Сообщество «Советская Атлантида» 13:06 8 февраля 2022

«Гасиловщина» и «прохоровщина»

Леворадикализм ортодоксально-советского типа потух в брежневском СССР, хотя и вспыхивал в разных формах

"И это всё о нём" (1977 год) – фильм замечательный. Я уже высказал несколько соображений, но они были сумбурны. Теперь стоит поговорить более обстоятельно.

Не буду пересказывать сюжет – лучше посмотреть, ну, или хотя бы прочитать.
Детективная линия там второстепенна.

Самое главное – образ главных героев. Инспектора Прохорова, бригадира Гасилова и комсорга Столетова.

«Гасиловщина», точнее, её осуждение реально входило в плоть и кровь «советской» системы агитации и пропаганды. Но, конечно, не вошла. Уже не тот был задор.

Есть такое соображение, что высокопоставленный литературный чиновник Виль Липатов (секретарь правления Союза писателей СССР) выполнял некий идеологический заказ ЦК на разоблачение «мещанства». Возможно, что какие-то «шевеления» и были. Правда, в мощные кампании они не вылились, это точно.

Но тут, по какому-то писательскому наитию, Липатов обозначил три реальности позднего СССР.

Первая. Это комсомолец Столетов, который пытается возродить ценности и стиль 1920-х, о чём откровенно говорит партсекретарь. «Из пулемётов бы расстрелял» - таково пожелание этого пламенного комсомольца. Ну, и характерна апелляция к деду (отца нет), который наяривал в «раньшее время» на фронтах идейно-политической борьбы. Столетов сколотил этакую криптополитическую группу «пролетариев-активистов», которые даже устроили «забастовку наоборот», организовав ударный труд, чтобы вызвать подозрительное внимание властей и снять Гасилова.

Сам Столетов гордо провозглашает себя «пролетарием», что сразу вызывает аналогию с «ленинскими призывами» 1920-х годов, призванными повысить в партии рост «удельного веса рабочего класса». Сам-то Столетов, что характерно, видит своё будущее в Вузе, в который так и не может поступить. К слову, Гасилов, в своём диалоге с дочкой, логично объясняет – почему «столетовы» никогда не смогут, в тех условиях, пробиться в «социальные лифты». (Он-то пожил, он застал – и знает.)

Фигура совершенно уходящая, не случайно Столетов и упал с поезда (повинуясь порыву ревности), окончив свою революционную деятельность. Леворадикализм ортодоксально-советского типа потух в брежневском СССР, хотя и вспыхивал в разных формах.

Вторая реальность. Инспектор Прохоров. Человек крайне интересный – помимо своего таланта детектива. Большой почитатель философии экзистенциализм (Сартр и пр.). А кого сия философия вдохновляла? Правильно, европейских новых левых. В СССР к этому была, в определённом плане, близка прослойка левых западников в руководстве. К слову, пресловутый «еврокоммунизм» для них выглядел очень даже привлекательным. Более того, «еврокоммунизм», в оптике советской элиты был предпочтительнее. («Танки идут по Праге»: крах брежневского эксперимента»)

Наконец, третья реальность – Гасилов. Его воспринимают как этакое воплощение «треклятого мещанства». Но, является ли Гасилов образцом мещанина-приспособленца? Вроде нет. Чел делал великолепную карьеру в Городе, но сбежал в сибирскую глушь. Причём, к явному неудовольствию своей жены – как очевидно, привыкшую к стандартам «столичного» образца.

И важная деталь – бригадир любит глядеть в трубу на звёзды. Тоже, вроде, не «мещанское» занятие.

Гасилов - это ведь просто образ русских «толковых мужиков», которым не нужна карьера и особая прибыль. Ему нужны – «покой и воля», он подчёркнуто «аполитичен», он хочет относительно «мало» работать, но работать – и получать нормальный достаток. Он хочет «созерцать звёзды», чтобы не участвовать в странной гонке за «показателями». Он понимает, что в проекте всё идёт «как-то не так», что СССР начал «горбатиться» уже не на себя, а на «западного дядю». (При Горбачёве сие «горбатенье» станет совсем очевидным.) Может, и не понимает (как знать!), но чувствует это - стопудово.

В данной оптике, «Прохоров» - это еврокоммунистический (Сартр!) элитарий, который желает использовать саму революционную энергетику «столетовых» ради своих целей встраивания в систему «прогрессивного» (именно прогрессивного!) Запада. Сами «столетовы» были слабы, но присущая им энергетика никуда не делась, и её «необходимо» было использовать прагматически.

Прохоров - этакий А. Яковлев, они и внешне похожи с героем Е. Леонова. И в перестройку, на первых порах, именно эта энергетика использовалась ради сокрушения СССР – во имя прозападного «прогрессивного» ребрендинга. «Революционная перестройка», «Революция продолжается!» и т. д.

«Гасиловы» этому пытались сопротивляться пассивно, выстраивая тактику – «раз уж не удался коммунизм, так дайте многострадальному русскому мужичку – пожить». Не воровать, конечно, но именно – пожить, не вкалывая во имя химер, но просто поменьше (наконец-то!) работать, а побольше (наконец-то!) получать.

Не удалось, «гасиловы» вынуждены были включиться в процесс вестернизации. Это я без всякой апологетики.

В общем, победила «прохоровщина»

Сайт, посвящённый Вилю Липатову
На тему совкино
«Всё было показано»
«Вместо Стройки – Перестройка»
«СССР: сырьевая сверхдержава»
«Еврокоммунистический эпизод»

1.0x