Максим Лаврентьев. «Весь я не умру…»: Предчувствия и пророчества русских поэтов. – М.: Вест-Консалтинг, 2021. – 188 с.
Автор книги "«Весь я не умру…»: предчувствия и пророчества русских поэтов" Максим Лаврентьев говорит, что его книга не о смерти, а о бессмертии. В наше время тема телесной смерти подвергается такому табуированию и вытеснению, что исследователю приходится извиняться перед аудиторией. Тем не менее, его книга – и про телесную смерть, и про духовное бессмертие великих русских поэтов.
Поэт почти всегда религиозен, телесная смерть для него – просто переход в иную жизнь. Религиозен не в конфессионально-обрядовом смысле (хотя одно другому не мешает), а в смысле убежденности – бездоказательной, но непреодолимой – в существовании Бога / Абсолюта, осмысленности Вселенной и человеческого существования, в неизбежности посмертной жизни. Таковы были великие поэты, анализируемые Лаврентьевым, да и сам Лаврентьев точно такой же.
Если говорить о самой книге, то немаловажное её достоинство – язык, которым она написана. Это кристально-чистый язык в духе Никола Буало и Шопенгауэра: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Лаврентьев пишет не заготовку для научной статьи, не основу для диссертации. У него не найдешь литературоведческого воляпюка и многоэтажной аргументации с назойливыми ссылками. Это вдумчивый разговор с самим собой и читателем.
Книга развивает идеи одной из предыдущих книг Лаврентьева – "Поэзия и смерть" (2012) – только на более широком материале. В основе открытия автора лежат три тезиса: «Предпринятый краткий обзор предсмертных произведений трёх русских поэтов показал в них наличие объединяющих свойств. Во-первых, в каждом итоговом тексте возникает чёткая финальная символика. Во-вторых, автор пророчествует о своей близкой гибели, причем даже тогда, когда, казалось бы, к тому нет никаких разумных оснований (Веневитинов, Введенский). В-третьих, предсмертное творчество, выявляющее финальные изменения в человеческой составляющей личности поэта, находит воплощение в формах нетипичных для самовыражения конкретного автора на протяжении всей его предшествующей творческой жизни и, напротив, свойственных текстам других авторов в идентичной ситуации («формула смерти»)».
Самое главное – плеяду анализируемых поэтов пополнил Михаил Лермонтов. Особенно впечатляет разбор стихотворения "Выхожу один я на дорогу". Конечно, Лаврентьев предлагает только интерпретацию. Интерпретации не опровергают одна другую – они как бы «затмевают» друг друга. Интерпретация Лаврентьева настолько сильна, что воспринимать это стихотворение в ином ключе впредь вам вряд ли удастся.
Добавились главы о предсмертных и визионерских опытах Боратынского, Сологуба, Заболоцкого, Даниила Хармса, Александра Введенского. Лаврентьев называет совокупность откровений поэта о своей смерти и посмертном существовании – «малой эсхатологией». Перед нами своеобразная энциклопедия малых эсхатологий. Расширять её дальше можно только расширяя хронологические рамки, поскольку Лаврентьев охватил почти всех значимых поэтов XIX-XX веков (последний по времени в его перечне – Николай Рубцов).
Многие думают, что преимущество поэтов в бессмертии их шедевров. На самом деле это не так. Все шедевры когда-нибудь унесёт река времён и потопит в «пропасти забвенья». В том числе и нерукотворные памятники, созданные в подражание XXX оде Горация. Бессмертна только душа, а она есть у всех, не только у поэтов.
Представляется, что преимущество поэтов состоит в другом. Уже при жизни они способны испытывать ясновидческие состояния, выходить из материальной оболочки и предугадывать грядущее. Они дарят утешение и надежду. Это подтверждают собранные Лаврентьевым примеры. Читатель убедится, что размышления о телесной смерти великих поэтов парадоксальным образом привели исследователя к весьма жизнеутверждающим выводам.
***
9 октября 17.00
Творческий вечер поэта, прозаика, культуролога Максима Лаврентьева,
в зале Ассоциации союзов писателей и издателей (Дом Ростовых)
Вход свободный
Адрес: м. "Баррикадная", Поварская ул., 52/55, стр. 1