19 декабря Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США уведомило Конгресс о своем намерении в течение 30 дней прекратить санкции, наложенные на компании Олега Дерипаски En+ Group plc ("En+"), UC Rusal plc ("Русал") и ОАО "ЕвроСибЭнерго" ("ESE").
В обмен на это российский олигарх должен снизить свою долю акций с 70% до 49,5%, в том числе голосующих — до 35% (этот пакет передаётся во временное управление российскому ВТБ, также находящемуся под санкциями США, покупателем остальных акций должна стать швейцарская компания Glencore International AG), отказаться от получения всех доходов, которые будут поступать на специальный счёт в американском банке, подконтрольный OFAC, из 12 директоров "En+" 8 должны быть независимыми, в том числе 6 — гражданами Соединенных Штатов и/или Великобритании, а все внутренние документы этих компаний — передаваться в распоряжение OFAC. При этом личные санкции против Дерипаски, включая арест его активов на американской территории сохраняются, он остаётся в "чёрном списке".
Как сообщил первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов, такое решение во многом было достигнуто благодаря длительным переговорам между американскими и российскими органами власти. "Надеемся на то, что взаимные обязательства (En+/Rusal и Минфина США) будут реализованы и компания в следующем году сможет выйти из-под санкционного режима", — заявил Силуанов, уточнив, что после этого компании Дерипаски могут быть перерегистрированы в одном из специальных административных районов (внутренних оффшоров) РФ.
Трудно сказать, кто тут должен праздновать победу, а кто — переживать поражение. Ясно лишь то, что принятая Россией в начале 90-х годов модель олигархического сырьевого компрадорского капитализма становится неэффективной и неактуальной в финансово-экономическом плане, а следовательно — должна быть в ближайшее время пересмотрена и на политическом уровне. В этой связи невольно вспоминается достаточно давнее путинское предупреждение российским олигархам о необходимости вывести свои активы из иностранных (в том числе — оффшорных) юрисдикций: "Замучаетесь пыль глотать". Применительно к "алюминиевой пыли" процесс глотания, можно сказать, уже в самом разгаре.
Проблема только в том, что в нём вынуждены принимать участие не только подконтрольные Дерипаске структуры, но также институты российской государственной власти. И это неизбежно: в конце концов, основные производственные мощности алюминиевого монополиста не только расположены на территории РФ, но и "подвязаны" к дешевой энергии сибирских ГЭС, а это — вопросы занятости населения, экологии, логистики и так далее, и тому подобное. То есть реальный горизонт "приватизации" заканчивается там, где вступают в силу национально-государственные интересы (если они еще не окончательно проданы "на экспорт", разумеется).
"В чужом пиру похмелье" неизбежно оказывается горьким, и сегодня Российское государство (да, в лице Силуанова и прочих "либералов" из правительства Медведева) вынуждено заниматься вытаскиванием олигархов типа Дерипаски (кстати, "ельцинского зятя") из американских, британских и прочих западных "капканов". И это лишь первая, но далеко не последняя "ласточка", которая прилетит в Россию с целью минимизации убытков "эффективных собственников" путем частичной и временной национализации их бизнес-империй… Так, может быть, нужно сделать эту национализацию полной и постоянной? А то, и правда, "замучаемся пыль глотать".