На саммите АТЭС в Маниле (Филиппины) 18-19 ноября Российскую Федерацию во главе целой команды высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов представлял не президент Путин, а премьер-министр Медведев. Может быть, "хозяин Кремля" решил лишний раз не пересекаться с "хозяином Белого дома". Может быть, он не хотел привлекать к себе лишнее внимание и "тянуть одеяло на себя", поскольку главным действующим лицом и антагонистом Вашингтона в данном регионе сегодня выступает всё-таки Пекин, а не Москва. Может быть, даже такому "железному" политику, как Путин, понадобилась передышка. Может быть, у него нашлись более важные дела. В общем, причин и поводов можно назвать и придумать немало. Но факт остаётся фактом — в столицу Филиппин, благодаря "оптимизации графика", прибыл не Владимир Владимирович, а Дмитрий Анатольевич. Лицом в грязь он там ничуть не ударил, подарив Маниле скульптуру русского медведя, произнеся все положенные слова о сотрудничестве, интеграции и борьбе против международного терроризма, старательно оставаясь "в тени" Си Цзиньпина и Барака Обамы, которые в своих выступлениях практически не пересекались друг с другом: председатель КНР сконцентрировался на экономических достижениях "красного дракона", в то время как президент США демонстрировал "глобальное превосходство", в тысячный раз позиционируя свою страну как светоча демократии, защитника прав и свобод человека во всем мире, лидера передовых технологий и рыночной интеграции.
Никаких, даже минимальных признаков диалога, не говоря о взаимопонимании, между представителями двух сверхдержав (напомним, Китай уже превзошёл Соединенные Штаты по объёму ВВП) не наблюдалось. А это означает, что конфликтный потенциал между ними продолжает нарастать (торговый дефицит Америки в торговле с Китаем по итогам трех кварталов текущего года составил рекордные 273,5 млрд. долл., а КНР впервые стала главным торговым партнером США, обогнав Канаду).
Памятуя недавний конфликт в Южно-Китайском море (кстати, ракетный эсминец "Фицджеральд", того же типа, что и задействованный у островов Спратли "Лассен", демонстративно прибыл в Манилу "в соответствии с графиком патрулирования" — снова график!), можно сказать, что конфликтный потенциал между Пекином и Вашингтоном стремительно нарастает, и это создаёт объективные предпосылки для пусть временного, неопределенного ни по срокам, ни по объёмам, но снижения аналогичного конфликтного потенциала между "коллективным Западом" и Россией. Не исключено, что "странные" теракты с сотнями человеческих жертв в Египте и во Франции, категорически невыгодные "Исламскому государству", были не причиной, а всего лишь поводом для "наведения мостов" между Вашингтоном и Москвой.
И тогда жесткие заявления Путина относительно организаторов теракта на борту российского самолета рейса 7K-9268, а также его нежелание приезжать в Манилу могут говорить о том, что все "точки над i" уже расставлены, и Россия, сохраняя полный дипломатический этикет, не рассматривает сделанное Вашингтоном негласное предложение как такое, "от которого нельзя отказаться".