Победа на выборах в Греции Коалиции радикальных левых (СИРИЗА) привела к формированию нового правительства. Помимо левых из самой СИРИЗА, в правительство вошли представители правой националистической партии "Независимые греки" (лидер — Панос Камменос).
На наших глазах произошло событие всемирно-исторического значения. Впервые в истории левые и правые объединились на общенациональном уровне, бросив вызов мировой плутократии.
Греческое лево-правое правительство национально-освободительного фронта — это уже великая победа, вне зависимости от того, как сложатся дела у нового руководства. Пока что оно взяло воистину стахановские темпы работы. Только за первые два дня своего существования лево-правые министры остановили приватизацию, вернули многих уволенных на работу, повысили пенсии наиболее бедным слоям и прекратили все платежи западным банкам.
Многие наблюдатели уверены, что лево-правый состав правительства только усилит базу нынешних преобразований. "Это удачный союз, — считает И. Шамир. — Маленькая правая партия под руководством Паноса Камменоса позволит новому правительству избежать ненужного "левого перегиба" вроде борьбы с церковью и поощрения иммиграции. Она подстрахует и от конфронтации с крайне правыми и фашистами, которые сильны в Греции и могли бы взбунтоваться против чисто левого правительства. А левая СИРИЗА Алексиса Ципраса займется серьезными делами — борьбой с приватизацией и банками, поворотом на Восток, бунтом против ЕС, помощью рабочим и крестьянам за счет олигархов. Она не позволит правым развязать конфликт с Турцией и поднять националистическую волну".
Важнейшая проблема — взаимоотношения нового руководства и греческой религиозной общественности. Известно, что в Греции очень силён "православный фундаментализм", тогда как левые из СИРИЗА являются убежденными атеистами. Именно поэтому премьер-министр Ципрас и отказался присягнуть на Евангелии. Не вызовет ли атеизм левых министров неприятие у миллионов (а счет идёт именно на миллионы) сторонников "фундаменталистов"?
Как ни покажется странным, но они, судя по всему, относятся к позиции лидера СИРИЗА с пониманием. Это очень важный поворот сознания. Судя по всему, в нашем веке вырисовывается другая конфигурация, чем в прошлом, когда на повестке дня была борьба верующих и атеистов. Сегодня настоящие верующие и настоящие атеисты едины — главное быть против мирового жулья и против поддельных верующих. Если обратиться к образам и смыслам Нового Завета, речь идёт о борьбе с "теплохладными", определяющими свою позицию примерно так: "Ну, мы такие, вроде, верующие, но с оговорками, Бог ведь один на всех", или "Ну, мы такие, вроде, атеисты, но верим в высшее начало". Это именно о них сказано в "Апокалипсисе": "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих".
Левая СИРИЗА ставит во главу угла национальный суверенитет страны, что очень и очень "по-правому". И не исключено, что именно новое левое движение даст мощный импульс воскрешению общинного духа в Европе, которая давно уже живет в условиях господства радикального индивидуализма. Теперь новейшие левые создают партии, основанные на горизонтальном, сетевом взаимодействии, которое соответствует реалиям информационного, постиндустриального общества.
Сегодня по всей Европе происходит поиск новых форм и подходов, отрицающих старую реальность. Европейцы устали от затяжной политической зимы, которая длится уже несколько десятилетий — с началом неолиберальной контрреволюции. Правые пробуждают в себе социальное начало, левые — национальное. Европа встречает начало своей весны, своего политического пробуждения.