Сообщество «Посольский приказ» 12:36 2 февраля 2020

Финляндия: трудные времена Санны Марин

как «почтовый кризис» разрушил финское правительство

За событиями в сердце Европы (теми, что происходят вокруг Brexit, юбилея НАТО и европейской повесткой по Украине) несколько менее заметно происходящее на её периферии. И это не вполне правильно, так как, зачастую, речь идёт о ближайших и непосредственных соседях России. В политической жизни которых, подчас, кипят нешуточные страсти. К примеру, в Финляндии, перед новым годом, после политического кризиса к власти пришёл самый молодой премьер-министр в современном мире — 34-летняя Санна Марин. Что стояло за её приходом и что вообще происходит в стране, находящейся так близко к России? И почему есть все основания полагать, что Финляндия, возможно, стоит на грани очень больших изменений.

Почтовый кризис

В качестве преемника Антти Ринне, Санна Марин в начале декабря стала ещё и самым молодым премьер-министром в истории Финляндии. Причиной её прихода стали события, сотрясшие всю политическую систему страны за считанные недели. То, что началось как трудовой спор о контракте с 700 сортировщиками пакетов у государственного поставщика почтовых, курьерских и иных логистических услуг Posti, закончилось отставкой премьер-министра Финляндии и его правительства. Что же случилось?

Истоки нынешних событий восходят к июню 2017 года. Когда Юха Сипиля, тогдашний премьер-министр от партии «Финляндский центр», и его правое правительство приняли новый закон. Цель состояла в том, чтобы открыть почтовое сообщение для частного бизнеса.

Posti, государственная компания почтовых услуг, основала новую дочернюю компанию под названием Posti Palvelut для ранней утренней доставки корреспонденции в 2017 году. В эту дочернюю компанию было переведено около 2300 сотрудников. А в ноябре 2017 года был расторгнут их коллективный договор Posti Palvelut с финским профсоюзом почты и логистики (PAU). Для сотрудников был заключен новый коллективный договор с профсоюзом СМИ, предусматривающий более низкий доход – схема тарифного сдвига, называемая «contract shopping». Тогда подобное спорное решение прошло относительно незаметно.

Но со сменой правительства в июне 2019 года настроение изменилось: новый социал-демократический премьер-министр Антти Ринне, который ранее был главой профсоюза на 120000 членов, критически оценил роль, которую государственные компании играли в ухудшении условий труда. Posti, однако, продолжал политику «contract shopping». В сентябре 2019 года компания переместила еще 700 сотрудников (тех самых сортировщиков пакетов) в свою дочернюю структуру, а следовательно, и на тарифный контракт с более низкими доходами. PAU резко осудил это и организовал у Posti первую забастовку против сокращения заработной платы.

Сначала социал-демократические министры правительства и чиновники Управления собственностью полагали, что смогут быстро договориться, заключить перемирие между профсоюзами и ассоциацией работодателей Palta в ходе коллективных переговоров. Причины для оптимизма у них были. Однако затем дело осложнилось: после того, как Posti перевела своих сотрудников в Posti Palvelut, их трудовые отношения были регламентированы коллективным договором для сотрудников в сфере СМИ. По этой причине новая дочерняя компания Posti Palvelut больше не могла быть представлена Palta на переговорах.

Вместо этого компания теперь была представлена ассоциацией работодателей в сфере СМИ. Та, в свою очередь, заявила, что не хочет вести переговоры с PAU о сотрудниках Posti Palvelut. Согласно новому коллективному договору, Palta не принимала профсоюз в качестве компетентного представительства для работников СМИ. И поскольку Posti по-прежнему отказывался пересмотреть решение о передаче сортировщиков пакетов своей дочерней компании, ни одна организация не была готова к переговорам с PAU. По сути работодатель откровенно запутался в собственных манипуляциях, что завело переговоры в тупик.

Таким образом, профсоюзу не оставалось ничего другого, как организовать уже полномасштабную забастовку. Через две недели на неё вышли уже 10 000 сотрудников Posti, что привело к параличу системы доставки почты по всей стране.

Солидарность профсоюзов

Опасаясь более широкого распространения работодателями практики «contract shopping», ряд профсоюзов заявили о том, что солидарны с борьбой PAU. В первую очередь это касалось транспортных профсоюзов. После провала переговоров они начали забастовки солидарности, ударившие прямиком в экономическую ахиллесову пяту Финляндии: морские, грузовые и воздушные перевозки. В момент предупредительной акции авиасообщение в стране и большая часть общественных автобусов в Хельсинки и других крупных городах были парализованы забастовкой на целый день.

Кроме того, многие профсоюзы запретили своим членам выполнять работы, связанные с Posti. JHL (профсоюз госслужащих) призвал к двухдневной забастовке. В результате были закрыты грузовые вокзалы и их смежные организации. В 750 почтовых отделениях не выдавали посылки и письма. А финский профсоюз электриков поддержал забастовку PAU, уведя своих членов из сортировочных центров Posti.

Эта массовая профсоюзная акция поставила правительство в трудное положение: и премьер-министр Антти Ринне, и занимавшаяся переговорами министр по делам местного самоуправления и управления собственностью Сирпа Паатеро, публично заявили, что они против «contract shopping» в «Posti». Но госкомпания отказалась принять такое решение, заявив, что вопрос закрыт.

Большая отставка

Чтобы разрешить конфликт и найти компромисс, министр Паатеро созвала рабочую группу из четырех опытных экспертов по рынку труда. Но их предложения ни к чему не привели. Удары обострялись, обстановка становилась все более хаотичной. Наконец 27 ноября новое соглашение с Posti принято на условиях профсоюза. 700 сотрудников, с которых всё началось, вновь начали работать по коллективному договору PAU. Профсоюз получил то, чего добивался.

В парламенте же правительство было атаковано оппозицией. Которая требовало четких ответов на то, что именно кабинет сделал для разрешения конфликта. Министр Паатеро сообщила парламенту, что неоднократно заявляла руководству Posti о неприемлемости их действий. Однако председатель правления Posti сказал, что правительство уже было проинформировано о решении перевести работников на другой коллективный контракт заранее, ещё на раннем этапе. И тогда их всё устраивало.

Затем пресса опубликовала документы, подтверждающие, что Паатеро действительно знала о решении Posti заранее. Стало очевидно, что правительство попросту ничего не предпринимало до тех пор, пока ситуация не стала критической, разросшись от частного трудового конфликта до проблемы государственного масштаба. В результате Паатеро покинула свой пост. Что стало первым шагом к обвалу правительства Финляндии в целом.

Общественное внимание теперь было обращено на премьер-министра Антти Ринне. Тот неоднократно заявлял, что он и его Социал-демократическая партия категорически против того, чтобы компанией Posti были нарушены права рабочих. Особенно с учётом того, что компания эта государственная. Более того, он заявил, что поручал своему министру действовать соответственно.

Тем не менее, другие просочившиеся в прессу документы показывают, что Ринне, как и упомянутый министр, был проинформирован о планах Posti еще в августе. Это привело к вопросам о несоответствии между его публично представленной и внутренней позицией по решению руководства госкомпании. Оппозиционные партии рассматривали эти новые разоблачения как доказательство того, что премьер-министр обманул парламент по этому вопросу. Сам же глава правительства отделывался всё менее убедительными расплывчатыми заявлениями.

В этой ситуации глава партии «Финляндский центр» и министр экономики Катри Калмуни объявила о том, что её партия потеряла доверие к премьер-министру. Она была готова продолжать поддерживать правящую коалицию, но уже без данного кабинета. Молниеносный политический кризис, порождённый довольно ординарным трудовым спором, просто смёл руководящую верхушку правительства. Финляндии срочно понадобились новые лица.

Трудные времена

Несмотря на то, что другие коалиционные партии выразили Ринне доверие, премьер–министр ушел в отставку на следующий день - за два часа до дебатов о вотуме недоверия, запрошенном оппозицией. Он простоял во главе правительства всего шесть месяцев. Своей отставкой Ринне намеревался удержать у власти существующее коалиционное правительство, чтобы спасти реализацию своей прогрессивной программы. Преемницей на посту стала Санна Марин, которая в качестве заместителя председателя партии уже вела избирательную кампанию и была министром транспорта и связи в кабинете Ринне.

По поводу причины, по которой партия «Финляндский центр» заставила Антти Ринне уйти в отставку, существуют различные теории. Но истина состоит, скорее всего, в том, что «почтовый кризис» всколыхнул целый пласт проблем, накопившихся в финском обществе. Демонстративное наплевательское отношение к рабочим со стороны госкомпании, прямые и откровенные манипуляции с трудовым законодательством, бездействие правительства и прямая ложь премьер-министра — всё это привело в движение очень обширные его пласты. Что вполне наглядно отразилась на просто угрожающем падении рейтингов партий правящей коалиции. В том числе и самого «Финляндского центра», показатели одобрения которого составили всего 11,7% - наименьшие значения всю её 102-летнюю историю. Более того, Финляндия, в результате свершившегося «почтового кризиса» явно начала следовать путём таких государств, как Великобритания и Италия, где правые партии ощутимо стали набирать политический вес. О чём говорят всё те же опросы, показывающие рост популярности крайне правой партии «Финны».

Но даже если причина была в чём-то ином, то в любом случае этот демарш повредит доверию между партнёрами по правящей коалиции. Новому премьер-министру Финляндии Санне Марин предстоят трудные времена. В ходе которых ей придётся решать просто титанический комплекс проблем, спасая левые и центристские силы у власти. В противном же случае Финляндия имеет все шансы и в самом деле пополнить список резко поправевших европейских стран. А быть может и тех, где политическая система изменится навсегда, как полтора месяца назад это произошло в Великобритании.

6 октября 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
27 октября 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x