В конце августа Президент Владимир Путин наградил медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени ведущего российского дизайнера Артемия Лебедева. Что, на мой взгляд, логично, своевременно и справедливо.
Последнее время о людях принято судить по словам, а не по делам. В меру безумный, яркий и остроумный Лебедев — идеальный тролль. Он десятилетиями тиранил общество своими эскападами, эксцентричными выходками и скандальными высказываниями. Сейчас всё это было откопано, вывалено, процитировано и "подшито к делу" о награждении. Вот, мол, кого Путин тащит в отцы Отечества!
А между тем, тысячелетняя война смыслов и образов давно уже переросла в войну дизайнов. Именно на этом низовом уровне разворачиваются главные боевые действия.
Образы поблекли, смыслы растворились. Остался один дизайн! А синеволосый Лебедев — пророк его.
Хотим мы этого или не хотим, но нам, как обществу, придётся участвовать в битве дизайнов. Ибо дизайн — это и есть пресловутая "мягкая сила", влияющая на умы, способная оказать гипнотическое воздействие на массы.
Лебедев — это настоящая опора власти, в отличие от орд "экспертов на зарплате", бесплодно заседающих в различных худсоветах и геральдических комиссиях страны. Ибо Лебедев — практик, некогда добившийся личного успеха. Его квалификация, творческий потенциал, соединённый с мощью и возможностями Российского государства, — не что иное, как оружие. "Оружие массового впечатления".
Художественное проектирование окружающей среды — идеальный инструмент социальной инженерии. Такое проектирование требует глазомера, навыка, культуры и таланта. Оно оперирует определёнными методами, использует "приёмы". Когда мы говорим "политический дизайн" — речь идёт не только о государственных символах, монетах и купюрах. Не только о военных парадах, гербах на фасадах зданий и культовых сооружениях. Дизайн — это имена, цвета, мелодии. Даже само государственное устройство подчиняется законам дизайна. Так, Государственная дума — это в большей степени элемент дизайна, нежели институт власти. Речи политиков — это тоже дизайн.
Почему страны "Третьего мира" не могут себе позволить высокий дизайн? Потому что мода и стиль куются в главных мировых центрах. Это — дорогое удовольствие. Собственно, они и есть признак метрополии.
Россия одной ногой по-прежнему стоит в колониальном болоте. Дизайн отечественных купюр и монет — ужасен. Дизайн городской среды большинства русских городов — чудовищен. Сам российский герб — не проработан, не отрисован и не выверен. Художественные советы и комиссии, принимающие решения о государственном дизайне, состоят из случайных людей.
С другой стороны, московский градостроительный эксперимент увенчался фантастическим успехом. Современная Москва радениями ландшафтных дизайнеров и архитекторов превращена в мировую столицу, в город-сон, в восхитительную мерцающую галлюцинацию. В это запроектированное чудо свои пять копеек внёс, конечно же, и Артемий Лебедев.
Да, дизайн — это не стиль. Во многом — это имитация, иллюзия, манипуляция, трансляция.
Главный труд Освальда Шпенглера в более точном переводе называется "Закат Запада". Именно в нём автор противопоставляет "культуру" и "цивилизацию". Таким же образом можно противопоставить стиль и дизайн.
Стиль — результат мощных сдвигов коллективной души. Это порыв, эманация… Стиль всегда безжалостен и тоталитарен. Он подобен исполинскому дубу, пробивающему пространство и время. Он восходит из чёрных жирных недр к сияющим золотым высотам. Стиль — это и есть эпоха, историческая веха, отчёт человечества за пройденный участок пути.
Дизайн — это порошок. Это прах сожжённых эпох, содержащий микроэлементы всех погибших культур и стилей. Казалось бы — "просто добавь воды!"
Но нет! Прошлое не вернуть. Посыплем же скорбно свои главы сим благородным пеплом и замрём в ожидании воистину Нового.
Пользуясь случаем, поздравляю Артемия Андреевича с высокой наградой и выражаю сожаление, что дизайн ордена "За заслуги перед Отечеством" проектировал не он сам.