"Околофутбола" (Россия, 2013, Режиссер — Антон Борматов, в ролях: Александр Ратников, Павел Ерлыков, Григорий Иванец, Иван Фоминов, Дарья Мингазетдинова, Егор Бакулин, Тимур Ефременков, Сергей Шнырев, Юлия Маньковская, Владимир Царулков)
"…если кто-то хочет нанести физический вред другому человеку лишь по той причине, что он болеет за другой клуб, ему нет разумного оправдания. Но, как всем нам известно, футбол на любом уровне совершенно не подвластен логике…"
Дуги Бримсон
"Все о футболе для настоящих мужиков"
Драки на футболе были всегда. Всегда и везде. Насилие неотлучной тенью постоянно преследовало самую популярную в мире игру. Даже в относительно благополучном Советском Союзе 60-х время от времени на футбольных матчах случались массовые беспорядки. Впрочем, мужские особи разных возрастных категорий часто любят вышибать друг другу мозги по поводу и без повода — школа на школу, улица на улицу, район на район. На футболе дрались и, видимо, будут драться во все времена.
Но нужно признать то, что бóльшая часть относительно благополучного мира с околофутбольным насилием никогда не пересекается. Для подавляющего большинства людей мир футбольных хулиганов скрыт искусно выстроенным железным занавесом тайны, который может приоткрыться только по желанию самих участников потасовок. И надо сказать, что еще до конца 70-х этот занавес практически не приоткрывался.
Обывательская Европа узнала о существовании футбольных хулиганов в 1977-м году благодаря документальному фильму "Панорама", посвященному безумным фанатам лондонского "Миллуола". В настоящий же ужас телезритель был повержен восьмью годами позже, во время трансляции финала Кубка европейских чемпионов, когда в прямом эфире полмира могло наблюдать столкновения фанатов "Ливерпуля" и "Ювентуса". И уже с середины 80-х о любителях (скорее — профессионалах) околофутбольного насилия начали снимать художественные фильмы. Чехословацкая лента 1988-го года под названием "Почему?" буквально взорвала мозг и открыла новые горизонты для фанатов тогда еще существовавшего Советского Союза.
Чуть позже все постсоветское пространство, инфицированное "английской болезнью", засматривало до дыр видеокассеты с весьма посредственным итальянским фильмом "Ультра" и шедевральной "Фирмой" Алана Кларка. Лучшим же фильмом, снятым на данную тему, пока остается снятая в 2004-м году "Фабрика футбола" культового британца Ника Лава. Выходящий на экраны фильм Антона Барматова "Околофутбола" является первым большим фильмом на данную тему в России.
Рассказ о похождениях группировки ("фирмы") хулиганов московского "Спартака" Skullhead Crew выполнен по традиционным лекалам хулиганского кино. Герои во многом укладываются в формулу, заданную в той же "Фабрике футбола": "Во мне нет ничего особенного. Я обычный скучающий мужчина около 30-ти,…живущий ради выходных.
Беспорядочный секс. Разбавленное пиво. Наркотики. Плюс изредка вышибаю кому-то мозги". Герои эти не похожи на прыщавых птушников-маргиналов, какими обычно представляют футбольных хулиганов люди "не в теме". Модный ди-джей (Григорий Иванец), автослесарь (Иван Фоминов), преподаватель истории (Александр Ратников) и бизненсмен (Павел Ерлыков) — в обычной жизни эти парни незаметны в толпе: приятные и умные лица, спокойная уверенность движений, дорогая, но неброская одежда. Впрочем, чему же тут удивляться? Именно повседневная неприметность — типичный хулиганский стиль последних 30 лет. Но за этим фасадом скрывается совсем иная история — парни руководят "фирмой", которая регулярно дерётся с группировками других московских команд, творя своё личное дерби. Но на место их стычек зачастил являться ОМОН, и парни подозревают, что в их ряды затесался стукач. Параллельно в действие вклинивается любовный треугольник, и страсти начинают возрастать.
Впрочем, негативная реакция некоторых критиков, обрушившаяся на фильм, берёт своё начало в элементарном непонимании темы. Тот факт, что в России эта тема освещалась только в новостях и обросла мифами изначально, вызвала у многих закономерное отношение к происходящему. Мол, коротко стриженные скинхеды выплёскивают на улицы городов малопонятную обывателю ярость. То, что создатели "Околофутбола" ещё до выхода фильма рассказывали, что он основан на реальных событиях и герои имеют реальные прототипы, человека непосвящённого, увы, не привлекал. Поэтому основной аудиторией картины станет не стандартная публика, привыкшая к толерантной драматургии, а люди, знающие в эстетике околофутбола толк. Тем более, если учитывать то, что буквально неделю назад жюри Санкт-Петербургского международного кинофестиваля — режиссер и сценарист Юрис Пошкус, режиссер Кристоф Шауб, директор Европейской киноакадемии Марион Доринг, кинокритик Барбара Лоре де Лашарье — бойкотировало "Околофутбола" из-за того, что "позиция авторов фильма идет вразрез с современными европейскими представлениями о гуманистических ценностях и правах человека". Что сразу же вызвало международный скандал своей беспрецедентностью. И этот факт говорит сам за себя.