Россия отмечает 700-летие преподобного Сергия Радонежского. К этому знаменательному юбилею композитор Владислава Малаховская (Петербург) и поэт Евгений Лукин (Петербург) подготовили необычный подарок – «Радонежскую ораторию». На создание музыкально-поэтического произведения их благословил ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, председатель оргкомитета по празднованию 700-летия св. Сергия Радонежского владыка Амвросий. Интервью с композитором Владиславой Малаховской на сайте газеты «Завтра» появилось 26 марта 2014 года http://zavtra.ru/content/view/vladej-slavoj/
8 сентября Россия отмечает годовщину Куликовской битвы. В преддверии памятной даты специально для «Завтра» Евгений Лукин, автор стихотворного либретто оратории, согласился дать интервью.
Евгений Лукин - личность для Петербурга полулегендарная. Участник боевых действий на Кавказе в 1996 году, он возглавляет сегодня литературно-художественный журнал «Северная Аврора». Евгений Лукин – лауреат ряда литературных премий, в частности, премии имени Н. В. Гоголя за роман «По небу полуночи ангел летел» и премии журнала «Нева» за повесть «Танки на Москву». Его стихотворные переложения древнерусских песен «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Задонщина» вышли в свет с предисловием Дмитрия Лихачева. Евгений Лукин – составитель «Книги павших», в которую вошли его переводы стихотворений поэтов-фронтовиков, павших на полях сражений Первой мировой войны (большинство стихотворений переведено на русский язык впервые). Ленинградско-петербургская либерально-пацифистская культурная общественность никак не может смириться с тем фактом, что Евгений Лукин - поэт, прозаик, переводчик, знаток культуры, является государственником, почвенником, глубоко верующим человеком. Быть на передовой первой чеченской войны и читать Рене Генона? Говорят: "не петербургский стиль". Что ж, не вчера было сказано: нет пророка в своем отечестве.
«ЗАВТРА». Почему в своем творчестве Вы обратились к личности Сергия Радонежского? Что подтолкнуло Вас к написанию оратории о русском святом?
Евгений ЛУКИН. Потому что сегодня тема суверенитета России куда как актуальна. Среди исторических фигур минувших веков мы особо выделяем личность Сергия Радонежского. Ведь он – духовный основатель независимого Российского государства. Своим благословением он подвиг князя Дмитрия Ивановича и русских воинов на победу в Куликовской битве – первостепенном сражении для судеб нашей страны.
«ЗАВТРА». Но ведь сейчас – не времена чужеземного ига. Россия – свободная страна, и вроде как хан Мамай пока еще не стучится в наши ворота.
Евгений ЛУКИН. Тем не менее, тот исторический выбор, который совершается ныне, заставляет нас вспомнить грозное прошлое. У русского художника XIX века Бориса Чорикова есть жанровая картина «Распря русских князей в Золотой Орде за ярлык на великое княжение», которая наглядно представляет тогдашние политические нравы. Сегодня такой сюжет некоторым кажется очень привлекательным, и они, очевидно, хотели бы возродить подобное средневековье.
«ЗАВТРА». Как ответили на этот вызов наши предки?
Евгений ЛУКИН. Именно тогда была выработана политическая формула, на которой зиждилось наше государство в течение веков. Впервые ее высказал Софоний Рязанец – автор древнерусской песни «Задонщина», посвященной Куликовской битве. В песне рефреном звучит призыв сражаться «за землю Русскую, за веру христианскую, за обиду великого князя». Позднее он преобразился в известный боевой клич «за веру, царя и Отечество». А в 1832 году этой триединой формуле граф Сергей Уваров дал научное определение: православие, единодержавие, народность. С небольшими модификациями эта формула, характерная для традиционного общества, просуществовала доныне. Она нашла определенное отражение и в российской Конституции 1993 года. Именно ее ключевые звенья сегодня подвергаются нападкам.
«ЗАВТРА». Печально известная феминистская панк-группа «Pussy Riot» в свое время устроила шабаш в храме Христа Спасителя, как раз прицеливаясь в этот симфонизм духовной и мирской власти.
Евгений ЛУКИН. В житии преподобного Сергия есть символический эпизод, когда к святому во время ночной молитвы в церкви неожиданно являются бесы и устраивают на амвоне сатанинскую пляску. И вот что удивительно: на этих бесах были напялены шапки – точь-в-точь, как на наших панк-девицах. Конечно, пройти мимо такого совпадения я, как автор, не мог. Поэтому в оратории пляшущие бесы поют хор, который своим ритмом напоминает песенку «Pussy Riot».
«ЗАВТРА». Нападкам подвергаются не только современные политические деятели, но и знаковые фигуры прошлого, тот же Дмитрий Иванович Донской. Некоторые считают его отрицательным персонажем – из-за его бегства из Москвы во время нашествия Тохтамыша.
Евгений ЛУКИН. Что станет точкой отсчета в оценке того или иного государственного деятеля – Куликовская битва или сдача Москвы ордынцам? Цветущий Крым или пылающий Донбасс? Ответ возможен лишь в будущем. Победа на Куликовом поле заложила основы нашего суверенитета, которым мы обладаем и поныне. В этом случае сдача Москвы Тохтамышу в 1382 году, после Куликовской битвы, рассматривается нами как досадная слабость, подлежащая прощению и забвению. А если бы история развивалась по иному, негативному для нас сценарию? Тогда историки расценивали бы стычку на Куликовом поле как чрезмерную русскую агрессивность, достойную порицания, а разорение Москвы Тохтамышем как абсолютно справедливое наказание за это.
«ЗАВТРА». Вариативность истории – модное занятие современных историков. Как Вы относитесь к этому?
Евгений ЛУКИН. История никогда не была и не будет беспристрастной. Отсюда такое увлечение возможными версиями развития. Но куда опаснее другая тенденция. Сегодня, к примеру, некоторые историки усердно отыскивают темные пятнышки на ослепительной ризе Сергия Радонежского. Потому что видят свою главную задачу в демифологизации русской истории. Ведь мышление народа было и остается мифологическим – и во времена Мамаева побоища, и в эпоху компьютерных игр. Народ существует, пока имеет собственный миф, оберегает свои святыни, чтит память своих героев и святых. Демифологизация – это оружие, направленное против нас, против нашего будущего.
«ЗАВТРА». Бытует мнение, что миф – это выдумка. Разве его развенчание не является вкладом в прогресс?
Евгений ЛУКИН. Большевики тоже считали необходимым разоблачать «преданья старины глубокой». Для этого они даже извлекли из раки мощи Сергия Радонежского, тем самым пытаясь ниспровергнуть их святость. Но взамен – вот парадокс! – занялись собственным мифотворчеством, называя своими именами города, улицы, скверы. Теперь эти имена сброшены в пыль, а на их место ниспровергатели сразу же попытались водрузить свои. Между тем, в православии между земным житием святого и его канонизацией проходят долгие годы, зачастую столетия. Ибо миф – это не чья-то придумка, это не истина от земли. Миф – это правда с небес, как говорится в 84 псалме.
«ЗАВТРА». Ваша оратория завершается единой молитвой святого Сергия Радонежского и князя Дмитрия Донского: «Одна у нас молитва, \ одна у нас мечта, \ и Русь одна, и битва \ за Господа Христа». Звучит современно и торжественно.
Евгений ЛУКИН. По мысли Михаила Кузмина, любое произведение, даже написанное на отдаленную историческую тему, будет всегда современно. Что касается торжественности, то речь все же идет об оратории, посвященной русскому святому. Чем ближе к божественному Абсолюту, тем возвышеннее и торжественнее песнь.