Авторский блог Анастасия Белокурова 00:00 28 мая 2015

Каннский курьёз

Тот факт, что в главное кресло жюри 68-го Каннского кинофестиваля уместились целых два человека — неутомимые братья Коэны — вселял надежду на ясность восприятия, иронический взгляд и здоровое чувство вкуса. В конкурсной программе светилось несколько ярких имён — Гас Ван Сент, Тодд Хейнс, Паоло Соррентино и непременный Жак Одияр. Интриговала новейшая экранизация "Макбета" с Майклом Фассбендером и Марион Котийяр, причудливая фантазия "Сказка сказок" Маттео Гарроне, новый фильм китайского диссидента Цзя Чжанке. Ничто не предвещало, как говорится. Но.

Тот факт, что в главное кресло жюри 68-го Каннского кинофестиваля уместились целых два человека — неутомимые братья Коэны — вселял надежду на ясность восприятия, иронический взгляд и здоровое чувство вкуса. В конкурсной программе светилось несколько ярких имён — Гас Ван Сент, Тодд Хейнс, Паоло Соррентино и непременный Жак Одияр. Интриговала новейшая экранизация "Макбета" с Майклом Фассбендером и Марион Котийяр, причудливая фантазия "Сказка сказок" Маттео Гарроне, новый фильм китайского диссидента Цзя Чжанке. Ничто не предвещало, как говорится. Но.

Очередная картина Гаса Ван Сента с красивым экологическим названием "Море деревьев" (на фото) вызвала чуть ли не скандал своим низким художественным уровнем. Спасти который не смогли ни Мэтью МакКонахи, ни Наоми Уотс, ни Кен Ватанабе. Казалось бы, досадная оплошность, творческий срыв, с кем не бывает? Имя Гас Ван Сент себе, как говорится, давно заработал, вот и взяли его новый псевдометафизический опус в конкурс по старинке. Но жизнь подготовила зрителям Канн очередной сюрприз — конкурсную картину Валерии Донзелли "Маргерит и Жюльен", которая, судя по гневным откликам посмотревших, подвергла сам принцип кино чудовищному осмеянию. Очевидно, что главный двигатель фестивального движения — феминизм, отвоевавший у культуры себе в копилку прошлогодний фильм-победитель "Жизнь Адели", рассказывающий о сложных отношениях лесбиянок, гендерно продавил отборщиков, требуя ещё больше. Иначе сложно понять, почему на этот раз в Каннах было так много женщин-режиссёров, поставлявших на экран свои, безусловно, выстраданные, но, увы, посредственные работы. Таким был и фильм открытия — картина Эммануэль Берко, носящий откровенно суфражистское название "С высоко поднятой головой". К сожалению, эта громкая заявка на успех имела столь же мало отношения к искусству, сколь и еще одна конкурсная "женская" лента "Мой король" режиссера Майвенн Ле Беско.

Тема женской любви имеет много вариантов воплощения в кино. Особенно, если она основана на крепкой литературе. Так, по мнению многих, одним из лучших фильмов фестиваля стала лента Тодда Хейнса "Кэрол", снятая по роману Патриции Хайсмит. Это история отношений двух женщин в исполнении Кейт Бланшетт и Руни Мара, развивающаяся на фоне Нью-Йорка 50-х годов. Другой случай профессионализма в стиле старых традиций — картина "Моя мать" Нанни Моретти, в которой по странной случайности речь идет о женщине-режиссёре (!), у которой во время съёмок очередного фильма умирает старенькая мать. Ну и чтобы закрыть тему "Слабого пола" на данном празднике кино, следует заметить, что короткометражный фильм нашей соотечественницы Марии Гуськовой "Возвращение Эркина", повествующий о киргизском парне, вышедшем из тюрьмы и вновь поставленным перед выбором, получил 3-ю премию конкурса Cinéfondation, который представляет работы студентов киношкол мира.

Теперь пару слов о мужчинах — они в конкурсе все-таки есть. Одним из главных фаворитов, которому прочили победу в нынешних Каннах, был фильм Йоргоса Лантимоса под названием "Лобстер". Эта история о том, как в неком будущем одинокие люди будут отлавливаться, привозиться в специальное место, где под страхом смерти обязаны отыскать себе пару в течение 45 дней. Другой претендент на награду — очередное "папино кино" от Паоло Соррентино под названием "Молодость". Сразу становится понятно, что речь там пойдет о противоположном состоянии организма человека — старости, воплощают которую Майкл Кейн и Харви Кейтель. Неплохие шансы, по мнению специалистов, были у "Макбета" Джастина Курзеля и у "Горы могут ходить" китайца Цзя Чжанке. Но суровая реальность настигла и повергла в шок и трепет бывалых киноведов и критиков. "Золотая пальмовая ветвь" досталась фильму "Dheepan" Жака Одияра. Лента, посвященная тамильским иммигрантам, по мнению многих оказалась более чем заурядной. Дальше — больше. Гран-при получил фильм венгерского режиссера Ласло Немеша "Сын Саула", в очередной раз затрагивающий тему Холокоста. А "Лобстеру" достался всего лишь приз жюри.

Лучшим актером был назван француз Венсан Линдон за роль в фильме "Закон рынка" Стефана Бризе. Приз за лучшую женскую роль, который пророчили Кейт Бланшетт, разделили Руни Мара ("Кэрол" Тодда Хейнса) и Эмманюэль Берко ("Мой король" Майвенн ле Беско). Лучший режиссёр — тайванец Ю Сяосян за картину "Убийца". Лучший сценарист — Мишель Франко за фильм "Хроники".

Специально для феминисток почетная "Золотая пальмовая ветвь" за вклад в киноискусство была вручена французскому режиссеру Аньес Варда.

В итоге на 68-м Каннском кинофестивале, вопреки всем прогнозам, победил французский патриотизм, а не ясный ум братьев Коэнов. Двуглавый дракон оказался повержен закулисной интригой. И, похоже, данное представление на набережной Круазетт войдет в историю как самый необычайный итоговый курьёз за всю историю фестиваля.

1.0x