Сообщество «Салон» 19:23 17 июля 2018

Резвые клячи

Режиссёр комедии «Книжный клуб» собрал на съёмочной площадке всех красивых девочек-старушек

Что такое для моего поколения Джейн Фонда? Именно не «кто», а «что». Явление. В первой половине 1980-х в СССР возникла тотальная мода на аэробику. Более того – её начали популяризировать через СМИ. Стопроцентно положительную роль сыграл тот факт, что Джейн Фонда – изобретательница дивного моциона — представляла собой настоящую фурию анти-империализма: слыла борцом за мир и позитивно отзывалась о Советском Союзе. Избалованная вниманием актриса, дочь «ковбоя» Генри Фонды - выступала против неоколониализма, войны, расовой нетерпимости, да и к политике Рейгана относилась крайне скептически. В СССР таких героев завсегда приветствовали, а уж если они что-нибудь писали и пели, то их активно расхваливали на страницах советской прессы. Не будь Фонда в контрах с «американской военщиной» и прочими «ястребами империализма», не видать нашим тётушкам никакой аэробики.

1980-е годы на Западе - эра энергичных, работоспособных, успешных профи, умеющих много трудиться и желающих столь же много получать от жизни. В их системе ценностей отсутствовала тема «почётной старости» - они нацеливались на длительную карьеру и на телесное долголетие. Сама Джейн Фонда в 1980-х была «осетриной не первой свежести», но горела куда как ярче молодых, а её телосложению могли бы позавидовать и топ-модели. Аэробика не являлась, собственно, спортом - это комплекс упражнений, имевших узкоспециальное назначение - убрать жир и подтянуть мышцы, а также омолодиться и придать организму тонус. В дамский обиход — и тут наша страна не отставала! - быстро вошла придуманная Фондой экипировка: обтягивающий купальник, длинные полосатые гетры и яркая трикотажная полоска — на лоб. Поэтому Джейн Фонда для нас — вечно-бодрая Миссис Аэробика с неизменной голливудской улыбкой. Ей — 80 лет. Как там говорил дядя Митя из культовой комедии «Любовь и голуби», листая календарь? «80 лет со дня рождения... Ух ты! А ей уж 80...!?» Не то вопрос, не то — восклицание. Вот и королеве фитнеса — те самые 80. Нет ничего удивительного, что мне захотелось посмотреть новый фильм с Фондой - «Книжный клуб», где, помимо неё, собран целый букет стареньких, но таких зажигательных мега-звёзд. Тряхнём стариной? Вообще, Голливуд последние лет десять регулярно «трясёт стариной». То сводит в одном боевике Арнольда Шварценеггера с Сильвестром Сталлоне («План побега», 2013), то устраивает зверский спаринг Роберта де Ниро с всё тем же Сильвестром («Забойный реванш», 2014), то штампует франшизу «Неудержимые» (2010-2014), где Микки Рурк, Дольф Лундгрен, да и, конечно, Сталлоне со Шварцнеггером и немножко с Клодом ван-Даммом прыгают, бегают с автоматами и усердно машут ножками. Голливудские продюсеры ведают, что Арни и Слай — это бренды и тренды. Это — касса. И наплевать, что физиономии — в глубоких морщинах. Зато — всеми любимые. Прямо как в анекдоте про незабвенного Леонида Ильича: «Я стар. Я стар. Я суперстар!» Теперь это уже не анекдот, но — кинематографическая реальность. Юные старлетки обоего пола не внушают доверия и выглядят пластмассово (Примечание: старлетка, starlet звездочка от «star» звезда и «let» уменьшительный суффикс - подающее надежды младое дарование). Так зачем тратить время и — особенно доллары на каких-то одинаковых девочек-мальчиков, если пипл всё равно обожает Терминатора и Рэмбо? Особливо, если они — поют дуэтом.

Вот и Билл Холдермэн — режиссёр комедии «Книжный клуб» решил пойти по проторенной дорожке. Он собрал на съёмочной площадке всех красивых девочек-старушек — Джейн Фонду, Дайан Китон, Кэндис Берген и Мэри Стинбёрген. Им забавно подтанцовывают: Ричард Дрейфусс — в своё время один из самых молодых обладателей «Оскара» и Дон Джонсон — призёр «Эмми» и «Золотого глобуса» 1980-х. На прочих ролях — тоже именитые артисты, не раз отмеченные и награждённые. Сюжет фильма — банален и прост, как весь голливудский ширпотреб. Четыре закадычные подруги (предыстория их дружбы рассказывается с ностальгическим драйвом!) образовали книжный клуб — в течение месяца они читают книгу, чтобы затем обсудить её на встрече — с вином и фруктами. Все дамочки — успешны, богаты и роскошно ухожены. Им — под 70, хотя трём актрисам из четырёх — несколько больше, особенно Фонде, которой — повторюсь! - нынче 80. Но они — живые и боевитые, как и много лет назад. Героиня Дайан Китон дико страдает от своих унылых и пожухлых дочек - одну из них играет Алисия Сильверстоун. Дщери носят какие-то длинные, скучные платья; не прикасаются к косметике и глянцевым журналам. Кажется, у них нет помады и туши для ресниц. Зато мамаша! Джинсы, стильная оправа очков, уложенные волосы. Дочь укоряет, в тайне завидуя: «Не перестаю удивляться, что ваше поколение до сих пор красится перед полётом». А ещё — детки стремятся окружить свою маман заботой — намекают на возраст, кутают, кормят, усаживают. А мама — бесится. У неё ведь столько запланировано! Взять хоть бы посиделки в её «девочковом» клубе!

На этот раз книгу предложила самая искромётная из подружек — Вивиан (как раз — Джейн Фонда). Она влетает в помещение на высоких каблучках — тонкая и звонкая — на ходу кидая старушкам-хохотушкам «Пятьдесят оттенков серого». Это ещё одна особенность Голливуда 2010-х — муссировать то, что всем давно известно. Авторы не стали выдумывать какой-нибудь гипотетический роман, а, что называется, бахнули из всех орудий. На Западе эта книжка сделала много шуму, да и в России она имела кое-какую популярность, хотя, и заметно слабее, нежели в США и Великобритании. Во всяком случае, даже я — человек, который «не читал, но осуждает», в курсе, о чём написано в серых «Оттенках...». Утомительная сага о мужчине-извращенце и его жертве-мазохистке. Будем это читать? Правильно, не будем. А вон те дамы — с интересом. Нам попеременно являют лица то одной, то другой подружки: раскрытые от жгучего интереса рты, квадратные глаза, судорожные движения пальцев — в перелистывании очередной странички. Бабки-ёжки то как раскочегарились! Да, Вивиан постоянно транслирует: да, нам не 18 и не 45, но есть ли смысл хоронить себя? Под «похоронами себя» героиня Джейн Фонды мыслит упразднение секса из бытия. «Нам рано жить воспоминаньями!» - как пела Эдита Пьеха, правда, по иному поводу.

И куколки начинают действовать. Даже самая серьёзная из них — федеральная судья Шэрон (Кэндис Берген) — умудряется завести себе аккаунт на сайте знакомств и устроить себе приключение с лысым 69-летним адвокатом (Ричард Дрейфусс). Фильм — череда отвратительных сцен и фраппирующих шуточек, большая часть которых вызывает не смех, а — оторопь. Лично я, не будучи сторонницей так называемой «праведной старости» среди капельниц и кресел-качалок, всё же не понимаю, с какой стати блуд «возрастных» нимф преподносится в качестве жизнеутверждающего идеала. Спорт и физкультура - после 60? Да. Джинсы и ковбойки в 70? Безусловно, если позволяет имидж и фигура. Помады-лаки? Yes! Но устраивать непристойные игрища...? Почему этот аспект рассматривается, как синоним жизненных сил и свежих впечатлений? Нет похождений и ты вроде как выпал из бытия. Тебе 70 или 80, а ты не вызываешь острого желания у мальчика 63-х лет? Печаль! Кэрол - героиня Мэри Стинбёрген расстроена, что её любимый супруг интересуется устройством дома и починкой техники, а вовсе не её увядшими, но всё ещё статными прелестями. Бедняга Кэрол идёт на крайности — отчаянно подсыпает мужу виагру в пивко. В общем, если ты уже не способна бурлить страстями — грош тебе цена, американская бабушка! Не затаскиваешь парня (в смысле — дедулю) в машину, как принято у девочек-студенток? О, ты — рухлядь и ползи на кладбище. В фильме чётко показана эта антитеза — или ты, как персонаж Дайан Китон, закручиваешь роман-эпопею с лётчиком, или ты — скучная рухлядь. Некондиция и неформат.

Возможно, я покажусь злобной грымзой, выползшей из тьмы викторианства, но я полагаю, что сексуальные контакты бессмысленны, да и не нужны в столь деликатном возрасте. Скажу откровенно — они похабны. Жалки. Отталкивающи. Есть же иные форматы! Пожилая физкультурница — с тонкой талией, в идеально подогнанном лыжном костюме — вызывает радость и восторг. Понимание, что старость имеет право быть «в радость». А вот неюная попрыгунья-стрекоза, смачно целующаяся с таким же поседевшим кавалером смотрится убого, позорно и гадостно. Как всё неестественное. Разумеется, это всего лишь моё мнение и я не надеюсь, что меня поддержит подавляющее большинство. Нынче именно секс, а не лыжный спорт или участие в вело-марафоне считается признаком хорошей физической формы. Из серии: «Если ты такой крепкий, то почему такой асексуальный?» Долгая молодость и насыщенная зрелость прочно ассоциируются с потенцией, хотя это ужасно смешно — в не фертильном-то возрасте! Нам и подают сие через «хи-хи». Через смех. Чтобы крепче запомнилось. В «Книжном клубе» все актёры — талантливы. Они великолепно играют и - буквально фонтанируют счастьем. Бабушки-дедушки ежеминутно излучают вселенский оптимизм, оттого-то и страшно. Будь на месте Фонды, Китон, Дрейфуса — никому не известные лица, фильм не имел бы столь чудовищного «звучания». А тут — популярные и знаковые. Они учат: будь ретивой шлюшкой даже на пороге вечности! Резвая кляча — обскачет юную лань. Торопитесь, крошки, согрешить напоследок, чтобы не было мучительно скучно в крематории. А в соседнем зале — гремит блокбастер «Восемь подруг Оушена», который по мнению публициста Егора Холмогоров «...собрал в единое целое ансамбль довольно возрастных по голливудским меркам актрис - они подбираются к нашему старому пенсионному возрасту, хотя до нового им ещё далеко».

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x