Сообщество «Форум» 11:13 9 апреля 2021

Глупый город

Парадоксы "духовного возрождения" по-саровски...

Макет пятиглавого храма на холме в весеннем воздухе кажется полупрозрачным. Сквозь камень и белила, сквозь золото луковиц и медь куполов просвечивает небо. Будто не тысячи тонн кирпича и бетона воздвигнуты на месте окончательно уничтоженного собора, где служил Преподобный Серафим, а склеена на скорую руку крашеная плексигласовая декорация.

***

Ощущение ненастоящести, искусственной игрушечности воссоздаваемых «открыточных видов» фактически неработающего места, при приближении лишь нарастает. Впечатление такое, что Городу вырвали его живое, пульсирующее сердце и заменили его протезом из металлокерамики. Блестящим насосом, иногда включаемым от проводов с чужого компьютера. Затрачены миллиарды рублей. Уложены миллионы штук кирпича, тысячи кубов бетона, тысячи метров гранитной плитки, нанесены бессчётные гектары штукатурки, окраски, облицовки, остекления… Уничтожены сохранённые в 1950-х под сквером «варварами-большевиками» настоящие фундаменты-подвалы старых соборов. Разорены склепы-захоронения. Воздвигнут бездействующий на 90% макет старорежимного монастыря, никакого отношения к живущему вокруг него своей жизнью ЗАТО Сарову не имеющий.

Всё живое ушло, вернее изгнано, методично вытравлено из глядящих пустыми глазницами новых стеклопакетов зданий бывшей славной обители.

Те, кто рос и жил в Арзамасе-16 в советское время, помнят, насколько тёплым и уютным был тогда Город. Его центр, Монастырский холм, кипел жизнью. Музыкальная школа, детские поликлиника и библиотека, масса разных учреждений, от мастерских и строительных контор до бюро пропусков и женской консультации. Любимые горожанами магазины «Мир» и «Спортивный». «Хозтовары», ставшие на излёте Советов церковью Всех Святых, где венчались-крестились тогда все саровчане… Драматический театр, вернувший уже в начале этого века свой законный статус храма Серафима Саровского. Шикарный сквер с памятником Максиму Горькому, заросшие лесом склоны, разбегающиеся зелёными лучами вдоль речных берегов… Всё — подлинное, живое. И ландшафт, и застройка. Дети, молодёжь, вереницы машин, наполненные людьми здания. Каждое — продукт и свидетель своей эпохи. Ни одного муляжа-новодела.

Стою на краю ямы, где ещё недавно высились три крепких этажа Детской поликлиники советской постройки. Шесть десятилетий матери водили своих чад по её длинным коридорам и казавшимися огромными, залитыми светом, холлам, купали их в бассейне, волновались перед приёмом... Глаза помнят стеклянные шкафы с нехитрыми игрушками, фанерные банкетки, виниловые поручни лестниц и плитку пола, выложенную фигурами зверей, рыжие клеёнки на пеленальных столиках... Десятки тысяч человек лечились и лечили здесь. Каждому это место чем-то дорого. Было. Капитальное здание срыли, чтобы «воссоздать» потрескавшийся век назад и сползший со склона типовой келейный корпус, который не помнит никто и многомиллионный муляж которого не добавит комплексу ни на грош ни исторической, ни художественной ценности.

***

...Вечером, когда расходятся строители последнего храма-слепка, на голой, закованной в камень, площади, воцаряется мёртвая тишина. Железными воротами загорожены арки, где ходили автобусы. Тяжёлые двери церквей заперты. Служить там некому и не для кого. Монахов, считай что нет, и не предвидится. Ни одной прохожей души, желающей прочитать тщеславные перечни «жертвователей» при входе в откопированный Успенский собор… Восточный въезд на Монастырскую площадь — проспект Мира, бывший одной из лучших улиц Города — наглухо перекрыт «воссозданным» двухэтажным корпусом с уродливой, смещённой в сторону башней.

***

Вообще, в абсурдном стремлении «возродить» некий «исторический облик» Саровской Пустыни, «ревнители духовности» двинулись по странному пути повторения всех косяков и случайностей былых строителей монастыря. Поставленные некогда наобум, зачастую весьма неказистые здания, утраченные в бурях ХХ века, копируются с фотографической точностью. В итоге вместо ансамбля с находящейся вокруг городской средой, создаётся хаотичное нагромождение объёмов и вертикалей, поражающее своей несуразностью.

двойной клик - редактировать изображение

Ещё большей несуразностью, какой-то немыслимой расточительностью веет от строительства зданий-дублёров для множества организаций, вышвыриваемых с принадлежавшей до Революции монастырю территорий. Вплоть до разрубившей надвое ландшафтный парк, дороги-дублёра уже упомянутого проспекта Мира, с огромными насыпями и мостом через Городской пруд. Бессчётные миллиарды ухнуты и на все эти переносы-переселения, и на благоустройство самой опустевшей обители, что после изгнания из неё гражданских учреждений, быстро перестаёт играть вообще какую-либо значимую роль в системе городской жизнедеятельности и досуга. Даже простой пешеходный трафик тут минимален, потому как её комплекс расположен в стороне от прямых маршрутов, а «просто заходить» туда совершенно неудобно и незачем.

Вот и получается, что выстилаются натуральным гранитом громадные площади, по которым почти никто не ходит, возводятся храмы, обречённые стоять, кроме нескольких дней в году, пустыми. Ремонтируются-отделываются, отобранные у жителей и их детей корпуса, где за пыльными окнами — окрашенная пустота… И всё это в то время, когда задыхающемуся в километровых пробках городу позарез нужна объездная дорога, когда на крошащемся асфальте дорог и тротуаров, где передвигаются десятки тысяч людей,- колеи и ямы, ухабы и лужи от края до края… Когда из обветшавших школ разбегаются учителя, здания детских садов больше похожи на решето, а дышащая на ладан городская медицина, в пандемию просто рухнула, выдав осенью на девяностотысячный закрытый город заболеваемость по нескольку сот человек в день…

Что за фантастическая система, где на мёртвые камни сил и средств находится немеряно, а на живых людей и среду вокруг них капают жалкие гроши? Видимо, это главный секрет наших властей и их очередного «пилотного мегапроекта» «Умный Город»… Минимум шестого на недолгом «демократическом» веку Сарова… Были: Инвестиционная зона. Технопарк. Кластер. ТОСЭР. Ещё один кластер (топерича — религиозный). И вот «Умный Саров», по результатам (надо полагать, успешного) внедрения коего, бывшее городское руководство пошло в столицу на повышение. Замечательный электронный сервис. Портал в иной, лучший мир. Где делаются добрые и нужные дела. Где от «активного гражданина» многое зависит… Виртуально.

А в реале Город производит впечатление населённого пункта, потерявшего цель и смысл своего существования. Собственную субъектность. То ли он — бесправный придаток Федерального Ядерного Центра (чей бюджет раз в двадцать больше городского), то ли безгласный и безликий фон «открыточной Лавры» - общероссийского центра Православия. За колючей проволокой с многомесячной проверкой «органами» каждого въезжающего. То ли просто большая, хорошо закрытая от посторонних глаз и ушей «прачечная»...

Не оттого ли Саров вдруг стал объектом чьих-то (с точки зрения простого горожанина) хаотических, бессистемных манипуляций. Хотя, надо полагать, с позиции поедающих миллиардные инвестиции, бенефициаров - очень даже системных и целенаправленных. Просто мнение жителей и местных специалистов никого из принимающих решения давно не интересует. Как не интересовало "их" в своё время даже мнение покойного нижегородского митрополита Николая (Кутепова) - мудрейшего человека, вопрошавшего - а каким образом будет кормиться грандиозный монастырский комплекс, рассчитанный в своё время на тысячи рабочей братии и паломников, в огороженном колючей проволокой "городе физиков"? Где всех верующих можно свободно разместить в трёх-четырёх приходских храмах. Для кого это всё золочёное благолепие???

***

"Для кого!!??" - кричи-не кричи - только гулкое эхо в опустевшем каменном каре на холме будет тебе ответом...

1.0x