Опубликованы данные по социально-экономическому положению в США за первый квартал текущего года.
Коронавирус коронавирусом, но 30 с лишним миллионов новых безработных, претендующих на пособия, и свыше 11% падения промышленного производства всего за один квартал как-то не стыкуются с образом "самой крупной и самой лучшей экономики современного мира", не говоря уже про лозунг "Make America Great Again!", с которым Трамп в ноябре 2016 года стал 45-м президентом Соединённых Штатов. Все достижения "большого Дональда", нажитые непосильным трудом за три с лишним года: 7 миллионов новых рабочих мест и самая низкая безработица, рекордные уровни важнейших фондовых индексов, рост доходов населения и так далее, — в одночасье исчезли, как будто их никогда и не было. Конечно, "когда часы пробили полночь, и её роскошная карета превратилась в тыкву, Золушка совсем не расстроилась: ведь Хэллоуин только начинался!" — однако столь быстрые переходы из одной реальности в другую никогда не даются безболезненно и без потерь.
Если США до сих пор не взорвались, то это лишь потому, что деньги практически "разбрасывают с вертолётов", а печатный станок Федеральной резервной системы, похоже, работает круглосуточно и семь дней в неделю — денежная масса за тот же период выросла более чем на 15%. И это не удивляет — ведомству Джерома Пауэлла теперь приходится не только поддерживать рынок корпоративных ценных бумаг, скупая там всё, вплоть до явного "мусора", но и финансировать рекордные расходы федерального бюджета, необходимые для того, чтобы Америка устояла на ногах хотя бы до президентских выборов, которые должны состояться, как всегда, "в первый вторник после первого понедельника ноября" (но сейчас даже это не точно).
В результате дефицит федерального бюджета 2020 года, скорее всего, окажется на уровне, превышающем 5 трлн. долл. (раньше абсолютный максимум по итогам финансового года составлял меньше 1,5 трлн. долл.), а федеральный долг увеличится примерно на ту же сумму, до 29 трлн. долл. Но и этого мало — Дональд Трамп уже призывает Федрезерв перейти к использованию отрицательных процентных ставок, чтобы "спасти американскую экономику". В общем, это что угодно, но уже не капитализм в любой его ипостаси. Джером Пауэлл в интервью CBS назвал выход в область отрицательных ставок "глобальной неопределённостью", заявив, что и без этой меры "нет предела тому, что мы можем сделать с программами кредитования, которые мы проводим".
Сам он, судя по всему, далеко не в восторге и от нынешнего "функционала" ФРС, и от дальнейших перспектив для неё — он прогнозирует безработицу в 25% от общего числа трудоспособных американцев, а это около 45 млн. человек, и сокращение объёма экономики до 20%, что вполне сопоставимо с показателями Великой депрессии 30-х годов прошлого века. Не скрывает Пауэлл и причины нынешней ситуации: "США потратили больше, чем заработали в течение некоторого времени", — правда, не уточняя, что это "некоторое время" для американского государства тянется уже более полувека.
Эксперты МВФ намного более оптимистичны, в своём недавнем прогнозе на 2020 год, сделанном с учётом данных за первый квартал, они оценивают "отрицательный рост" экономики США в 5,31%. Для сравнения: в Китае они ожидают рост на 1,82%, примерно в 3,35 раза ниже "до-ковидного" показателя 2019 года; а в России — падение на 4,87%.
Но всё равно — если в любой стране мира производство товаров и услуг настолько падает, а объём денежной массы настолько растёт, эту страну неизбежно ожидает инфляция, даже — гиперинфляция. И, соответственно, девальвация её валюты относительно других валют. США здесь не являются каким-то особым случаем, уникальной страной, исключением из правил. В результате статус доллара как "мировой валюты номер один", можно сказать, уже сейчас трещит по всем швам.
Масла в огонь подливает нарастающий конфликт между США и КНР, "битва орла с драконом", где американская сторона выходит на новый виток эскалации, пытаясь возложить ответственность за коронавирусную пандемию на Китай и "примкнувшую к нему" Всемирную организацию здравоохранения, а на этом основании получить контрибуцию в размере от 1 до 20 триллионов долларов. "Китайский вирус разрушил лучшую экономику мира, китайцы обязаны признать это и заплатить за это", — таков сейчас лейтмотив американской политики, что, в общем-то, лишний раз указывает на её фундаментальную слабость, подчёркнутую максимальным уровнем заболевших и умерших от COVID-19 — здесь-то "глобальное лидерство" США неоспоримо.
В общем, Соединённые Штаты на полном ходу въезжают в свои "святые девяностые". Что тут можно сказать? Разве что, перефразируя известную фразу тех времён на американский лад: "Это фиаско, бро!"