Не устаю удивляться эффекту притяжения мыслей. Стоило мне написать об анонимности в интернете и порассуждать о том, что было БЫ, если бы полная информация о каждом лежала в открытом доступе, за что на меня накинулись возмущённые читатели, как пришло известие, что нечто подобное, и даже больше того – уже осуществляется. В Китае.
Став во главе Китая, Си Цзиньпин начал с жесткой борьбы с коррупционерами в рядах партийцев, а теперь намерен взяться за все общество. С помощью цифровых технологий и big data система будет анализировать данные о каждом гражданине, присваивая ему индивидуальный рейтинг. Законопослушных обладателей высокого рейтинга ждут льготы и поощрения, низкого – трудности и остракизм
Я не хочу обсуждать технические детали - меня интересует сам принцип.
А принцип состоит в том, что человек перестаёт быть анонимным и соответственно жизнь его больше не тайна. Всем заинтересованным может стать в любой момент известно, кто он такой, где учился, чем занимался, куда ездил и т.д. и т.п. Это ужасно! Это новый тоталитаризм! Совершенно верно – тоталитаризм. Только нового в нём ничего нет. Напротив, он стар, как мир.
Именно ТАК человечество жило многие-многие века и тысячелетия. Это, по сути, деревенский, местечковый образ жизни, где каждый знал всё о каждом. Точно так же было в заводском цеху, в рабочем посёлке, во дворе ведомственного дома. У каждого подъезда сидели старушки, которые следили за всем, происходящим во дворе, делали замечания всем детям двора, а не только своим: это была форма социального контроля. Разумеется, нельзя было жить без прописки или не там, где прописан. Нельзя было уклониться от записи ребёнка в школу или от прививки.
А вот что писал отец демократии Бенджамин Франклин: «Стук твоего молотка, который твой кредитор слышит в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых шесть месяцев; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется». Что вы хотите - деревня! Все за всеми приглядывают.
Твёрдый и неуклонный социальный контроль – необходимейшая вещь. Все религии пытались интериоризировать, т.е. поместить внутрь человека, этот контроль, но до конца это не удалось ни одной из них. Без внешнего контроля большинство людей разбалтывается и идёт вразнос.
Только исторически недавно, на рубеже XIX и XX веков, когда деревня хлынула в город, когда города неконтролируемо разрослись, возникла та самая анонимность, за которую многие так пылко ратуют. Приехать невесть откуда невесть зачем, затеряться в каменных джунглях, и делать такое, о чём в деревне и помыслить совестно – так нынче живут миллионы. И не моги ничего ни у кого спросить и проверить, поскольку privacy.
Наша эпоха – это эпоха диктатуры privacy. Но жизнь не стоит на месте, она развивается, и развивается, как установлено, по спирали. И вот сегодня, на новом её витке, человечество снова приходит от предельной анонимности – к предельной антианонимности.
На новой технологической базе возрождается Деревня.
Снова о каждом всё известно или может быть легко узнано. Притом не только формальные характеристики вроде образования, или местожительства, или рода подлинных занятий. Можно узнать вещи почти интимные: вкусы, взгляды, интересы. И от всевидящего контроля не спрятаться-не скрыться. Ты теперь не анонимен, а контроль – невидим. Что-то вроде нового Господа Бога.
Кто будет этим недреманным оком? Разумеется, государство. Оно наконец технически сможет стать тоталитарным. То, что в прежние времена называлось тоталитаризмом, - это были лишь дальние подступы к нему.
«Меньше государства!» - был давний лозунг Маргарет Тэтчер. Маркс тоже рассуждал об отмирании государства при коммунизме. Но сменилась эпоха, и государства становится не меньше, а больше. Некоторые говорят даже о грядущем цифровом концлагере, который покроет собою всё пространство жизни.
Мне кажется, условный тоталитаризм (лучше сказать – этатизм), когда государство является главной организующей силой общества, может быть и ужасным, и прекрасным – в зависимости от целей этого государства. Целью государства должно быть БЛАГО, если угодно ПРАВДА, а не балансировка интересов сильных людей и их групп, а то и просто обслуживание интересов транснациональных корпораций, как происходит ныне. Государство блага и правды не только не должно отделять от себя церковь, более того – в некотором смысле оно само должно стать своеобразной церковью. С.С. Сулакшин выработал идею «нравственного государства». При всей внешней наивности эта концепция по сути очень верна. Если государство – нравственное, очень даже полезно, если оно будет охватывать всё пространство жизни и всех контролировать. Оно будет принуждать к правильному, достойному поведению, соответствующему высшим, божественным целям. Если этого нет, то цифровые технологии превратят жизнь в худший род ада.
-
ТВ
25 июля 2017 в 05:27Д
"Только исторически недавно, на рубеже XIX и XX веков, когда деревня хлынула в город, когда города неконтролируемо разрослись, возникла та самая анонимность, за которую многие так пылко ратуют. Приехать невесть откуда невесть зачем, затеряться в каменных джунглях, и делать такое, о чём в деревне и помыслить совестно – так нынче живут миллионы. "\\\\ А не потому ли так хлынули в города,что нужны были деньги на выкуп земли и не потому ли,что многих просто выживали (обрадывали и сжигали),чтобы найти срочно деньги на выкуп земли? Особенно много рабочих было нерусских...Срочно нужны были заводы и рабочие места, а им всем - деньги и на Д.Восток? А эти предприимчивые там со всеми соседями рассорятся...Законов-то там меньше.А точнее нет социального контроля...
Бабушек?)))
-
Иван Иванович
25 июля 2017 в 09:25Иванов
Среди рабочих и шахтеров, нерусских никогда и не было.
-
Андрей
25 июля 2017 в 06:09Быков
А вот, без С.С.Сулакшина, мы бы не доперли, что хорошее гестапо, только хорошо в хорошем государстве.
-
Виктор Владимирович
25 июля 2017 в 09:51Хохлачев
Тема жутко интересная... Идет еще от Адама и Евы. "Публика" к ней не готова в силу собственного, скажем мягко - несовершенства, старательно усугубляемого капиталистической системой, в саму основу которой положены осознанные (!) человеческие пороки. Отсюда и желание прикрыть срамоту своего нравственного уродства. Но разве свобода там, где приходится скрывать?
Это касается и волеизъявления... Нов рамках капиталистической системы любая открытость лишь ужесточает "полицАйский" режим у же и без того доведенный до абсурда. Разве это свобода?
-
ТВ
25 июля 2017 в 10:43Д
Когда завод производит винтовки,то очень много там нерусских...))) А потом поп Гапон всех этих рабочих ведет (с оружием) к царю...
-
Виктор Владимирович
25 июля 2017 в 10:57Хохлачев
Русский, нерусский... Лишь бы человек был хороший!
-
Виктор Владимирович
25 июля 2017 в 13:14Хохлачев
"И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть".
-
Лев
25 июля 2017 в 17:46Козленко
Вводим понятие СУВЕРЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ ЛИЧНОСТИ.
За маленьким ребёнком надо смотреть поминутно
Статус Совершеннолетнего предполагает какую то часть
суверенитета. Незнание законов не освобождает от ответственности.
Технические возможности присмотром за личностью
должны обеспечить вмешательство не перед противозаконным поступком,
а сразу после его осуществления. Условно не до убийства, а после.
Это та самая неотвратимость наказания, которая на сей день
остаётся недосягаемой.Надо брать этот рубеж, а дальше
будем посмотреть.
Вот пока так Спасибо за работу.
-
Виктор Владимирович
25 июля 2017 в 18:58Хохлачев
Человеческий закон, есть сиюминутная условность. Хорошо если это общественный договор, как в социалистическом обществе. В капиталистическом это чистый произвол правящего класса (да. Абсолют, это закон нравственный. Ему сторожа не нужны. Он очевиден. На этом вся библейская мудрость построена.
-
Лев
25 июля 2017 в 17:55Козленко
Плюс к вышеизложенному.
Готовностью отвечать за противоправное действие
человек оплачивает свой поступок, определяя
ему цену, что в конечном итоге может привести
к изменениям общественного бытия.
-
Виктор Владимирович
27 июля 2017 в 08:18Хохлачев
Анонимность хороша при благотворительности (в широком смысле слова), а в остальном это дело воровское. Но капиталистическое общество (где человеку с момента его зачатия вменяются злые намерения) все доводит до абсурда. Поэтому даже сдача ЕГЭ превращается в унизительный шмон и полицейскую операцию...
-
Сергей
27 июля 2017 в 14:12Комов
Виктор, согласен, что я выступаю за анонимность из корыстных побуждений. Но, мои корыстные убеждения не эгоистичны, поскольку они отражают интересы многих простых людей.
-
Виктор Владимирович
30 июля 2017 в 12:32Хохлачев
Не простых, а пораженных, в той или иной степени, уже привычными пороками. Нравственная планка установленная советским обществом теперь валяется под их ногами. Те, у кого эта планка в голове, им скрывать нечего. Они, в анонимности, как таковой не нуждаются, но это не повод допускать в их личное пространство грязное чиновное рыло, вменяющее им преступные намерения. Я против рыла, но за открытость.
-
Victor
30 июля 2017 в 09:39Ovsyannikov
Анонимность или нет вопрос десятый! Из нас сделают медведей если смугут принудидть перестать друг с другом общатся и друг другу доверять! Вот где самая большая бомба, а анонимность это только фетиль к ней.
Предлагаю некоторые наблюдения из общества несравненно более преуспевшего на пути к медведям нежели российское.
На заре моей американской жизни вся страна гудела по случаю одного судебного дела когда одна не очень изощренная в умственных способностях негритянка купила в Макдоналдсе стаканчик кофе, поставила его между ног и себе спокойно порулила куда ей там надо было. В процессе управления машиной - или сдавила тот бумажный стаканчик или крышку не плотно закрыла или и то и другое. Короче как результат облила себе интимные места горячим напитком. И подала на Макдональдс в суд за то что тот... продал ее слишком горячий кофе. Каково-же было мое удивление когда суд назначил ей компенсацию за причененный ущерб в шестизначную сумму! С тех пор кофе в макдональдсе - пойло, а Тако Белл убрал из своих рестаранов самый острый - "Fire" - соус, единственный достойный внимания если вы ценитель мексиканской кухни.
20 лет назад мой рекрутер приглашал меня к себе домой на вечеринки где все сосали виски и марихуану одновременно. Тогда я подписывал одну бумажку для устройства на работу в такую серьёзную контору как Credid Suisse. Сейчас чтобы быть принятым на мелкий, местно-техасский химический завод мне нужно прочесть и подписать 10-15 юридических документов общим весом в 40-50 страниц, благополучно пройти анализ мочи и волос - на наркотики, и ФБРский background investigation - проверку на белость и пушистость, одобрить запрос частного сыскного агенства на запрос моей кредитной истории, проплатить не менее как ТРИ страховки и вывесить эти полисы над моим столом...
Люди жившие здесь в 40-х, 50-х, 60-х меня уверяли что "раньше так не было" и "это все новое и оно уйдет". Не уходит, люди в Тавистоке не зря едят свой хлеб. Представьте себе сувокупную цену всего этого. Мы к этому вернемся в конце рассказа. Все что мы имеем от этой жизни в последний час это сумма отношений с другими людьми. Они могут быть не глубокими, но длинными, или потрясающими и очень короткими, или в любом другом сочетании этих переменных - математически говоря - определённый интеграл, площадь под кривой. Сумма таких интегралов... Мы все очень болезненно ощущаем если эта сумма падает на определенном куске времени. Начинается социальный голод. Как пелось в старой песне "мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает". А голод, как известно, не тетка... и начинается пересмотр критериев выше упомянутого "выбора". Самые слабые и "голодные" быстро ломаются, вернее ломаются их критерии - деградируют. Это то что происходит в обществе одиночек, там где продвигается индивидуальность и свобода оной от оков общества - демократия и либерализм. Обществе таком как американское. Общения начинает не хватает и критерии спускаются на тормозах. В отношениях становится приемлемым то что вчера было за гранью. После долгих и многочисленных пермутаций и смен поколений общестово деградирует до своих самых низших моральных стандартов. Например настучать на колегу по работе в России просто исключеет из общества. В Шататах это нормально, а если еще при этом яростно друг гругу в рожу улыбаться - то вообще все ханки-дори! Драчка и грабеж при разводе - нормальное дело. Моя бывшая (русская) держала квартиру и (дорогую) машину на своем имени год после развода пока у меня не дошли руки перевести мое имущество на себя. Те кто насаждают эту "индивидуальность" бьют в самый верхний "приоритет" по КОБу - мировозренческий. Я бы сказал - концептуальный. Работает долго, но "ядерно".
В плотноконтактном обществе - как русское - если один ошибается то 9 других ему об этом скажут, и - в экстремальной ситуации - предупредят - если он не исправится то может потерять все контакты с обществом. Скорее всего он пересмотрит свои позиции. Рулит коллективный эгрегор, мораль хранится, общество не деградирует. Этой самозащиты в обществе американском нет. Толпа одиночек зазомбирована разнести его в клочья. Теперь вернемся к началу рассказа - о бомбе экономической. Двухуровневая атака - экономическая и концептуальная. Отгадайте кто!
-
Виктор Владимирович
30 июля 2017 в 12:35Хохлачев
Для того и послан Спаситель - Советский народ!