Авторский блог Владимир Бондаренко 00:00 25 декабря 2014

Год литературы - 2014

Думаю, в современной художественной литературе главным событием года стал роман Захара Прилепина "Обитель". Захар — уже достаточно известный писатель и входил в число лидеров современной русской словесности со своими повестями "Восьмёрка", сборником рассказов "Грех", коротким, но ёмким романом "Санькя", но роман "Обитель" стал и для него откровением, резким рывком вверх, и для всей нашей литературы — событием.

Будущий год назвали — Годом литературы. Но можно ли назначать литературу сверху? Будет ли достойная литература в будущем 2015 году — никто не скажет. А вот уходящий 2014 год явно стал достойным Годом Русской литературы.

Если смотреть широко, планетарно, то главным литературным событием 2014 года стал юбилей великого русского поэта, мистика, пророка Михаила Лермонтова. Нашему классику исполнилось 200 лет. К юбилею я сумел издать в серии ЖЗЛ свою версию судьбы поэта "Михаил Лермонтов. Мистический гений", в течение года проходили конференции и фестивали в Пятигорске, в Тарханах, в Москве и Шотландии, в Китае и в США. Рад, что нашёл время и посетил Тарханы в день юбилея русского гения наш президент Владимир Путин.

Думаю, в современной художественной литературе главным событием года стал роман Захара Прилепина "Обитель". Захар — уже достаточно известный писатель и входил в число лидеров современной русской словесности со своими повестями "Восьмёрка", сборником рассказов "Грех", коротким, но ёмким романом "Санькя", но роман "Обитель" стал и для него откровением, резким рывком вверх, и для всей нашей литературы — событием. Казалось бы, что можно написать о Соловецком лагере, и вообще о лагерях, после Александра Солженицына, Бориса Ширяева, Ивана Солоневича, Варлама Шаламова, тем более человеку, никогда не сидевшему (к счастью)? Но и по характерам героев, и по сюжету, и по глубине видения этот роман стал одним из сокровенных для истории ХХ века. Прилепин счастливо проплыл между Сциллой и Харибдой, между влиянием соловецких просоветских очерков Максима Горького и оголтело антисоветским "Архипелагом ГУЛАГ" Александра Солженицына, а где-то и полифонично и соединил их. Я рад, что в конце 2014 года этот роман получил и "Большую книгу". Заслуженно.

Хотел бы отметить и необычную для самого автора "Теллурию" Владимира Сорокина, который постепенно становится остро-социальным писателем, заглядывающим в будущее. Впрочем, всё по порядку. О первом романе года я уже сказал, это:

1. Захар ПРИЛЕПИН, роман "Обитель".

И далее по списку.

2. Владимир СОРОКИН, "Теллурия". Я немало в своё время покритиковал этого автора за его явно фекальную прозу. Но, к счастью, менялся сам Владимир Сорокин. Его сегодняшняя фантасмагория стала носить явно социальный характер. Само начало притягивает: "Пора трясти стены кремлёвские!". Один лилипут призывает трясти стены, другой лилипут уточняет: "Не трясти, а сокрушать… И не стены, а головы гнилые". Сорокин отправляет нас одновременно и в будущее, и в прошлое, и везде видит средневековье. Может, он и прав?!

3. Александр ПРОХАНОВ, роман "Крым". Этот роман — ещё одно имперское предчувствие писателя. Автор не отправляет нас в Крым, не переносит действие на вновь обретённую Россией территорию, скорее, всё державное развитие событий в романе, жизнь его героя Евгения Лемехова подводят к неизбежности русского Крыма. Этот Крым, Небесный Крым, возникает у писателя и в Якутии, и в Аркаиме, и даже в воюющей Сирии. Крым — как главный итог возрождения былой исторической России.

4. Алексей ВАРЛАМОВ, роман "Мысленный волк". Проза нынешнего года явно носит исторический характер, даже в своих утопиях и гротесках, от Проханова до Сорокина, она прозревает целые столетия. Что уж тут говорить о таком мастере биографических романов, как Алексей Варламов. Его "Мысленный волк" как бы предваряет прилепинскую "Обитель", заканчивается преддверием "Обители". Среди героев мы узнаем и Михаила Пришвина, и Василия Розанова, и Зинаиду Гиппиус, и Григория Распутина, и многих других персонажей Серебряного века. Что за страшный зверь этот мысленный волк, и сумеем ли мы его одолеть?

5. Сергей ЛУКЬЯНЕНКО, "Шестой дозор". Это последний роман из знаменитой серии автора о ночных и дневных дозорах. Вроде бы самая крутая фантастика, но на самом деле всё тот же вечный спор между силами Тьмы и Света. А поле битвы — сердца людей. Да и в жизни Сергей Лукьяненко давно уже держит свой дозор, оказываясь среди самых верных и мужественных борцов за Россию. Это наш дозорный!

6. Эдуард ЛИМОНОВ, роман "Дед". Если говорить о нашей современности, о нашей самой новейшей истории, я назову именно эту книгу моего давнего друга Эдуарда Лимонова. Он и на самом деле "дед" нацболов и молодых патриотов, крутой политик, революционер, патриот. Роман "Дед" — итог его жизни последних лет, его стычек и с ментами, и с либералами, в результате которых оказывается, что сегодня ему менты гораздо ближе, чем либералы. Хроника живой истории, хроника этих последних лет жизни, с любовницами и политиками, с друзьями и врагами. Написано по-лимоновски энергично и художественно убедительно.

Далее я назову четыре важнейшие для нашего литературного процесса историко-литературные биографии. Лет десять назад и года не проходило, чтобы биографии писателей не получали самые высокие премии, вспомним и Павла Басинского с его Львом Толстым, и Дмитрия Быкова с Пастернаком, и Людмилу Сараскину с Солженицыным, и Льва Данилкина с Прохановым. Всё это и впрямь были добротные, качественные книги. Потом критиков на этой стезе потеснили, а зря. В этом году вышли несколько заслуживающих внимания писательских биографии. Начну с Сергея Куняева, работавшего над своей книгой добрых пять лет. Итак:

7. Сергей КУНЯЕВ, "Николай Клюев". Пожалуй, это самая серьёзная работа младшего Куняева. Конечно, много лет занимаясь Сергеем Есениным, он не мог пройти мимо его старшего товарища и наставника, прекрасного русского поэта Николая Клюева. Интересно, что в этой биографии автор, разбирая сложные временами взаимоотношения между Клюевым и Есениным, всегда становится на сторону Клюева, особенно в период Москвы кабацкой, в период Есенина в цилиндре. Это первая, по-настоящему серьёзная, биография выдающегося национального поэта России.

8. Вячеслав КУРИЦЫН, "Набоков без Лолиты". Одно время Курицын был самым модным критиком, а ныне о нём слегка подзабыли, но своей книгой он заставил вспомнить о себе. Ещё бы, крайне оригинальная, ярко написанная, абсолютно нетрадиционная книга о Владимире Набокове. Именно таким и должен быть критик такого писателя. Да и писал её Вячеслав добрых двадцать лет, не спеша перелистывая страницы набоковских шедевров. Это дневник Курицына, путешествующего по творческим маршрутам писателя и его героев. Он пишет свой путеводитель и по биографии писателя, и по его книгам, а заодно — и по русской литературе, и по собственной жизни. Книга о Набокове также нестандартна, как и сам Набоков. Думаю, это лучшее, что написано об этом русском писателе и у нас, и за рубежом.

9. Валерий ШУБИНСКИЙ, "Зодчий. Жизнь Николая Гумилёва". О Николае Гумилёве за последнее время вышло сразу несколько интересных книг. Среди них — биография известного питерского историка литературы Валерия Шубинского. Первое издание его исследования вышло десять лет назад, в 2004 году. За десять лет автор, по сути, переписав и дополнив свою книгу, создал цельный образ легендарного русского поэта. Это самое полное жизнеописание Николая Гумилёва, легенды, перетекающие в реальность, бытие, растворяющееся в мифах. Огромная масса документального материала, из которого при желании можно выстроить образ поэта и воина, путешественника и исследователя. Биография Гумилева вплетена в контекст героической и трагической истории России.

10. Валерий ФАТЕЕВ, "Жизнеописание Василия Розанова". Точно так же, спустя десять лет после первого издания, вышла и уникальная биография Василия Розанова, написанная Валерием Фатеевым. Как и в случае с Николаем Гумилёвым, после длительного запрета даже на упоминание имени Розанова читатели, наконец-то, получили полнейшую и подробнейшую биографию ярчайшего писателя Серебряного века, философа, мыслителя. В книге представлены все этапы его жизни, показаны все его противоречия и крайности. Не обойдены ни "дело Бейлиса", ни его христоборческий бунт.

В целом год 2014 для русской литературы был хорошим. Я понимаю, что другие критики напишут про другие десятки лучших книг года, куда войдут и Ксения Букша, и Владимир Шаров, и Виктор Пелевин, Наталья Громова и Виктор Ремизов, но при всём их разнообразии и разночтении будет заметен общий уклон современной литературы в осмысление истории, прошлой и нынешней. Россия — на уроке отечественной истории.

На фото: Захар Прилепин и Сергей Шаргунов

1.0x