Последнее десятилетие стало не самым удачным для тех лидеров стран Латинской Америки, что исповедовали левые взгляды и позволяли себе открыто бросать вызов доминирующим в регионе Соединённым Штатам. В каких-то странах этих лидеров сместили в ходе выборов, где-то они умерли при не вполне ясных обстоятельствах, а, к примеру, доведённая до отчаяния внешним давлением и ошибками во внутренней политике Венесуэла вот уже скоро год, как балансирует на грани переворота.
Но в континентальной части Латинской Америки есть страна, лидер которой продолжает крепко удерживать власть и нет ни малейших признаков того, что он может её потерять.
Кто такой Эво Моралес? Как правит страной один из самых стабильных латиноамериканских президентов и по какой причине он уверенно побеждает раз за разом?
Четвёртый срок
Имея за плечами почти 14 лет президентства Боливии, Эво Моралес является одним из самых продолжительно действующих лидеров в Латинской Америке на данный момент. После решения Конституционного суда страны, многими сочтённого спорным, об отмене ограничения количества президентских сроков, на прошедших 20 октября выборах он был избран в четвёртый раз подряд.
Эво Моралес - первый в истории страны этнический индеец, занявший высший государственный пост. Победителем он был объявлен несмотря на протесты оппонентов и обвинения в подтасовке результатов.
Он набрал 47,1% голосов, его главный противник (историк, журналист и бывший президент Боливии Карлос Меса) — 36,51%. При этом для победы в первом туре кандидату необходимо набрать более 50% голосов - или минимум 40%, но с отрывом от ближайшего соперника в 10%.
Противники Эво Моралеса заподозрили власти в попытке повлиять на исход голосования, после того как вечером сразу по завершении голосования избирательная комиссия на некоторое время приостановила подсчет голосов, и произошло это в тот момент, когда предварительные результаты давали действующему президенту 45%, а Месе - 38%. В стране вспыхнули протесты недовольных решением избиркома. Впрочем, они быстро улеглись. И на данный момент, не смотря на отказ Карлоса Меса признать поражение, можно констатировать, что Эво Моралес снова президент Боливии.
Листья коки
Эво Моралес родился в сельской местности в западной части региона Оруро, в семье индейцев из народа Аймара.
Политический авторитет он заработал, как лидер Союза производителей коки. Надо сказать, что кока (растительная основа кокаина) использовалась в Андах в течение восьми тысяч лет в религиозных целях, а также для борьбы с высотной болезнью и в качестве легкого стимулятора. Попытки американцев ограничить её производство привели к массовому возмущению коренного населения страны, на волне которого и стал политиком Эво Моралес.
Впервые он баллотировался на пост президента в 2002 году, пообещав править в интересах коренных народов Боливии, которые веками страдали от маргинализации и дискриминации. И, не смотря на первую неудачу, он смог одержать разгромную победу на своей второй попытке в декабре 2005 года. Придя к власти, он поддержал новую конституцию, которая официально объявила Боливию «многонациональной и светской», чтобы лучше отразить интересы десятков этнических групп страны.
Он также, как до избрания, продолжал бороться за права фермеров, выращивающих коку, сохраняя законность её возделывания и вводя меры по регулированию ее оборота, несмотря на давление со стороны Соединенных Штатов с целью полного уничтожения этой культуры. В 2011 году он даже восстановил старый рецепт для «Кока-Колы», производимой на территории Боливии, введя коку в её состав.
Власти США обвиняли его в том, что он не делает достаточно для прекращения производства и оборота кокаина, в то время как он настаивал на том, что он борется с тотальной криминализацией отрасли, позволяя выращивать небольшие количества коки в религиозных и культурных целях. Отношения Эво Моралеса с США были напряженными на протяжении всего его президентства. В 2008 году он выслал американского посла Филипа Голдберга, обвинив его в заговоре против своего правительства, и приостановил деятельность американского Управления по борьбе с наркотиками на территории Боливии.
В 2013 году он также изгнал из страны американское агентство по международному развитию (USAID), обвинив его в поддержке боливийской оппозиции.
Распределение богатства
Эво Моралес был частью так называемой «розовой волны» левых лидеров, которая пришла к власти в Южной Америке в начале 2000-х годов. Та самая волна, которая к настоящему моменту уже почти что сошла на нет. Но тогда она была в силе. Убеждённый социалист Эво Моралес после вступления в должность сократил свою собственную зарплату и зарплаты членов своего правительства. Это стало его первым шагом.
Затем он начал процесс ренационализации нефтяной и газовой промышленности. Увеличение налоговых поступлений позволило Боливии значительно нарастить свои государственные инвестиции и способствовало увеличению валютных резервов страны. Правительство инвестировало значительные средства в проекты общественных работ и социальные программы по борьбе с нищетой. С момента его прихода к власти уровень крайней бедности снизился с 38% в 2006 году до 17% в 2018 году. Однако его критики отмечают, что в последние два года уровень крайней нищеты вновь повысился.
Левая политика президента Эво Моралеса беспокоила и в некоторых случаях вызывала антагонизм у многих боливийцев из среднего класса, которые считали его слишком радикальным.
Не удивительно, что оппозиция особенно сильна в богатой восточной низинной провинции Санта-Крус, являющейся экономическим центром Боливии.
Его критики также обвиняют Эво Моралеса в неспособности бороться с коррупцией, которую многие боливийцы назвали своей главной проблемой на президентских выборах 2019 года. Впрочем, эта проблема общая для всех стран региона.
Поражения
Одним из его главных поражений была неспособность обеспечить Боливии выход к морю в территориальном споре с соседней Чили, который является вопросом национальной гордости для многих боливийцев. Страна потеряла свой выход к Тихому океану в 1884 году после войны с Чили и с тех пор пытается восстановить его. В октябре 2018 года Международный суд вынес решение в пользу Чили, что стало крупной неудаче лично для президента Моралеса, который заверил боливийцев, что победа была «очень близка».
Кроме этого Эво Моралес регулярно выступал на международных климатических конференциях, где он ратовал за большее уважение к «Матери Земле». Однако ему не всегда удавалось сбалансировать это намерение с экономическим развитием. Один из наиболее спорных вопросов его президентства касался планов строительства крупной дороги через Амазонку, которая, как утверждали коренные группы индейцев, откроет их территорию для незаконных вырубок джунглей и захватов земель. Масштабные протесты привели к ожесточенным столкновениям и вынудили правительство отступить в 2011 году. Но проект получил новый импульс в 2017 году, когда г-н Моралес отверг международную озабоченность как форму «колониального экологизма».
Совсем недавно, в 2019 году, Эво Моралес столкнулся с протестами по поводу пожаров, которые бушевали в охраняемых восточных районах страны. Демонстранты призвали его отменить декрет, который разрешал «контролируемое сжигание леса» ради помощи фермерам в создании больших участков для выращивания сельскохозяйственных культур.
Альтернативы нет
59-летнему Эво Моралесу избиратели ставят в заслугу то, что он принес экономическую и политическую стабильность Боливии, в которой, до его прихода к власти в 2006 году, за пять лет сменились пять президентов.
Тогда, 14 лет назад, он обещал помощь самым обездоленным и заброшенным слоям населения, и сдержал слово, прописав в конституции существенное расширение прав коренных жителей.
Он успешно воспользовался мировой экономической конъюнктурой (бумом цен на сырьевые товары, в особенности на природный газ) обеспечив Боливии длительный рост. С 2006 года число граждан Боливии, живущих менее чем на 2 доллара в день, снизилось на две трети: до 6% процентов населения.
Разумеется, те экономические условия были конечны. Международные аналитики предупреждают, что модель прошлого успеха зиждилась на факторах, которых больше не существует. Власти пытаются поощрять частные инвестиции в промышленность, в особенности в переработку пластика и производство литиевых батарей, но пока госсектор остается главным инвестором. «Боливия хочет примкнуть к первой промышленной революции, но мир давно уже в четвертой или пятой», - говорит боливийский экономист оппозиционных взглядов Гонсало Чавес.
Впрочем, сколь-нибудь реальную альтернативу Эво Моралесу разобщённая боливийская оппозиция предоставить не смогла. Кроме того, избиратель Боливии видит результаты возвращения к власти проамериканских сил в таких странах, как Бразилия и Эквадор. А ещё он более чем наглядно наблюдает итоги трёх десятилетий «либерального рая» в соседнем Чили. И просто не хочет отказываться от того, что гарантированно имеет, в пользу чьих-то обещаний. По словам боливийцев, у Эво Моралеса всегда было качество, определявшее большинство его поступков — стремление к большему. И теперь оно есть у всей Боливии, даже не смотря на некоторый экономический застой, наблюдаемый сейчас. А на фоне окружающей её тотальной безысходности, царящей в соседних странах, это уже само по себе является мощнейшим доводом в пользу того, чтобы дорожить таким лидером, как Эво Моралес. Что, в общем-то, боливийцы и продемонстрировали.
С их точки зрения, ему нет альтернативы.