Сообщество «Форум» 03:12 22 февраля 2021

Где первая космическая держава Циолковского-Королёва-Гагарина?!

Нужны масштабные и нестандартные решения

Американский предприниматель и миллиардер Илон Маск на двух языках обратился к официальному Twitter-аккаунту президента России Владимира Путина и пригласил пообщаться в набирающей популярность социальной сети Clubhouse. «Вы бы хотели присоединиться ко мне для проведения разговора в Clubhouse?» - написал основатель компаний Tesla и SpaceX в Твиттере. Затем Маск обратился к Путину уже на русском, написав, что «было бы большой честью поговорить с вами».

Дело не в сети Clubhouse, на что почему-то некоторые стали делать акцент, а в самом факте желания Маска диалога с Россией, президентом исторически первой космической страны. Пока Москва устами пресс-секретаря В.В. Путина ответила, что предложение Илона поговорить с Путиным очень интересное. Но, боюсь, что эта тема потихоньку «затрется», забудется. А нужно бы просто пригласить Маска в Россию для обсуждения проблем с Президентом России непосредственно, а не через какие-то средства связи.

Как всегда во всех сферах жизнедеятельности государства органы власти (управления) России катастрофично запаздывают. Ни малейшей амбициозности, ни понимания важности проблем, ни перспективных проектов, ни планов, ни пассионарности, о которой недавно вспомнил В.В. Путин. Упомянуть-то Путин упомянул о пассионарности, а что толку? Во власти, в промышленности и науке те, кто, собственно, реально сегодня там и находится, никак не пассионарии. Всё больше «эффективные менеджеры», озабоченные тем, как «распилить» бюджетные средства, как бы приватизировать ещё неприватизированное и вывести капитал за рубеж. А где люди государевы, с государственным и всечеловеческим мышлением? В загоне…

Как считает эксперт в области космонавтики Андрей Ионин, Маск нацелен на дальний космос, Луну и Марс. Этим шагом он приглашает Россию к обсуждению сотрудничества. Ионин также добавил, что Маск скорее всего затем сделает аналогичное предложение и Китаю. Ионин также отметил, что администрация в США сменилась и возможно снижение активности американской лунной программы. Но тут же Ионин отметил, что ранее уже предлагал, чтобы руководство России выступило с предложением США и Китаю объединить усилия в исследовании дальнего космоса. «Сейчас я вижу, что Маск перехватывает эту инициативу», - справедливо сказал эксперт.

Да, но Илон Маск и ранее предлагал, например, «Роскосмосу» диалог. Но российская сторона, так или иначе, от этого уходила. Генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявлял 26 апреля 2020 года, что не желает объединять усилия с деятельностью SpaceX Маска, поскольку эта компания работает в интересах американских военных. При чем здесь военщина? Надо разделять вопросы – «американской военщины» и освоения космоса, околоземной орбиты и дальнего космоса. Выслушать-то Маска нужно!

В апреле прошлого года в материале "Илон Маск окажется в стане врагов или друзей России?" отмечал, что если нет в стране второго Сергея Королёва, нужно создавать коллективного Королёва. Глава SpaceX признаёт талант российских инженеров, но советовал, что им следовало бы работать над многоразовыми ракетами, в чём он, безусловно, прав, ибо неудовлетворительная работа в России в этом направлении (также как и по другим космическим направлениям) видна не только Маску, но и далеким от науки людям. На последнее замечание Маска Дмитрий Рогозин написал, что в Роскосмосе в его советах не нуждаются. Нуждаются или не нуждаются, а известий о разработках многоразовых двигателей, как и перспективах освоения дальнего космоса со стороны современной России как не было за все 30 лет, так и нет, что позволяет многим говорить о «потерянной миссии» России. Илон Маск идёт на контакт, готов к диалогу, который то ли категоричным образом обрывают, априори определяют его в стан недоброжелателей России, то ли «затирают» вопрос в дальний ящик. Это серьезная ошибка, недальновидность.

Илон Маск - явно личность неординарная. Да, с одной стороны, он встроен в западную модель организации общества (а как же иначе, проживая там), нет сомнения, что его держит или пытается держать на привязи «мировая закулиса», своей карьере он во многом обязан США. Но с другой стороны, он не вмещается в рамки западной глобализации, руководствуется своими представлениями о мире, во многом планетарного масштаба, достаточно прагматичен, но способен на совершенно нестандартные шаги и решения и не только в научной сфере. Что косвенно подтверждает его желание идти на диалог с российскими учеными, которым он даёт высокую оценку. Если в русле его логики с ним беседовать – то всё может быть, можно его и убедить. В чем убедить? В том, что он великолепно знает сам: на США, а тем более – Пентагоне, мир не начинается и не заканчивается, есть более высокие категории, не совпадающие с западной моделью глобализации. А потому его личная миссия на Земле и на Марсе (мечтает умереть на Марсе) – совсем не служение какому-то Пентагону, но человечеству.

Маску нужно просто обозначить критерии, по которым возможно объединение его усилий и, скажем так, русского наследия гения Королёва. Нужно для начала просто говорить с Маском на одном с ним языке. При этом, конечно, необходимо строго следить, чтобы научные достижения России предыдущих лет ни в коем случае не передавались бы в чью-либо пользу (американскую ли, китайскую ли или еще чью-либо). И речь в данном случае не о «международном сотрудничестве» типажа «Союз-Аполлон», что, впрочем, также не возбраняется. Речь должна идти от имени нашей страны об объединении лучших мировых умов под эгидой России.

Нужны нестандартные ходы, необходимо презреть все условности и «порядки» сегодняшнего быстроменяющегося времени, поставить цели для России и следовать им. В случае с Маском нужно, чтобы он увидел перспективы русской (настоящей и позитивной) глобализации. Под это можно создать и международную крупнейшую научную корпорацию с российским «контрольным пакетом», можно и под руководством Маска, если он станет гражданином России. Так что, Илон Маск может послужить Русской идее. А может и быть в стане врагов.

Повторюсь, Маск – способен на абсолютно нестандартные шаги, на действия вне системы координат «золотого миллиарда». У него своя система координат, свои устремления. Именно этим он отличается, скажем, от Билла Гейтса, Стива Джобса или Марка Цукерберга, которые не просто втянуты в «мировое правительство», но являются одними из центральных его лиц. Об этом писал в прошлом материале, говорил, что пока не поздно, пока Маска не поглотил полностью глобализм в западном понимании этого понятия, с ним нужно вести речь о перспективах развития космоса, да и не только космоса.

Успехи Китая по Луне перечислять не стану. Кстати, а эти успехи, случайно обусловлены не передачей Китаю советских технологий?.. А вот США: Пентагон объявил Луну зоной своей ответственности. Зонды и вездеходы США, Китая и даже (!) Объединенных Арабских Эмиратов недавно добрались друг за другом до Марса. И из последнего по США - марсоход Perseverance американской миссии Mars-2020 сел на поверхность Марса. А где Россия? Нигде.

Как отмечают, например, лунная гонка показательна фактическим отсутствием в ней российских интересов. По Марсу – та же ситуация и даже хуже. Во времена СССР, в любое «астрономическое окно», когда Марс и Земля сближались друг с другом при движении по своим орбитам, запускалось что-то и от нашей страны. «Окно» осени прошлого года безответственно упущено, на ближайшее «окно» (примерно через два года) - ничего не планируется. В следующем году Роскосмос планирует только начать исследования Луны.

Страна, несколько десятилетий назад задающая тон в освоении Луны, оказалась на вторых ролях, полеты на Луну постоянно откладываются. Даже у европейцев дела много лучше. С начала XXI века США, Япония, Китай, Индия и Евросоюз отправили более 20 исследовательских аппаратов к естественному спутнику Земли, а Россия ни одного. Россию исключили из экспертной группы по лунной программе. Вопрос даже не в том, что исключили, а в том, что, действительно, России сегодня нечего предъявить на международном уровне.

А потому оптимистическое повествование Дмитрия Рогозина Президенту 20 февраля о космических программах выглядит мало относящимся к действительности, особенно учитывая мощь бездарно используемых (или – неиспользуемых?) советских наработок и сравнительный анализ с достижениями некоторых стран, не входящих в перечень космических держав. Справедливости ради нужно отметить, что Рогозин на посту руководителя ведомства находится не столь долго, чуть более двух лет, но всё же придать амбициозность планам и динамику в развитии космонавтики ему до сих пор не удалось. А подобного рода бравурные мантры от Роскосмоса слышатся почти два десятилетия: и когда это ведомство было под статусом «федерального агентства», и позже, под статусом «государственной корпорации». А воз и ныне там. И это в первой космической державе Циолковского-Королёва-Гагарина?! И это в год шестидесятилетия великого полета великого Юрия Гагарина!..

И немного о другом. Илон Маск хоть и сам участвует в программах по искусственному интеллекту, но правильно понимает главную проблему перед человечеством в связи с этим. Как отмечают, Илон Маск неоднократно поднимал тему опасностей искусственного интеллекта для человечества, заявлял, что многие умные люди - в силу своего высокомерия - не признают возможности того, что ИИ сможет когда-либо превзойти их.

Об этой теме недавно писал отдельно: бесконтрольное развитие «цифры» рано или поздно приведет к подчинению человечества «искусственному интеллекту». И еще четыре года назад констатировал, что никто из вдохновителей и «модераторов» «цифры» у нас в стране не озаботился моральной стороной дела, нравственными ограничениями в развитии технологий ИИ. С одной стороны, с точки зрения государственной безопасности, нельзя допустить, чтобы наша страна оказалась по ИИ в хвосте мировых разработок, а с другой, ещё более важной, - нельзя переходить черту, путающую душу человеческую с железкой. Внутри России до сих пор никто из «прогрессивных деятелей», толкающих к бездумному развитию «цифры», не соображает, что такое «искусственный интеллект». В базовой программе «Цифровая экономика РФ» отсутствует определение самой «цифровой экономике» и собственно «цифре». Эти вопросы нужно решать в глобальном смысле, на международном уровне. И здесь Илон Маск может быть полезен.

Владимиру Путину и Илону Маску есть о чём поговорить. Но только с глазу на глаз, без излишней публичности и без участия каких-либо грефов, чубайсов и иных «эффективных менеджеров».

А на государственном уровне вместо бравурных речей Президенту страны, руководству Роскосмоса и ведущим специалистам космонавтики лучше оголить проблемы, напрямую и публично говорить о тех факторах, которые тормозят разработку элементарно амбициозных и ответственных планов и развитие космонавтики в целом. Может, лучше разработать системные предложения по изменению управления отрасли, структурным вопросам, кадровым вопросам?

Нужны нестандартные и масштабные решения, аналогичные тем, что осуществлялись в нашей стране в 40-60-х годах прошлого столетия по реактивной технике и по мирному и «немирному» атому, вспомнить о положительном опыте Спецкомитетов № 1 и № 2. Так, постановление о создании Спецкомитета № 1 на несколько десятков лет вперед предопределило приоритетность и условия развития отечественной ракетно-космической сферы и всего, что связано с ракетным вооружением. Повторюсь, если нет в стране второго Сергея Королёва, нужно создавать коллективного Королёва. И диалог с Илоном Маском, при правильной расстановке приоритетов, тоже будет полезен.

1.0x