Авторский блог Марина Алексинская 10:27 26 марта 2014

Владей славой

Владислава Малаховская – композитор. Успешный. Автор сочинений для оркестра, вокально-симфонических, камерных инструментальных сочинений, сочинений для хора. Казалось бы -возгордиться нетрудно… Но, трудно, пожалуй, встретить человека более чуждого ярмарке тщеславия, нежели чем Владислава Малаховская.

Владей славой – имя героини настоящей встречи. Владислава Малаховская – композитор. Успешный. Автор сочинений для оркестра, вокально-симфонических, камерных инструментальных сочинений, сочинений для хора. Казалось бы -возгордиться нетрудно… Но, трудно, пожалуй, встретить человека более чуждого ярмарке тщеславия, нежели чем Владислава Малаховская.

Владислава Малаховская живет в Санкт-Петербурге. Здесь мы и встретились, в кафе на Площади искусств. Признаться, хотелось вживую познакомиться с автором еще незавершенной кантаты «Сергий Радонежский». Кто знает, может быть в июльские дни этого года, когда Русский мир отмечать будет 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, молитвенные звуки в храмах и монастырях окажутся подхваченными залами филармоний, где звучать будет многоголосие кантаты Владиславы Малаховской «Сергий Радонежский». «Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!»

«ЗАВТРА». Владислава, при слове «композитор» невольно представляешь себе человека не от мира сего. Хотелось бы узнать, в каких рамках проистекает ваша жизнь?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Надо сказать, что жизнь моя, как композитора, протекает вне материальных рамок. И здесь хвастаться особо нечем. Ни для кого не секрет, что большинство композиторов, которые пишут некоммерческую музыку, они занимаются еще какими-то другими делами, будь то преподавание или журналистика. И в основном мы пишем музыку, действительно руководствуясь своими какими-то духовными посылами, желаниями. Даже если мы пишем по заказу, то это не коммерческие заказы, и действительно мы пишем о том, что нас глубоко волнует.

«ЗАВТРА». С чем связан ваш выбор в жизни? Кто повлиял на него?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Мой дедушка, Николай Александрович Малаховский, был композитором, он учился вместе с Дмитрием Шостаковичем. Погиб дедушка очень печально, во время блокады. К сожалению, из его наследия мало что осталось, партитуры сгорели. Но бабушка, его вдова, сохранила любовь, память о нем, и сохранила какое-то особое ощущение. В школьные годы я училась игре на аккордеоне, а бабушка мне рассказывала про деда, предлагала импровизировать, изобразить какие-то образы: как льёт дождь, как выглядит звездное небо. Ну и, конечно, любимые детские книжки вызывали музыкальные образы.

«ЗАВТРА». Ваша кантата на стихи фронтовиков посвящена вашему дедушке?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Да. Мне хотелось в музыке передать и героическое величие подвигов, и радость победы и боль, страшную боль, которую принесла нам всем эта война.

«ЗАВТРА». Владислава, за плечами имена таких величайших композиторов! Это вдохновляет или подавляет?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. С одной стороны подавляет, конечно… Слушаешь Прокофьева и думаешь: невозможно уже писать. С другой стороны, я точно знаю, я уверена, что каждый, кто искренне, серьезно пишет сегодня музыку, вкладывает в это всю свою душу, все свои силы, то он закладывает какой-то кирпичик. И на таком строении вырастут новые гении. Я абсолютно убеждена в этом. Искренние старания каждого очень важны, даже если его музыка не сохранится.

«ЗАВТРА». Прокофьев – ваш любимый композитор?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Одиниз любимых, конечно. Я действительно очень люблю русскую музыку. Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Свиридов… И, конечно, я люблю и Баха, и Бетховена, и многих других композиторов.

«ЗАВТРА». Из перечисленных имен, кто, на ваш взгляд, наиболее актуален?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Наверное,Прокофьев. Его влияние на современных композиторов, и на Эндрю Ллойд Уэббера, и на Джона Уильямса огромно. Я думаю, у Прокофьева еще много есть, чему можно поучиться. Дело в том, что в ХХ веке музыка слишком отдалилась от рядового слушателя, слишком композиторы ушли в какие-то дебри атональной музыки. В атональной музыке много было сделано интересного, но какой-то разрыв произошёл. А Сергей Прокофьев, несмотря на то, что его музыка очень сложная и по мелодике, и по гармонии, остается близок слушателю. И в этом направлении можно развиваться – в направлении тональной музыки, усложнённой тональности, но классической академической.

«ЗАВТРА». Три наиболее ценных для вас музыкальных произведений?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ: На самом деле больше, чем три… Наверное, «Князь Игорь», Шестая симфония Чайковского, «Цикл на стихи Бёрнса» Свиридова.

«ЗАВТРА». Владислава, в истории музыки было время месс, время опер, время ораторий. Сегодня, на ваш взгляд, время какого жанра?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Исполнение сочинений крупных форм с привлечением театрально-визуального ряда, что мы видели и на открытии Олимпиады в Сочи, идёт с большим успехом. Камерная музыка, к сожалению, на мой взгляд, переживает не лучшие времена. Хотя концерты идут, и у нас в Петербурге открываются небольшие новые площадки. Появилась молодежь, которая интересуется камерной музыкой.

«ЗАВТРА». Ксения Петербургская одна из самых чтимых в Петербурге святых. Друзья мне рассказывали об успехе, с которым была принята ваша кантата «Ксения Петербургская».

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Так совпало, что работа над этим сочинением была связана с тяжелыми событиями, несчастьями в моей жизни, которые сильно изменили меня. Так получилось. Однако, в то же время случилась большая радость. Можно ли его связывать с помощью Ксенией или нет? но я смогла родить дочь, которой сейчас четыре года.

«ЗАВТРА». Назвали Ксенией?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ: Нет, Вероникой.

«ЗАВТРА». Где прозвучала кантата?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ: Она была несколько раз исполнена в «Святодуховском» центре при Александро-Невской Лавре, в Малом зале Филармонии, в Смольном соборе и в Петрикирхе на Невском.

«ЗАВТРА». Вы продолжаете тему русских святых, ваше новое сочинение – кантата «Сергий Радонежский». Когда и где можно будет услышать произведение?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. В настоящее время я заканчиваю работу над кантатой «Сергий Радонежский». Сочинение будет обязательно написано, но я пока не могу сказать, где оно будет исполнено.

«ЗАВТРА». Это сочинение – ваш дар к приближающемуся празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Вы знаете, я ведь выросла в городе, который тогда назывался Загорск. Мой папа был военным, и он служил там, военным медиком. Я всё время гуляла в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, которая вся во фресках с изображением Сергия. И меня это как-то глубоко трогало. Книги у нас дома были про Лавру… и эта тема Ларвы, Сергия Радонежского, боя Пересвета с Челубеем исподволь как-то меня интересовала с детства. Мне это близко, вот и решилась внести свою лепту, написать кантату «Сергий Радонежский»… К Сергию шло монашество отовсюду, со всей Руси, как к высокому духовному лидеру, светочу.

«ЗАВТРА». Есть ли дирижеры, оркестры, с кем вы сотрудничаете?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Сотрудничаю с оркестром капеллы «Таврическая», художественный руководитель - Михаил Голиков. Молодой многообещающий коллектив, который исполняет серьезных петербургских композиторов.

«ЗАВТРА». Можно сказать, что музыкальная жизнь в Петербурге развивается?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Да, сейчас много молодых появилось и дирижёров, и коллективов. Много площадок появилось самых разных как для фестивалей современной музыки, так и классической музыки на базе небольших залов библиотек, творческих союзов.

«ЗАВТРА». Больше того, уроки музыки берут уже взрослые люди.

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Вы знаете, я преподаю в музыкальной школе без ограничения возраста, и у нас учатся в основном студенты. Они уже не будут профессиональными музыкантами, но они интересуются искусством, музыкой. Я пытаюсь говорить с ними на их языке, в подавляющем большинстве это очень хорошие, правильно ориентированные люди. Хотя, конечно, их сознание испорчено масс-медиа.

«ЗАВТРА». Владислава, а не уничтожает ли множество площадок, оркестров чего-то драгоценного в музыке?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Всё что могло быть уничтожено, было уничтожено немногим раньше. В 90-е годы. Сейчас мы просто зализываем раны. И очевидно, что переживаем начало какого-то подъема.

«ЗАВТРА». Хотелось бы уточнить: подъема по сравнению с 90-ми?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Да.

«ЗАВТРА». Вас 90-е застали в Петербурге?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Как раз в 1995-м я закончила Консерваторию, и мы оказались в очень тяжёлом положении. Ни мы, ни наша музыка абсолютно никому не нужны были. Было очень тяжело.

«ЗАВТРА». Испытали ощущение катастрофы?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Нет, ощущение катастрофы испытала раньше. Мне было пятнадцать лет когда умер Брежнев. Все смеялись тогда, рассказывали анекдоты, авторитетом Брежнев тогда уже не пользовался, а я чувствовала с его смертью: что-то серьезное произошло и именно разрушилось.

«ЗАВТРА». Сегодня вы чувствуете себя комфортно?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Сегодня мы, наше государство, пытаемся что-то сохранить… Досаждает только такой факт, что всё решают деньги. Если в советское время государство поддерживало музыкантов, и они могли посвятить себя действительно творчеству, то сегодня всё-таки финансы во главе угла. Конечно, это убивает творчество, культуру, свободу мысли.

«ЗАВТРА». Воспоминание в жизни, к которому мысленно вы чаще всего обращаетесь?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. В шестнадцать лет я была на Камчатке, папа отдыхал в военном санатории и взял меня с собой. Тихий океан – одно из самых ярких воспоминаний.

«ЗАВТРА». Владислава, можно ли войти в воду второй раз? Как вы относитесь к средневековью? Сегодня едва Православная церковь заявит о себе, как тут же либеральные СМИ вой поднимают: мракобесие, средневековье! Может быть, и неплохо было бы вернуться в средневековье?

Владислава МАЛАХОВСКАЯ. Вопрос, возможно ли?... Меня как-то не радует, я даже не понимаю, когда люди, которые считают себя сегодня православными, начинают ругать духовенство, Патриарха.Я допускаю, могут иметь место какие-то неприглядные вещи, но думаю: если ты православный, то ты должен уважать свою веру и не должен её подрывать обличениями. Я думаю, что нападки на Православие – это, конечно, инициируется тёмными силами, теми, что разрушают нас. Время идёт, и в средневековье не вернуться, конечно. Может быть, просто следовало бы хранить какие-то его ценности?

Беседовала Марина Алексинская

1.0x