Сообщество «Форум» 10:14 24 марта 2020

Эссе на тему «Мужчина в педагогике. Нетипичный взгляд на «привычные» вещи».

В Центре дополнительного образования, где я работаю, проходит единый методический день. Каждый педагог доп.обр.должен представить свои метод.разработки- либо провести открытый урок, либо- сделать презентацию урока, либо- написать эссе о своей работе. Предлагаю вашему вниманию своё эссе. Конечно, в рамках этого формата невозможно отразить все мои мысли и существующие проблемы. Но,кое-что я описал. Приятного просмотра. В тексте указаны ссылки на снятые нами научно-популярные видеоролики.

Эссе на тему «Мужчина в педагогике. Нетипичный взгляд на «привычные» вещи». Нет ничего сильнее Идеи, Время которой пришло. ( В.Гюго) Так сложилось в последние годы, что учителями в наших школах работают женщины. Более того, сейчас это стало сложившимся стереотипом. Однако, так было не всегда. В царской России преподавателями были только мужчины. Лишь с возникновением школ благородных девиц в таких школах стали появляться «классные дамы»- учителя-женщины. Но, у нашего Общества- короткая память, и все эти факты постепенно забылись. После ВОВойны, унесшей огромное количество мужчин на фронте, такому положению дел способствовала, ещё и ускоренная индустриализация- когда в нашей стране строилось множество заводов, промышленных предприятий, потребовавших большое количество мужских рабочих рук. В статье психолога Романовой Н.В. - http://vestnik.otradny.net/items/9090 — посвященной проблемам воспитания мальчиков, я встретил такие факты, что в Скандинавских странах процент мужчин-педагогов в школах отслеживают на государственном уровне и снижение этого показателя всего на 2% стало поводом для экстренного совещания в парламенте Финляндии. Дёмкин Александр Степанович, преподававший в школе №2 труды , рассказывал, что в 1960-70гг в школе №2 сложилась такая уникальная ситуация, что более половины учителей школы- были мужчины. Это были фронтовики, приехавшие строить наш молодой город. Но, постепенно, в силу естественных причин убыли, эти педагоги уходили. Статус педагога в обществе снижался, зарплата учителя не позволяла мужчине кормить свою семью, новые мужчины не приходили в Школу и в настоящий момент, в 202г в г.ОТрадный в 6ти школах работают 4-5 учителей мужчин-то есть, по 1му на целую школу. Чем же важно присутствие в системе образования мужчин? А тем, что на одни и теже вещи мужчины и женщины смотрят по-разному и мальчикам, в процессе учебы и взросления, очень важно общение с мужчнами-педагогами. По своему опыту помню, как мы- пацаны 6-7класса- тянулись к учителю труда- Грушанскому владимиру сергеевичу. Я учился в школе №3 ( сейчас её переделали в д/сад №7) и он был единственный учитель-мужчина в нашей школе. Он доверительно общался с нами и мы очень ждали этих уроков- потому что на них мы могли обсудить с ним те вопросы, которые не решались задать родителям. Ну и на станках, с инструментом ( напильник, лобзик, ножовка) — он научил нас работать. Сейчас это может показаться фантастикой, но в годы моей учебы 1987-1997гг у нас были уроки труда и были настоящие станки- деревообрабатывающие и металлообрабатывающие! Помню как мы расстроились, когда в 9 классе уроки труда закончились. Мы, конечно, заходили к нему в гости и в 10-11 классах,но, это было уже общение урывками- к нему пришли другие ученики. Сейчас анализирую эту ситуацию и пытаюсь понять- почему же нас- пацанов- так тянуло и тянет к нему? А вот почему- если посмотреть, то мальчики в нашем обществе растут в женской атмосфере с самого рождения: до садика с нами сидит мама, в Д/саду-нас окружают воспитатели-женщины, в школе- учителя-женщины. Папы или постоянно заняты заработком денег,или у многих- отсутствуют. Как вы знаете, многие семьи сейчас неполны- мамы в одиночку растят сыновей. В этой ситуации учитель-мужчина, тренер спортивной секции, преподаватель музыкальной школы или педагог центра дополнительного образования,- может стать тем «старшим товарищем», который может подсказать молодому, ещё неопытному парню, добрый совет- как поступить в той или иной ситуации, как уберечься от очевидных ошибок, дать позитивный пример поведения. Именно из этих соображений я и пришел работать в Школу. Было к этому моменту мне 35л, успел поработать в разных местах- как видите, это был осознанный выбор взрослого человека. Так сложились обстоятельства, что своих детей у меня нет- «своими» я считаю всех детей нашего города. Я считаю, что мне повезло с учителями- и в школе, и в институте мне довелось учиться ещё у советских Учителей- «советской закалки». Да и Школа, в годы моей учебы, ещё не была так потрёпана бесконечными реформами. Поэтому, мне есть чем поделиться с детьми, есть чему их научить. Довелось мне учиться и в аспирантуре ВНИИПтицеводства ( г.Сергиев Посад)- и я знаю как структурно устроена Наука в нашей стране, как должны проводиться научные исследования. Вот этому я и хочу научить наших детей. Ещё до прихода в Школу на официальную работу, я стал летом заниматься с детьми во дворах, сквере, парке. Выносил им свой микроскоп, препараты, учил работать с микроскопом. https://www.youtube.com/watch?v=hfUdby5Bw7c . Было это летом 2015г. На следующее лето к занятиям с микроскопом, я подключил занятие на блокфлейте- показывал им разные виды имеющихся у меня духовых инструментов- свирель, глиняные свистули, калюку, окарины, блокфлейту, на них объяснял как рождается звук в духовых музыкальных инструментах и от чего зависит его высота. https://www.youtube.com/watch?time_continue=47&v=8Ui6p3xKXAk . Также, стал приобщать детей к филателии- коллекционированию почтовых марок и монет. В 2017г добавил занятие с телескопом и географическую игру «Кругосветное путешествие». Детям очень нравятся эти занятия- особенно летом, когда на каникулах у них много свободного времени и познание происходит не на уроке, а свободной, игровой форме. В такие моменты, когда детям открывается новый Мир- мир невидимых глазу существ, или мир Музыки- я испытываю Счастье! Потому что ещё нескольким ребятам были посеяны семена научных знаний и есть надежда, что они дадут нужные всходы! Однако, ответной реакции от родителей этих детей, я, пока, не получил. Я очень надеялся, что, увидев, с каким интересом дети смотрят микроскоп, телескоп, родители станут покупать им эти полезные приборы, вместо бесполезных айфонов и прочих гаджетов. Но, пока, родители продолжают покупать детям айфоны, планшеты и прочее. Надеюсь, что со временем придет понимание и ситуация исправится. Я, конечно, недоволен ситуацией, которая обстоит с биологическими кружками в настоящее время в стране, области, нашем городе. Этой важной науке сейчас уделяется незаслуженно малое внимание. Но, отчасти,это объясняется объективными причинами- все предметы естестенно-научного цикла требуют больших затрат. Купить тебе микроскопы, телескопы, другие приборы для целого класса- стоит немалых денег. Однако, оснащение кружков робототехники и Лего, стоит не меньших средств. И государство, взявшись за решение этой проблемы, добилось хороших результатов. Значит- это можно сделать и с биологией! Ведь знание биологии, физиологии и анатомии своего организма- это наше здоровье и долголетие! Только- нужна, как говорят, «политическая воля», постоянное внимание государства. Будем надеяться, что внимание Государства, наконец, дойдет и до биологических кружков. 18.03.2020г на базе РУДН проходил вебинар по развитию естественно-научных кружков. Очень интересно было слушать доклад станции юных натуралистов из Астрахани - http://ebc30.ru/ . Они смогли не только сохранить свою материальную базу, но и увеличить её! Конеферма-24 лошади, кинологический кружок- 16 собак, экопарк -2 га, теплицы, гидропонная техника, установка для получения биогаза из навоза, цех по выращиванию грибов- вешенок и многое другое. И,главное- команда единомышленников,увлеченных биологией! Вот в таких условиях можно заниматься биологией! Видимо, им хорошо помогают областные власти. Но я не люблю сидеть сложа руки и «ждать у моря погоды»- значит будем работать в имеющихся условиях: повезло мне в своё время купить 3 микроскопа- значит будем работать с ними- выносить их летом в парки, скверы,дворы. Конечно,ожидая помощи государства. Оглядываясь на пройденный мною путь с 2015г, можно отметить много позитивных успехов- всё-таки многих детей на своих занятиях я познакомил с микробиологией, астрономией. Был создан кружок «Юные натуралисты». Я поддерживаю связь со своей alma-mater, своим институтом, который дал мне Знания и профессию. Самарский Государственный Аграрный Институт - http://www.ssaa.ru/ Каждый год, во время отпуска, я приезжаю туда, общаюсь с преподавателями. А летом 2019г,даже, получилось свозить несколько ребят на экскурсию в анатомический музей, созданный при ветеринарном факультете этого института. https://www.youtube.com/watch?v=yhurZsQ5phs . Если у кого-то из наших ребят возникнет желание поступить туда на обучение, я всегда расскажу им об имеющихся факультетах и профессиях, помогу сделать выбор. Также, летом 2018г я установил связь с областной станцией юных натуралистов- https://unnat1928.ru/ - головное учреждение в нашем регионе по биологическому образованию. Там имеется неплохая учебная база- оранжерея, экзотические животные, кабинет микробиологии и аналитической химии. И, при наличии транспорта, я хотел бы свозить детей туда на экскурсию. В 2017г я освоил прибор Prolog и с тех пор постоянно использую его в своей работе. Был создан учебный курс «Лаборатория юного исследователя» и на этом приборе с ребятами мы наблюдаем за Природой, измеряем факторы погоды. Всё это очень полезно нашим детям, особенно мальчикам, так как умение обращаться с приборами, формирует у них «культуру точных измерений», вооружает их навыками, которые помогут им во взрослой жизни. https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=XoVzCllxQU0 , https://www.youtube.com/watch?v=Y9kkFV3wWXU Многих детей за эти 4г я,также, приобщил к коллекцицонированию почтовых марок и монет, так как считаю это полезным занятием, расширяющим кругозор детей. У дедушек многих детей сохранились альбомы с почтовыми марками, но- лежали без дела. Стоило мне только заострить внимание детей на марках, показать их и рассказать какую информацию на себе несет почтовая Марка, как дети стали один за одним приносить на занятия альбомы, хранившиеся у дедушек и бабушек! Отлично! Коллекционировать марки и монеты можно всю жизнь- начало у ребят положено! https://www.youtube.com/watch?v=Y9kkFV3wWXU заканчивая своё эссе, которое, конечно, же не может вместить все мысли и проблемы нашего времени, хотел бы пожелать детям и их родителям, несмотря ни на какие сложности, продолжать постигать разные науки и заниматься Творчеством! Ведь с этим наша жизнь будет намного полноценнее, веселее и интереснее. В истории нашей страны были и гораздо более сложные периоды, но, наши предшественники и в эти сложные годы продолжали заниматься Наукой, культурой, искусством. Вспомните нашего знаменитого композитора Д.Шостаковича, который в годы тяжелейшей войны написал свою знаменитую симфонию блокадного Ленинграда. Многие врачи в годы войны создали новые лекарства, методы лечения. А ученые- селекционеры Всесоюзного института Растений под руководством Н.И. Вавилова, смогли в голодном блокадном Ленинграде сохранить весь генофонд всех видов растений. И таких примеров можно привести тысячи! А о себе могу сказать одно- как бы не сложилась моя судьба, даже если мне придётся уйти из системы образования, я всё равно буду заниматься с детьми и нести им Знания. В этом я вижу своё призвание, свой гражданский долг. Благо, что летний период позволяет заниматься с детьми и вне стен Школы, а учить детей можно и через систему репетиторских занятий и другие форматы (мастер-классы, праздники двора и т.п.)

1.0x