцией Netflix’а. Задуманный, как сатира на общество, не желающее интересоваться экологическими проблемами, фильм глубже, чем его замысел – иногда произведение выскальзывает из рук создателей и начинает жить своей странной жизнью. Завязка фабулы – нарочито-голливудская. В сторону Земли движется комета-убийца, чей прилёт гарантирует смерть всего человечества и животного мира. Фикусов и разных одуванчиков тоже не останется. Замечательны кадры дикой природы – бегемоты, кашалоты, колибри, бабочки да розы, небо. Всё это разлетится к чертям!

Два астронома – Кейт Дибиаски (Дженифер Лоуренс, прославившаяся ролью Сойки-Пересмешницы) и Рэндал Минди (заматеревший Леонардо ди Каприо) уяснили апокалиптические масштабы ситуации. Они пытаются крикнуть миру о грозящей беде. Орут, но будто в вакууме. Их истошные мольбы тонут в «сахарной вате» блогосферы и телешоу, где из учёных делают забавных кукол, помещаемых где-то между поп-звездой и рекламными вставками. Ах, как это прикольно! Телеведущая Бри Эванти (эффектная Кейт Бланшетт) – существо без чувств и смыслов. Поджарая блондинка с хищным оскалом – дамочка, будто собранная кем-то на конвейере. Ей констатируют: мы все умрём, а она скалится и выплёскивает имбецильные шутки. Потом затаскивает душечку-астронома в спальню. Для неё он – проходная блажь, тогда как Рэндал мучается от осознания измены.

Вторая «машинная сборка» - уже президент, вернее, президентша - неумная женщина, умеющая носить дорогие костюмы и выдавать реплики-заготовки. И телеведущая, и президент напоминают состарившийся кукол Барби. Профессионалка Мэрил Стрип неподражаема в роли энергичной фемины, у которой есть воля к власти, но, к сожалению, отсутствует мозг. Не менее придурковаты военные, полисмены и «особисты». Это страна, мечтавшая с Дональдом Трампом сделаться great again. Никакого again, дорогуши!

Авторы (сценарист Дэвид Сирота и режиссёр Адам Маккей) высмеяли всё, что до чего смогли дотянуться. Так, заслуженный генерал Пентагона продаёт главгероям бесплатные чипсы и минералку, после чего Кейт на протяжении всего фильма задаёт себе вопрос: «Для чего он взял с нас сорок долларов?!» Это же высокопоставленный военный, а не мелкий жулик. Далее? Сын мадам-президентши занимает второе место в общественной иерархии, не будучи, как и его мать, сколько-нибудь разумным. Комета волнует американцев гораздо меньше, чем развод хорошенькой поп-дивы с её бойфрендом-диджеем. Жалостливо показан супермен, которому дают задание пилотировать ракету-истребитель. Седой Бенедикт Драск (Рон Перлман) – эдакий последний ковбой и терминатор, искренне хочет выполнить свой долг, но миссию грубо разворачивают – это не принесёт капиталов. Супермены – и те вчерашний день. От них чересчур много шума.

Основное – это тяга к доминированию и богатству. Любой ценой! Вместо объединения сил – потворствование шоумену от науки, в котором угадывается Илон Маск и другие красавчики-авантюристы. Знаковый эпизод – сообщение, что Россия хотела запустить свою ракету, чтобы раздробить приближающееся тело, но… в районе космодрома Байконур произошёл взрыв. Немая пауза. Всем ясно. Америка собралась great again и forever. Главное – вовсе не какие-то хомо-сапиенс, но гегемония.

Президент Джейн Орлин, всеми ухватками напоминающая Хилари Клинтон, пользуется ситуацией, дабы удерживать власть и поэтому призывает: «Не смотрите наверх!» Смотрите вниз – вы и так быдло. Смотрите вперёд – на морковку, привязанную в качестве стимула для тупенького осла. В этой «чёрной» комедии (а сюжет остроумен, и подчас уморительно смешон!) нет хэппи-энда, и вместе с тем, он рождает слабенькую надежду. В финале, когда герои собираются за прощальным ужином, звучит слово Божие, произнесённое мальчиком-неформалом, который ненавидел своих верующих «предков» за ханжество, но именно он оказался единственным, кто знает молитву.

Призыв не смотреть наверх – это ещё и равнодушие к Богу, мешающему подло обогащаться. Наиболее круто здесь обошлись с идеей «золотого миллиарда», свёрнутого до скромненьких двух тысяч – решившие спастись, миллиардеры очутились на планете, где их неделикатно скушали какие-то птице-ящеры. Фильм - предупреждение состоятельным и нахальным: вы не уйдёте от общего коллапса, даже, если построите себе параллельную цивилизацию. Вы же ничего не умеете делать и, как пела Красная Шапочка в советской экранизации 1977 года: «Никто на помощь не придет и дров не раздобудет, никто не сварит ничего ни на каком огне». Магнаты, полагающие, что «творог добывается из вареников», наиболее уязвимые жертвы любого маломальского экстрима.

В титрах мы наблюдаем, как разлетевшаяся на куски мать-Земля прощается с бесполезными уже атрибутами – пачкой сигарет, пакетиком чипсов, микрофоном поп-звезды, антидепрессантами, фигуркой золотого тельца. Выглядит всё это, как очаровательный рекламный клип, где предметы парят на фоне звёздного неба, правда, всё это никому уже не понадобится.

21 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
26 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x