Об исторической роли Сталина беседуют историк Андрей ФУРСОВ и руководитель проектов "Завтра.ру" и "День ТВ" Андрей ФЕФЕЛОВ.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Андрей Ильич, сегодня мы будем говорить о Сталине.
Андрей ФУРСОВ. В условиях, с одной стороны, ухудшающегося экономического положения, с другой — фокусов, которые у нас идут в управленческой системе, советизм становится стихийной идеологией. А центральная фигура советизма — это Сталин.
Андрей ФЕФЕЛОВ. У нас в стране чуть ли не большинство — сталинисты. Это люди, которые интеллектуально, эмоционально поддерживают сталинскую эпоху, симпатизируют ей. Есть и сталинцы, которые сегодня на практике следуют героическим принципам, повсеместно принятым в 1930-х — 1940-х годах. При этом фигура Сталина является замковым камнем всех идеологических споров, поскольку в России существует некий слой, который ни при каких обстоятельствах не примет Сталина.
Андрей ФУРСОВ. Есть еще одна фигура, которая идёт в паре со Сталиным — Иван Грозный.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Да, эти две фигуры — лакмусовая бумажка проверки на идеологию.
Андрей ФУРСОВ. Человек забудет о том, что при Петре I демографические потери были намного больше, что он разрушил экономику страны, что он действительно, реально ответственен за смерть сына. Тем не менее, Пётр у нас на памятнике "Тысячелетие России". Причем это не только сейчас, не только в советское время, это было и в XIX веке. Фигуры Ивана Грозного стеснялись, а Петра не стеснялись.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Интересно, что многие люди, которые симпатизируют коммунизму, даже Советской России в целом, вдруг, когда речь заходит о Сталине, замолкают и отворачиваются. На Западе этот феномен особенно заметен. Потому что, как-никак, Троцкого принимают, несмотря на весь его радикализм. Даже столетие революции в России "отметили" фильмом о Троцком. А Сталин в изображении этих поденщиков от искусства — всегда преступник.
За всем этим стоит некая тайна самой фигуры Сталина, его синтетическое свойство. Как фокус русской истории, как фокус истории XX века, он вобрал в себя слишком много. И поэтому бьют по нему, чтобы сразу накрыть всё.
Андрей ФУРСОВ. Фигура Сталина принципиально отличается от фигуры Троцкого. Это отличие нарастало по мере эволюции. Государственником Сталин стал не сразу, и от идеи мировой революции он отказался далеко не сразу. Эволюция эта была обусловлена совершенно объективными системными факторами и логикой противостояния с тем же Троцким. Момент истины наступил в 1923 году, когда провалилась революция в Германии. Стало понятно, что мировой революции не будет.
Сталин выражал интересы госпартаппарата, и вместе с госпартаппаратом он выражал интересы большой системы "Россия". И с момента образования СССР начинается борьба за построение социализма в одной отдельно взятой стране. Сталин понимал, что "земшарной республики" уже не будет, что Запад стабилизируется. Нужно здесь создавать государство, в союзе с крестьянством, как это было провозглашено НЭПом.
Острая борьба с "земшарцами" продолжалась до 1927 года. 7 ноября 1927 года Троцкий попытался устроить путч в трёх городах: Москве, Харькове и Ленинграде. Но нигде ничего не получилось. Особенно интересно было в Москве, поскольку ОГПУ работало хорошо. Для того чтобы отбить охоту выходить у большей части путчистов, утром конные части Буденного с шашками наголо проехали по Москве. Поэтому народу вышло значительно меньше. С теми, кто вышел, ОГПУ справилось. Об этом мало кто знает, но существует хроника.
Через два года из страны был выслан Троцкий, и началось реальное строительство социализма в одной отдельно взятой стране. И к 1937 году, всего за 10 лет, Советский Союз достиг военно-промышленной автаркии от капиталистического мира. Не просто промышленной, а военно-промышленной. То есть Сталин восстановил историческую Россию в виде Красной империи социалистического государства. Причем он переиграл при этом и правых глобалистов (буржуинов) и левых глобалистов (коминтерновцев, кардиналов мировой революции, троцкистов). И вот этого ему не могут простить как левые, так и правые глобалисты. Для них Сталин — воплощение русской традиции.
Я помню, как саркастически комментировали некоторые наши либеральные историки отрывок из воспоминаний генерала Игнатьева "50 лет в строю". Игнатьев описывает парад 1937 года: "На рысях проходит артиллерия в конных запряжках: первая батарея на рыжих. Неужели вторая пройдет на вороных? Так и есть. А третья — на гнедых? И радостно становится, что русские военные традиции сохранены". То есть, этот парад воспроизводит парады царской России. И, естественно, Сталин воспринимается как человек, который восстановил Россию, нарушив все планы глобалистов.
Историческая Россия была восстановлена в виде Красной империи. Символ этой Красной империи — Сталин. Ненависть к Сталину — это ненависть к исторической России. Вдобавок ко всему, со Сталиным победили в Великой Отечественной войне.
Андрей ФЕФЕЛОВ. И сегодняшняя Россия со своим ядерным потенциалом может противопоставить что-то Западу.
Андрей ФУРСОВ. Это сталинский фундамент. Именно в 1930-е, 1940-е, 1950-е годы на фундаменте русской гимназии, русского образования был заложен ещё один фундамент — фундамент советского образования. И в этом плане я не могу не приветствовать инициативу молодых людей, которые на свои средства публикуют, реанимируют советские учебники конца 1940-х — начала 1950-х годов. Эти учебники были очень хорошими. Вот "Букварь" Воскресенской А.И., издание 9-е, "Москва", 1952 год. А на очереди — издание "Арифметики" 1957 года, "Родной речи". Важно, что у нас нашлись люди, которые это возрождают.
Андрей ФЕФЕЛОВ. А мне бы хотелось, чтобы вышел немного другой букварь — Сталинский. Букварь для действующих политиков, где вместо упражнений были бы ключевые сталинские цитаты. Чтобы нашелся такой исследователь, мыслитель, поскольку выбрать из всего сталинского наследия ключевые фразы — это огромная интеллектуальная и архивная работа.
Андрей ФУРСОВ. Нужно, чтобы был получатель такого букваря. Кроме того, в истории ничего нельзя реанимировать полностью, реставрировать. Нужно нечто совершенно новое. Потому что сталинский режим начал испытывать трудности уже в конце 1940-х годов. И сам Сталин это прекрасно понимал, у него времени не хватило на то, чтобы что-то изменить. Он уже тогда столкнулся с превращением номенклатуры в квазикласс. И это нашло четкое отражение. В 1952 году на XIX съезде ВКП(б) стала называться КПСС ("б" — большевиков, было выброшено). Там есть и другая интересная вещь: на XVII и XVIII съездах, в 1934 и 1939 годах соответственно, номенклатура была в полувоенных френчах, как и Сталин. А на XIX съезде во френчах были только два человека: Сталин и Маленков, все остальные были в гражданских костюмах. Это была не сознательная демонстрация, а просто номенклатура себя чувствовала по-другому и одета была по-другому, чем вождь. Безусловно, номенклатура тогда уже Сталина переиграла. Сталин ведь не хотел созывать съезд, он хотел чистку провести, а потом съезд созвать. Но номенклатура, превращавшаяся в квазикласс, смогла его переиграть.
Восстановление сталинской системы невозможно. Нужно другое. Как Жорес говорил: "Взять из прошлого не пепел, а огонь". Суть сталинской системы с точки зрения русской истории в том, что это была, прежде всего, мобилизация русского народа, как державообразующего, и всех остальных коренных народов России в борьбе за выживание. Без этой системы невозможно было бы победить в Великой Отечественной войне.
Сейчас у нас такая же проблема, речь идет об элементарном выживании, физическом и метафизическом. Естественно, мобилизация сталинского типа сейчас не сработает, потому что сталинская система — это диктатура. Если говорить политэкономическим языком, форма диктатуры работников раннеиндустриального труда. Уже в развитой индустриальной системе эти формы не работают. Нужно творческое развитие, а для этого нужна теория. Не случайно Сталин говорил: "Без теории нам смерть, смерть, смерть". И прежде всего нам нужна теория, которая ответила бы на целый ряд важнейших вопросов: что такое русский вариант развития, как устроена глобальная система, как работает современный мир? Но эта теория должна быть заточена на победу, бросок должен завершаться болевым приемом.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Фраза Сталина "Без теории нам смерть, смерть, смерть" и будет первой строчкой Сталинского букваря. Я очень люблю фотографию, где Сталин, прищурившись, смотрит куда-то, и взгляд его устремлен в будущее, за пределы сегодняшнего дня.
Андрей ФУРСОВ. Шарль де Голль сказал: "Сталин не ушел в прошлое, он растворился в будущем".
Андрей ФЕФЕЛОВ. На XIX съезде Сталин собирался или каким-то образом обсуждал возможность уменьшения рабочего дня до 5-ти часов. По сути дела, речь идет о той проблеме незанятости людей, которая в XXI веке в связи с новой роботизацией и цифровизацией скоро волной накроет нас всех. Может быть, нам даже удастся как-то обеспечить, прокормить "лишних" людей. Но рано или поздно наступит период деградации, момент какого-то социального коллапса, сбоя. Например, люди начнут безудержно развлекаться.
Андрей ФУРСОВ. Это при некатастрофическом развитии современного мира. Я думаю, что всё пойдет совсем по-другому, и будет не до того, чтобы развлекаться, придётся бороться за ресурсы, за выживание. В конечном итоге в Риме относительно спокойный период "хлеба и зрелищ" длился всего 90 лет, во II веке. И закончилось всё на Марке Аврелии. Поэтому, я думаю, что нас это не ждет, проблема отпадет сама собой.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Изначально этот посыл — советский, сталинский, социалистический, что люди могут раскрыть свои творческие силы и возможности. И на это направлена система образования и система социального обеспечения, а непосредственная работа в поле, около станка является в этом смысле лишь дополнением.
Андрей ФУРСОВ. Трудно сказать, что здесь от утопии, а что от реальности. Но повторяю, может быть, к счастью, а может, к сожалению, нам в ближайшие десятилетия это не грозит.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Второй момент — это таинственная фраза Сталина на мирной конференции в Потсдаме. Сталин спросил у Трумэна: "Как мы будем делить территорию Луны?". Я историков спрашиваю, каждый имеет свою версию. Как вы интерпретируете? Это такая мощная футурология? Вот недавно американцы объявили о том, что они составят некий кодекс пользования космическими природными ресурсами.
Андрей ФУРСОВ. Здесь можно только гадать. Я думаю, что это был асимметричный ответ Сталина на то, что Трумэн ему сообщил об испытании атомной бомбы. Сталин решил его поставить в тупик. Но, может, все было по-другому. Нужно помнить о том, что у Сталина было особое чувство юмора.
Тем не менее, я хочу подчеркнуть: реставрировать ничего не нужно. Кстати, в этом отношении Людовик XVIII, когда оказался на троне, на вопрос: "Вы будете реставрировать старый порядок?", ответил: "Мы восстановим монархию, реставрировать ничего нельзя". Нужно думать о будущем, а не о прошлом. И, прежде всего, разрабатывать теорию развития нашего общества. Андропов когда-то сказал: "Мы не знаем общества, в котором живем". То же можно сказать о нынешнем обществе.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Андропов это сказал, решив препарировать общество и посмотреть, что там внутри. Результат мы получили.
Андрей ФУРСОВ. Сегодня в нашем обществе есть целый слой людей, которых с легкой руки можно назвать "спящими". Кто такие "спящие", у которых голова свернута на Запад? Это новые мещане, у них все ценности укладываются в вульгарный материалистический набор: колбаса хорошего сорта, яхта и далее по списку. И если у слоя, оторванного от народа в США, еще есть какая-то перспектива, он может существовать, то в более слабых странах слои, оторванные от народа, просто не просуществуют — их срежут.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Так что Сталин для нас — предводитель бодрствующих. Надеюсь, он и дальше будет играть свою историческую роль.
Андрей ФУРСОВ. Символически он ее уже играет, потому что опрос среди молодежи от 18-ти до 24-х лет показал, что более 70% положительно относятся к фигуре Сталина. Это было невозможно ни в 1980-е, ни в 1990-е годы.
-
Евгений
3 марта 2018 в 18:16Волобуев
Спор о построении социализма в одной стране был не между Сталиным и Троцким, а между Лениным (Сталиным) и Троцким.
Как теперь выяснилось, коммунизм тоже ведь первоначально должен строиться в отдельно взятой стране или в группе стран, объединенных одной валютой.
Но Фурсов и Фефелов молодцы, что самокритично признаются в непонимании происходящего сегодня.
-
Андрей
3 марта 2018 в 19:36Быков
Единственно не соглашусь, что пятичасовой рабочий , Сталин хотел ввести в преддверии роботизации 21 го века.
Была поставлена, и начала успешно осуществляться грандиозная задача по воспитанию нового человека - строителя коммунизма, по примеру Моисея, только там воспитывались сорок лет ростовщики. Для этого строились, в обязательном порядке Дворцы Культуры, Дома Пионеров, библиотеки.
-
Владимир
4 марта 2018 в 10:04Молчанов
«История России, с вычеркнутым из неё Сталиным, - это Россия, вычеркнутая из Истории»
-
Владимир
4 марта 2018 в 13:25Бровкин
"Андрей ФЕФЕЛОВ. Андропов это сказал,
решив препарировать общество и посмотреть, что там внутри. Результат мы получили".
Более чем уважаю обоих авторов статьи, хотя как это нередко бывает и здесь, акценты всегда и ударения в словах расставляю свои.
Фраза взятая в кавычки - гениальная, без всяких там междометий.
Но я бы ее чуть переиначил так: "решив препарировать общество и посмотреть?"
Вот где закавыка, как минимум, целого столетия!
Яркая и весомая!
Браво!
-
Виктор-910
4 марта 2018 в 15:08Криворучко-250
Первые выборы в г. Магадане состоялись 21 декабря 1947 года; в областной Совет депутатов трудящихся Магаданской области 27 февраля 1955 года. По их итогам был сформирован депутатский корпус в количестве 70-ти человек от 70-ти избирательных округов. А что было до этого на площади «Дальстроя» - 3 млн. кв. км? Как управлялась эта территория по-сталински, составлявшая 13% территории СССР равной 22,4 млн. кв. км. Я считаю марксизм-ленинизм-сталинизм отрицательным, крайне зверским, социальным экспериментом над Россией, и привит от сталинизма пожизненно.
-
Сергей
4 марта 2018 в 17:02Шаронов
Не знаю как там на Ваших 13 процентах страна управлялась. А я жил на территории 22 400 000 квадратных километров, и на моей территории города и поселки росли как грибы после дождя. Мой город, в котором сейчас больше 700 тыс. жителей вырос в чистом поле. На моей территории строились ГЭС и ТЭЦ, заводы и фабрики, морские порты и аэропорты, школы и детсады, поликлиники и больницы. Люди были как братья, и радовались жизни. Похоже, Вы просто от рождения ущербный человек.
-
Нетолерантный
5 марта 2018 в 17:42Смирнов
Что вы там считаете никого не интересует.
-
Валерий
4 марта 2018 в 17:53Катков
Сталин - это нечеловеческого масштаба личность. Невольно думаешь, что высшие силы, оберегавшие Россию в смертельно опасный для нее период, действовали через него.
Ведь в тот период тотальной и изуверской еврейской диктатуры только нерусский человек в их логове мог такое совершить. Другого бы непременно уничтожили и не допустили до серьезной власти.
Несомненно, он сам прошел сложный путь эволюции. И никто не знает, что, как
и когда происходило в его сознании. Быть искренним и откровенным в той ситуации было смерти подобно. Потому и новую теорию создать справедливого общества, показав одновременно истинную суть марксизма-ленинизма,как коварного иудейского лжеучения для установления ими своего мирового господства (мировая революция) , не было возможности, сил и времени. Вся его жизнь проходила в смертельно опасной борьбе и титаническом труде.
Были у него и ошибки, а одна из них - роковая. Будучи знатоком и с молодых лет революционного подполья виртуозным практиком в национальном вопросе, он этот опыт надеялся применить и к еврейству. Вероятно, полагал, что уничтожив троцкистско-ленинскую верхушку, можно постепенно ассимилировать евреев, оторвав их от сионистских пастухов. Но не тут-то было. Только в конце жизни он понял, что в большинстве своем это другой биологический материал,целенаправленно создававшийся веками. Без удаления их из всех жизненно важных органов государства и создания для них ограниченной черты оседлости, где они вынужденно будут вести непаразитический образ жизни, с этой бедой не справиться. Но силы у вождя уже были не те, и его отравили.А потом, за каких-то сорок лет, проели изнутри и разложили созданное им великое государство. Но любой результат в истории является лишь уроком для следующих поколений.
-
Борис
4 марта 2018 в 21:09Бруннов
«Сталин ведь не хотел созывать съезд, он хотел чистку провести, а потом съезд созвать».
Но съезды не созывались с 1939 года. Даже пленумы ЦК перестали собираться. Надо же было когда-нибудь подобие демократии начинать соблюдать, не говоря уже об Уставе партии.
«Сталин ведь не хотел созывать съезд, он хотел чистку провести…»
Но сколько можно было жить расстрелами? В 1948 году расстреляли очередную группу управленцев и опять… Надо было думать о создании нормальной системы. Дэн Сяопин тоже начал с прекращении практик перманентных репрессий. И ничего, оказалось, можно работать без чрезвычайщины.
Мало понастроить заводов и понаделать танков. Уже 41-й год показал, что этого мало. Надо чтобы вся социальная конструкция обладала устойчивостью Тогда, пусть на волоске, но удержались. В Японии и Южной Корее фабрик тоже сотворили множество, заодно и систему сделали прочной. А в СССР не получилось. Евреи, видите-ли, виноваты. Так и Гитлер об этом говорил. Наверное, поэтому войну проиграл. Спору нет, если танцор плохо танцует, то евреи виноваты.
Ленин пытался укрепить систему, но кроме предложения увеличить численность ЦК и укрепить Рабоче-крестьянскую инспекцию ничего придумать не смог. А еще озаботился сосредоточением в руках Генсека «необъятной власти». Но Сталин эту власть сохранил, и вроде бы, по делу. Но необъятная власть следующих генсеков – Хрущева, Брежнева, Горбачева - стране вышла боком. Значит, Ленин не зря беспокоился. Проблема вождизма и устойчивости системы оказалась не решаемой. В этом есть и вина Сталина. Все таки 25 лет был правителем государства. Другое дело, что и сейчас положение не лучше.
-
Сергей
4 марта 2018 в 23:54Шатуновский
Скорее гораздо хуже. Сталин, как и В.И.Ленин раскрыли свои творческие силы таланты и возможности, самореализовались как исторические личности и открыли дорогу для самореализации более чем 200 млн. человек. Не все хотели и могли. В том числе и "проклятая каста" с хрущевым и андроповым во главе, последыши которой и совершили госпереворот 91-93. Что же касается Диктатуры в таком государстве, как Россия, - это единственная форма правления, способная обеспечить выживание в критический период. ПОЭТОМУ прекраснодушный и энергичный болтун А.Ф.Керенский за полгода раздербанил страну, а диктатор В.И.Ульянов после него целых три года её собирал. Да, и Ульянов и Джугашвили по психотипу были ТИТАНАМИ ВОЛИ, а по крестьянски - диктаторами. НО ОЧЕНЬ ТАЛАНТЛИВЫМИ диктаторами, точнее -ГЕНИАЛЬНЫМИ!. В цифроаналитической линии таланта у Ульянова шесть цифр, у Джугашвили ВОСЕМЬ, а у сванидзе - две.
-
Сергей
5 марта 2018 в 00:30Шатуновский
Ульянов превзошёл всех выдающихся мировых лидеров, включая Гая Юлия, Уинстона Черчиля, Шарля Де Голя , Индиру Ганди по СТЕПЕНИ ПРИБЛИЖЕНИЯ К ИСТИНЕ. У него появился превосходящий соперник только спустя сто лет. Кроме того у Ленина и Сталина оказались "пустыми" торгашеские линии, проявляемые в способности набивать собственные карманы. Посему у Сталина и Лужков был бы замечательным наркомом-альтруистом. "Каков поп, таков и приход". А главная ошибка Сталина состояла в замене "чисток" на политрепрессии и слабая ротация верхов, что позволило возродиться "проклятой касте". Не был известен ему и метод, способный отделить овец от волков в овечьих шкурах.Но это не вина его а беда нас всех. А ОН - реальный духовный ОТЕЦ нашего народа, ЛУЧШИЙ ЛИДЕР (кризисный менеджер) РОССИИ ХХ века. И славу ЕГО будущие историки будут описывать опираясь на факты биографии и результаты цифрового анализа уникальной ЛИЧНОСТИ. С Днём Памяти ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА, братья и сёстры!
-
Yafim
5 марта 2018 в 10:02Liport
Смейся палач ! Почему Джугашвили умер ,а Сталин жив .
Комментарий историка:
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/03/05/75697-smeysya-palach
-
Виктор
5 марта 2018 в 13:55Буряков
Виктор Буряков.
Вместе с нашими верными товарищами Павлом Грудининым и Геннадием Зюгановым вперёд в наш любимый СССР.
Сергей Смольный
За то, чтобы так случилось
-
Yafim
5 марта 2018 в 14:14Liport
Виктор
Буряков
Сегодня в 13:55 Оценить комментарий:
Виктор Буряков.
Вместе с нашими верными товарищами Павлом Грудининым и Геннадием Зюгановым вперёд в наш любимый СССР.
Сергей Смольный
За то, чтобы так случилось
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
ВПЕРЁД ПО ЛЕСТНИЦЕ ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ!
Дядюшка ЗЮ не одни штаны протёр ,сидя 25 лет в думе ,а Грудинин такой же
мироед с офшорными деньгами.
-
Yafim
5 марта 2018 в 16:16Liport
У кандидата в президенты от КПРФ Павла Грудинина на момент выдвижения было 13 счетов в швейцарском банке
Об этом сообщил член ЦИКа Александр Кинев…
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Но товарищ русский писатель Буряков с пенсией 12 000 горой стоит за этого псевдо коммуниста ,да с его счетами и зарубежной недвижимостью , при товарище Сталине он и дня бы не прожил .!
-
Сергей
5 марта 2018 в 18:20Шатуновский
Да, он должен был бы отдать денежки Жириновскому и тогда бы о них никто и не вспомнил.
-
Yafim
5 марта 2018 в 18:38Liport
Сергей
Шатуновский
Сегодня в 18:20 Оценить комментарий:
Да, он должен был бы отдать денежки Жириновскому и тогда бы о них никто и не вспомнил.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
ЗА Жирика не волнуйтесь ,ему грудининских денег не надо ,он как и дядюшка ЗЮ
ЗА 25 ДУМСКИХ ЛЕТ НАХАПАЛСЯ столько ,что вам и не снилось.
-
Лев
5 марта 2018 в 20:42Козленко
Ну, что же это с теорией то ,братцы?
-
Сергей
5 марта 2018 в 23:05Метик
С теорией никаких проблем нет. Проблема есть с пониманием теории...
-
Yafim
5 марта 2018 в 23:29Liport
Aрк
Седов
Сегодня в 22:44 Оценить комментарий:
А Санча Перемог где
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Где ,где ,в Караганде ! Отдыхает , набирается сил для борьбы с сионизЪмом ,но его достойно заменяет Сабитов.
-
Yafim
6 марта 2018 в 18:34Liport
Сабитов ,окстись ! Аллах тебя накажет за ересь и безумство твоих комментов.