Шестого февраля состоялся вернисаж гобеленов Ольги Толстиковой. Её работы не раз выставлялись за границей, часть из них находится в музеях и частных коллекциях по всему миру. Но на этот раз художница решилась высказаться на очень горячую и злободневную тему — пять её новых гобеленов посвящены Донбассу, войне в Новороссии. "Солнце Макеевки", "Непокорённые", "Взрыв", "Атака" и "Луганская Мадонна" разместились в подземном выставочном зале Московского союза художников по адресу ул. Вавилова 65а.
Уже больше двадцати лет Ольга Толстикова проживает в деревне Фенино Волгоградской области. Тамошние условия быта волей-неволей приучают к аскезе. Зимой это удалённое местечко вообще оказывается практически изолированным от внешнего мира, все дороги заносят глубокие, непролазные снега. Воду приходится брать из колодца, тепло даёт печь. С другой стороны, уединённость позволяет полностью сосредоточиться на работе, отрешиться от суеты. Гобелены Ольги Толстиковой полны ярких красок и жизнелюбия. Но за последний год, по её словам, её поразил ужас и бесчеловечность войны. И, не в силах оставаться в стороне, художница взялась за работу. Каждый день она чувствовала и продолжает чувствовать собственную сопричастность с новороссийской трагедией, будто бы ей самой приходится выходить против танков с голыми руками. "Все мы такие же во всех наших деревнях, — говорит Ольга Толстикова, — такое впечатление, что города, которые бомбят, вот они все тут — за перелесками, за речками".
Донбасские гобелены масштабны. На них военные цвета — чёрный, красный, золотой, белый. Почти все они занимают всё пространство от пола до потолка, и даже пяти полотен достаточно для того, чтобы удержать весь зал-бункер. Художественное содержание тканых картин склоняется к абстракционизму. Но на самом деле перед нами практически прямая визуализация весьма конкретных и своевременных идей и эмоций. Поэтому интерпретация образов и линий гобеленов происходит мгновенно. Здесь нет двусмысленности.
Главный редактор "Завтра" Александр Проханов заметил: "Эту выставку в каком-то смысле экспонирует Изборский клуб, который никогда не занимался искусством как таковым. Но поскольку он ставит своей целью создание государственной идеологии для возрождающейся страны, всё, что вы видите вокруг себя, — это не просто рассказ о геополитической борьбе, это рассказ о великих смыслах, об идеях.
На Западе выработана огромная, могучая идеология доминирования. Но их космогонический пафос, связанный с однополярным мессианским миром, вдруг натолкнулся на явление, которого после 1991 года, по их мнению, не должно было больше появиться никогда. Они столкнулись с мессианством русского государства, русского народа, имперской русской темы. Огромные напряжения, которые возникли в месте этого столкновения, будут проявлять себя тысячами самых разнообразных форм. Одну из них мы наблюдаем сейчас на Донбассе. Донбасс — это проекция огромных столкновений, происходящих сейчас в метаисторической плоскости. Поэтому, когда я увидел эти гобелены и узнал, что их создала женщина, я вдруг подумал о том, что многие художники внутренне не осознают факта существования этого сражения, хотя телевидение и выбрасывает каждый день на них потоки информационной лавы. При этом я убеждён, что донбасская битва постепенно вовлечёт в свою воронку сознания наших творческих людей. Просто искусство поэзии или прозы более медлительно, чем искусство фотографии и репортажа. Репортёры, которые сейчас работают на передовых, создают потрясающие шедевры. Поэтому сейчас я говорю так: все, кто держит кисть, или, быть может, играет на скрипке или ещё как-либо соприкасается с искусством, все туда — на блокпосты!"
Высказался и Геннадий Животов, участвовавший в организации выставки: "Художник и время — вот, что важно. В бушующем мире кто-нибудь обязательно встанет в ключевую позицию, предначертанную свыше. Мы присутствуем на выставке гобеленов, посвящённых нашей боли, с которой мы засыпаем и просыпаемся.
Меня спросили: почему выставка открывается фактически в каком-то бомбоубежище? А я ответил, что у нас сразу получился мощный перформанс, ведь мы находимся под землёй, как жители Донецка во время бомбёжек…
А потом гобелены могут отправиться в Донбасский аэропорт. Представляете, как всё это будет выглядеть, если на искорёженных металлических останках, на бетонных глыбах появятся эти яркие материи, похожие на весенние цветы!".
На фото: Ольга Толстикова на фоне работы «Взрыв»