Навстречу Дню Космонавтики. "Типовой дистанционный
общественный кабинет оборонно-космической подготовки молодёжи".
ИЗ АРХИВА "УЧЕБНОГО КОСМОСА РОССИИ"
............................................................................................
Д М И Т Р И Й Ш А Х О В
В А С И Л И Й Ш А Х О В
ЭССЕ 10-ОЕ. "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ": ПЕЧАЛЬ ЗЕМНАЯ И КОСМИЧЕСКАЯ
.....................................................................................................
...Страстное, пафосно-духоподъёмное, злободневно-актуально-кричащее СЛОВО АЛЕКСАНДРА П Р О Х А Н О В А... Что происходит с окрестностями Бойконура? Что происходит с Человейником? Кто виноват? Да и виноват ли? Что делать?.. Вопросы, вопросы... Проблемы, проблемы... Думы наши, думы...
Формируя "БИБЛИОТЕКУ ЦЕНТРА КОСМИЗМА", просмотрели "оцифровку" двухлетней давности...
...............................................................................................................................
.................................................................................................................................
ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ И ВСЕЛЕННАЯ
К дальним звездам, в небесную роздымьУлетали ракеты не раз.Люди, люди – высокие звезды,Долететь бы мне только до вас… Р А С У ИЛ Г А М З А Т О В. «Высокие звёзды».
Знайте, каким он парнем был -
Тот, кто тропку звёздную открыл.
Пламень был и гром, замер космодром,
И сказал негромко он...
Он сказал - поехали, он взмахнул рукой,
Словно вдоль по Питерской, Питерской, пронёсся над Землёй.
Словно вдоль по Питерской, Питерской, пронёсся над Землёй.
Знайте, каким он парнем был,
Как поля родные он любил.
В той степной дали первый старт с Земли
Был признаньем ей в любви.
Знайте, каким он парнем был,
На руках весь мир его носил.
Сын Земли и звёзд нежен был и прост,
Людям свет как Данко нёс.
Знайте, каким он парнем был,
Как на лёд он с клюшкой выходил.
Как он песни пел, весел был и смел,
Как азартно жить хотел!......................
Знайте, каким он парнем был...
Нет, не был, ведь смерть он победил!
Слышишь дальний гром, видишь - это он
Вновь идёт на космодром.
Говорит - поехали, и живой звездой,
Словно вдоль по Питерской, Питерской, несётся над Землёй.
Словно вдоль по Питерской, Питерской, несётся над Землёй!
……………………………………………………………………………………………..
Модератор Дм. Шахов: Информирую Вас о выполнении поручения, связанного с подготовкой к «оцифровке» альбома портретов «основателей путей», пионеров космических технологий. В дистанционный комплект входят как сами изображения, так и краткие просветительско-энциклопедические аннотации-пояснения к ним:
В.И. Вернадский (1863 – 1945) С.Н. Булгаков (1871 – 1944)
Н.А. Бердяев (1874 - 1948) А.К. Манеев (1882 – 1937)
С.П. Королёв (1907 – 1966) Ю.А. Гагарин (1934 – 1968)
Редактор-составитель: Будем надеяться, что и этот альбом, и другие готовящиеся к дистанционной «оцифровке» окажутся востребованными…
Модератор Дм. Шахов: Готовятся также памятные календари, ПОСВЯЩЕННЫЕ «круглым датам» истории космизма, космосознания…
Редактор-составитель:
2017 – ГОД РУССКОГО КОСМИЗМА... Если бы Минкульт и Минпрос озаботились просветительско-духовными творческими изысканиями культурологов, педагогов, страноведов, регионоведов, краеведов, то можно было (следуя традиции легендарного Всероссийского, Всесоюзного общества «Знание») издать специальный КАЛЕНДАРЬ РУССКОГО КОСМИЗМА НА 2017 ГОД, где энциклопедически солидно, хрестоматийно-классически помянуть добрым словом Циолковского и Фёдорова, Вернадского и Чижевского, Умова и Бугаева, Чебышёва и Менделеева, Флоренского и Булгакова, Тимирязева и Павлова, Сеченова и Мичурина, Королёва и Гагарина, поэтично-информационно «расквартировать» мудрые мысли, афоризмы, заветы, прозрения, утопии Ломоносова и Радищева, Державина и Жуковского, Пушкина и декабристов, Лермонтова и Гоголя, Герцена, Белинского, Огарёва, Писарева, Добролюбова, поэтов-космистов «сгиба эпох» Х1Х-ХХ вв.
С горечью и недоумением обнаруживаем мы, что даже выпускники вузов с «космической специализацией» слухом – не слыхивали имена корифеев мирового, европейского уровня-масштаба, имена русских гениев, приблизившихся к тайнам мироздания («человек есть чаша космических обособленностей»).
Почему бы не издать БИБЛИОТЕЧКУ МИРОВОГО И РУССКОГО КОСМИЗМА? Ведь не потеряли своего просветительского, научно-духовного значения те же художественно-фантастические жанры Циолковского и Одоевского, Сухово-Кобылина и Хлебникова, Андрея Белого,Замятина, Брюсова.
Может быть, «сидельцы» ГосДумы тоже почитают… Может быть, не будут профанировать, когда отроки и отроковицы спросят о тех же классиках русского космизма… НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО – этот духовно-гуманистический принцип имеет прямое отношение и к забытым русским космистам.
Модератор Дм. Шахов: В откликах на опубликованные МТОДУЗ материалы читатели просят поподробнее рассказать о феномене Русского космизма…
Редактор-составитель: РУССКИЙ КОСМИЗМ – это понятие всё чаще, настойчивее «вторгается» в научный, культуролого-цивилизационный, нравственно-духовный обиход общества. Стали появляться серьёзные историко-теоретические исследования.
Все интересующиеся историей науки, теорией и историей русского космизма не должны пройти мимо оригинального исследования ЮРИЯ НОСКОВА («Русский космизм»). Автор монографического труда предупреждает: «Настоящая редакция книги это всего лишь текущая рабочая её версия. В дальнейшем продолжится работа как по обобщению результатов деятельности русских мыслителей и формулированию возможных путей развития отдельных направлений, определенных главами книги, так и изложение собственных авторских наработок».
Автор определяет жанрово-стилевой характер своей работы как т р а к т а т («Настоящий трактат посвящён русскому космизму как самостоятельному целостному философскому направлению»). Он напоминает: в русском народном миропонимании издревле существовали свои сокровенные слова для обозначения всего круга небесных и земных явлений, которые впоследствии были объединены под заимствованным из греческого языка понятием “космос”. Нашими родными синонимами всеобъемлющей категории “космоса” выступают несколько взаимодополняющих понятий – “лад”, “мир” и “свет”.
Именно “лад” (по мысли автора монографии) и есть исконно русское понятие космоса, как единства порядка и любви. Но “лад” в понимании наших предков означал также и “красоту” (отсюда: “ладный” – “красивый”, “милый”, “любимый”). И в музыке “лад” нашёл своё отражение как мера гармонии. А когда нам что-то нравится и мы желаем выразить кому-то уважение, то хлопаем в ладошки. И здесь наш “лад” отметился.
Модератор Дм. Шахов: Работу этого автора нужно непременно «застолбить» в библиографических и источниковедческих картотеках МТОДУЗ…
Редактор-составитель: Ю.Носков углубляет, комментирует свою концепцию: также объёмно и многогранно другое русское слово – “мир”. Это и глобальная арена бытия – окружающий мир. Это и мир как человеческое сообщество (община). А также мир как антипод войны. Не менее интересно применительно к обозначенной теме слово “свет”, - замечает Ю. Носков. - Означает данный омоним не только понятие, противоположное тьме, но также и общество, и что-то хорошее, доброе. Применяется и в значении всего обозримого пространства – весь белый свет. Стоит также отметить, что слово “русский” этимологически означает “светлый”, так что название трактата вполне отражает характерную его направленность как светлого, жизнеутверждающего космизма-лада.
ЭТИЧЕСКИЕ, НРАВСТВЕННО-ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ
КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
«...Наших предков сильно беспокоила тайна мироздания. Они перепробовали почти все двери, ведущие к ней, и оставили нам много прекраснейших ключей и отмычек, которые мы бережно храним в музеях нашей словесной памяти. Разбираясь в узорах нашей мифологической эпики, мы находим целый ряд указаний на то, что человек есть ни больше ни меньше, как чаша космических обособленностей».
Сергей Е С Е Н И Н. «КЛЮЧИ МАРИИ».
………………………………………………………………………………………………………………………
Редактор-составитель: Автор «Русского космизма» замечает: используя понятие “русский космизм”, необходимо определиться и с тем, что есть и ещё какие-то другие космизмы. В мире имеется ряд глобальных регионов, которые не только имеют свои характерные климатические и ландшафтные особенности, но и породили согласованные с ними культуры, способы хозяйствования и общежития людей. Такие территориально-культурные ареалы называются цивилизациями. Они, с одной стороны, являются как бы проекциями единого космоса на землю, а, с другой стороны, в них сформировалось собственное видение и понимание самого космоса. Россия также входит в один из таких ареалов, занимая большую его часть. Поэтому русский космизм, в отличие от противоположного ему по подходам безродного (культурно обезличенного, искусственного) космополитизма, это максимально широкий взгляд на мир, но взгляд этот через призму вековых традиций и особенностей мировосприятия русского народа. При этом нужно конечно понимать, что подходы, методы и результаты, изложенные здесь, могут быть применимы и к другим культурно-мировоззренческим пространствам с учётом их особенностей и традиций, то есть для них также может существовать свой светлый космизм со своими основоположниками, достижениями и перспективами, но в их системе координат смыслов и понятий.
Важные линии концепции Юрия Носкова: Русский космизм как философское, мировоззренческое, прикладное явление с момента своего возникновения в оформленном виде стал одним из знаковых явлений русской мысли и культуры, которое по праву можно считать визитной карточкой нашего народа на мировой арене смыслов и достижений. Однако, проявив себя на самом высоком метафизическом уровне, он так и не оформился пока в полноценное признанное философское направление. И этому есть причины. Во-первых, имея мощнейшие составные части, блестящие практические результаты, космизм до сих пор не сформировал собственного системного начала, которое бы с одной стороны скрепляло в единое целое имеющиеся уже элементы, отличало его от других филосовских направлений и имело мощный потенциал для развития. Во-вторых, в нём отсутствует на сегодня необходимые для полноценного мировоззрения составные части, отвечающие на важнейшие вопросы – где те основы, то ядро, тот зародыш вокруг которого выстраивается общая картина бытия, что есть сам человек, что есть человеческое общество и каково его желаемое устройство, необходимы и маршрутные ориентиры для организации практической экономической деятельности людей. «На все эти вопросы и попытаемся ответить здесь в рамках родной системы координат, опираясь на опыт предшественников», - замечает Ю. Носков.
…………………………………………………………………………………………..
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел.
М. Ю. Л Е Р М О Н Т О В.
……………………………………………………………………………………………………………………
Отметим, что книга Ю. Носкова содержит пять разделов с единой концептуальной основой – отдельные люди (соционика), объединенные социальными отношениями (ладомир), живут и работают (экономика) на родной земле (почвеничество) под безбрежным небом (космизм).
В разделе, посвященном космизму как мировоззрению, рассматривается история его возникновения, вклад отдельных представителей. Формулируется принцип многомерности как стратегический путь дальнейшего совершенствования методологии космизма. Развитие логики, диалектики и материализма есть та цель, что здесь преследуется.
Модератор Дм. Шахов: Чем ещё может быть полезно анализируемое Вами исследование?
Редактор-составитель: Вторая глава: ещё одно направление русской мысли и культуры – русское почвеничество, соединяющее патриотизм с любовью к родной природе, с бережным отношением к народной традиции и непростой истории народа.
Глава3-я: проблемы «применения» русского космизма в социальной области. Автором формулируется общее представление об устойчивой социальной системе в виде динамической галактики в противовес широко используемой системе пирамиды, как технологии статично-подавляющего типа, излагаются практические методы социального макроуправления человеческими методами.
Концептуально интересна глава 4-я: соционика космизма, где вводится понятие объёмной психологии, многополюсной бинарной системы психологических координат, на основе которой излагаются практические бинаринки. Тут же отражены (хотя и пунктирно) некоторые философские аспекты искусственного интеллекта.
Весомая информация к размышлению – в главе 5-ой: она посвящена политэкономии русского космизма, основой которой являются идеи экологического баланса деятельности человека, а также принципы разумного баланса необходимости и достаточности экономической деятельности. Здесь вводится сбалансированная система однозначных экономических понятий. Общая же теория денег может и должна стать методологической основой, позволяющей сделать экономику точной наукой.
Ю. Носков предупреждает читателя: настоящая редакция книги - всего лишь текущая рабочая её версия. В дальнейшем предполагается работа как по обобщению результатов деятельности русских мыслителей и формулированию возможных путей развития отдельных направлений, определенных главами книги, так и изложение собственных авторских наработок.
………………………………………………………………………………………..
«Хвала Человеку». Валерий Брюсов.
Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
Будь прославлен, Человек!
По глухим тропам столетий
Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети.
Торжествуешь над врагом!
Камни, ветер, воду, пламя
Ты смирил своей уздой,
Взвил ликующее знамя
Прямо в купол голубой.
Вечно властен, вечно молод,
В странах Сумрака и Льда,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города.
Сквозь пустыню и над бездной
Ты провел свои пути,
Чтоб нервущейся, железной
Нитью землю оплести.
В древних, вольных Океанах,
Где играли лишь киты,
На стальных левиафанах
Пробежал державно ты.
Змея, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно,
Неустанный зверолов.
И шипя под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.
Царь несытый и упрямый
Четырех подлунных царств,
Не стыдясь, ты роешь ямы,
Множишь тысячи коварств,-
Но, отважный, со стихией
После бьешься, с грудью грудь,
Чтоб еще над новой выей
Петлю рабства захлестнуть.
Верю, дерзкий! Ты поставишь
Над землей ряды ветрил,
Ты своей рукой направишь
Бег в пространстве, меж светил,-
И насельники вселенной,
Те, чей путь ты пересек,
Повторят привет священный:
Будь прославлен, Человек!
………………………………………………………………………………
Редактор-0составитель: Раздел монографии: «ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА . КОСМИЗМ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Автор в экспозиции обращается к С.П. Королёву (« То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра - свершением. Нет преград человеческой мысли!»). Автор констатирует, что русский космизм возник как мировоззрение, методология и практика в первую очередь в области научного осмысления и преобразования окружающего человека мира с максимально широким его охватом как в пространстве, так и во времени. Поэтому автор предполагает сосредоточиться на базовых концептуальных принципах и общей методологии русского космизма, обеспечивая преемственность сформулированных основоположниками подходов. Классики заложили стратегические мировоззренческие основы, согласно которым Земля и человек на ней существуют не сами по себе, изолированно от Вселенной, что имеется непосредственная связь с ближним и дальним космосом. Планета Земля подвержена ныне непознанным влияниям космических объектов и представляет собой этап развития материи, общий для всего мироздания.
Логично обращение к авторитету одного из основоположников русского космизма Н.Ф. Фёдорова («… через нас, через разумные существа, природа достигает самосознания и самоуправления...»). Обобщая и систематизируя идеи и практические дела представителей «фёдоровского» направления общественной мысли, автор монографии формулирует ряд базовых принципов, отличающих в целом русский космизм как мировоззрение и метод. 1. Это монизм, то есть весь окружающий человека мир и он сам, как его часть, и все явления в нём это суть единое мировоззренческое пространство. 2. Стремление рассматривать окружающий мир и человека в нём как некоторую стройную систему, имеющую смысл и значение. 3. Это проектизм, то есть активное участие человека в изменении окружающей действительности. 4. Космизм как философский метод требует от последователей широкого кругозора. Данное русское слово очень точно передает смысл принципа целостности и сбалансированности восприятия явлений, в отличие от подхода фрагментации и специализации на узких направлениях. И, в-пятых, восприятие себя как неотъемлемой части единого мира, приводит к пониманию ответственности человека, его вовлечённости в общемировые процессы как природные, так и социальные. Окружающий мир как часть и продолжение самого человека.
Раздел « ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО КОСМИЗМА». «Всё началось с Михаила Васильевича Ломоносова, - убеждённо констатирует автор монографии.- Он стал как бы посланцем легендарной Гипербореи с её сполохами северного сияния, путеводным Колом (Полярной звездой) и Лосем (Большой Медведицей), отсчитывающим время. Это он открыл бездну полную звезд русского мира, создав форму печатного слова, годного для большой литературы и высокой философии. Михаилу Васильевичу было присуще и одно из важнейших свойств русского космизма - здравомыслие и максимальная широта научных интересов».
После М.В. Ломоносова («В с ё н а ч а л о с ь с Ломоносова…») автор сразу же переходит к веку девятнадцатому, констатируя: само появление понятия русского космизма связывают с именем Николая Фёдоровича Фёдорова (1828 - 1903). Именно ему как философу в нашей культуре удалось преодолеть религиозный дуализм, заменив бога на космос. Он также отводил человеку активная роль в преображении окружающей действительности на научной основе. Всё это заложило одну из базовых основ русского космизма - монизм. Именно Фёдоров впервые заявил о том, что перед людьми лежит путь к освоению всего космического пространства как стратегического пути развития человечества. Он обращает внимание, что только такая безбрежная область способна привлечь к себе всю духовную энергию, все силы человечества, которые растрачиваются на взаимные трения или расходуются по пустякам.
Автор монографии полагает, что Фёдоров «не создал полного целостного учения, но он нащупал и указал возможный стратегический путь»;. Новаторскую эстафету же у Фёдорова подхватили другие. В частности, Александр Леонидович Чижевский, которого называли русским Леонардо, подобно Копернику, «разрушил геоцентризм в его последнем укрытии - науках о человеке и жизни». Своеобразный мыслитель, обьединивший историю с астрономией, основоположник космической биологии и медицины, аэроионологии, талантливый изобретатель - все это Чижевский. Он сформировал образ поверхности нашей планеты как крыницу, в которую, как в зеркало, упирается Солнце своим лучезарным оком. И любое изменение его настроения немедленно отражается в тонкой пленке биосферы Земли. «Суть его (Чижевского – В.Ш.) взглядов спресована в образном названии его главного труда - "Земля в объятиях Солнца", - отмечает автор монографии.
От Фёдорова и Чижевского – к следующему этапу русского космизма. Философ, революционер, экономист, социолог, писатель, врач Александр Александрович Богданов (1873 - 1928) обогатил русский космизм методами и подходами космических по охвату масштабов. Создатель всеобщей организационной науки - тектологии, он стал по сути основоположником как кибернетики, так и общей теории систем. Данной работе предшествовало создание собственной философской системы "Эмпириомонизм", довольно известной работы "Краткий курс экономической науки"; он же - основоположник первого в мире института переливания крови, участник выработки культурной политики в сложнейший период истории нашей страны с предложениями использовать для эталонов искусства "простоту, ясность, чистоту форм" русских классиков XIX века. Богданов в конце жизненного пути пришёл к отрицанию традиционного понимания философии ( приступив к созданию «философии деяния», основанной на понимании истины как результата коллективного опыта и творческого изменения бытия).
Этапным моментом истории науки русского космизма стала деятельность Владимира Ивановича Вернадского. Основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, автор трудов по философии естествознания, науковедению, создатель учения о биосфере и её эволюции, о мощном воздействии на окружающую среду человека и преобразование современной биосферы в ноосферу (сферу разума). Если глобальный космический взгляд Чижевского исходит от Солнца (констатирует Ю. Носков), то Вернадский глобально смотрит от Земли, рассматривает «живую мыслящую материю планеты как космическое явление». Серьёзная тревога за окружающую человека среду, настоятельная потребность в правильном экологическом сознании - неотъемлемое следствие его работ.
Русский космизм «сгиба эпох» Х1Х – ХХ столетий… Практическая реализация, конкретно-технологическое воплощение идей русского космизма началось с работ Константина Эдуардовича Циолковского, теоретика и изобретателя в области аэро- и ракетодинамики, основоположника современной космонавтики. Уроженец Рязанщины впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональный путь развития космонавтики и ракетостроения, нашёл ряд важных инженерных решений конструкции ракет. Гений Циолковского (констатирует автор монографии) не ограничился вопросами практической инженерной мысли, своей работой "Монизм Вселенной" он заложил один из теоретических краеугольных камней в философию русского космизма.
Модератор Дм. Шахов: Этот материал можно поместить в сборник для «оцифровки» в помощь школьникам, курсантам, студентам, соискателям…
Редактор-составитель: «Эстафету подхватил» Сергей Павлович Королёв. Выдающийся организатор, крупный инженер и ученый, человек с обширным горизонтом знаний, смелый, решительный, дерзновенный, способный брать ответственность на себя; и вместе с тем трезво оценивающий трудности, умеющий выбрать главные направления и сочетать их с долговременной перспективой. Под его руководством (напоминает автор монографии) созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли и Солнца, космические корабли. Впервые в истории человечества 4 октября 1957 года материальное тело, направленное в космос гением русской инженерной мысли, не упало обратно. Вершиной же научного, инженерного, организаторского творчества Генерального конструктора С.П. Королёва, навечно вошедшей в историю человечества, стала практическая реализация давней мечты людей - полет человека в космос.
…Русский парень с широкой открытой улыбкой - Юрий Алексеевич Гагарин… 12 апреля 1961 года своей фразой "Поехали!" он открыл новую Космическую эру человечества, первым увидел нашу родную планету со стороны. Гагарин «не только с честью выдержал максимальные нагрузки периода подготовки, самого полёта, но и перегрузки последующей обрушившейся славы».
…………………………………………………………………………………………
«Физики» и «лирики»… В том же РУССКОМ КОСМИЗМЕ разграничиваются три направления.Чтобы ввести читателя в контекст дискуссионного размышления, процитирую экспозиционный фрагмент своего первого эссе («2017 год – год русского космизма»):
2017 год - год нескольких юбилейных дат, связанных с мировым космизмом, а также русским космизмом. Фактически 2017-ый можно назвать ГОДОМ РУССКОГО КОСМИЗМА. Этому и будет посвящен цикл научно-просветительских, цивилизационно-культурологических эссе.
Русский космизм как научный, философский, религиозный и культурный феномен сложился в основных, ведущих своих чертах во второй половине XIX века; как термин (дефиниция, понятие) закрепился в научном и культурологическом только в 60-е годы ХХ века. В русском космизме принято выделять три основных течения: естественнонаучное, религиозно-философское и литературно-художественное.
В естественно-научной форме идеи космизма выдвигались и развивались В.И. Вернадским, К. Э. Циолковским, А. Л. Чижевским. В исследованиях этих учёных разрабатывалась, конкретизировалась новая картина Мироздания.
Религиозно-философское течение - это прежде всего «Философия общего дела» Н. Ф. Фёдорова и концепция Всеединства В. С. Соловьёва, С. Н. Булгакова, Л. П. Карсавина.
Литературно-художественное направление отражало, воссоздавало, «вочеловечивало» связи между истиной и смыслом человеческого существования; это не только те писатели, которых принято считать «классическими» космистами – В. Ф. Одоевский, В. А. Левшин, Н. К. Рерих, но и литераторы, в творчестве которых космизм проявляется опосредованно, через совокупность, синтез творческих приёмов. Это символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. Белый; это также В. Хлебников, А. П. Платонов, Н. А. Заболоцкий, Н. А. Клюев, В. В. Маяковский, М. М. Пришвин…



Александр
6 декабря 2017 в 14:32Оценить комментарий:Перемог
Перемог Шахову привет! Василь Васильевич,когда я начал задумываться о космологии КОММУНИЗМА,как и религии,то именно лермонтовское "Выхожу один я на дорогу..." меня больше всего и привлекло. Послушайте,что у меня получилось.
Выхожу один я в Бесконечность,
Святый дух окрест меня царит,
Предо мной Бессмертие и Вечность,
И Исус со мною говорит.
Здесь у меня вся христианская Троица. Где Иисус олицетворяет материальный мир=Бытие. Бесконечность - пространство Вселенной=Проматерь Бытия. А Святый Дух - Проотца Бытия. А идею БЕССМЕРТИЯ я попытался раскрыть уже с помощью Пушкина.
Я вовсе не умру,душа в заветной вере,
В коммуне-вере,преодолеет смерть.
И жить останусь я по полной мере,
Сменив скотдвор на Бога круговерть.
Конечно,я рифмовал под идею. Но почему здесь ко мне пришли ИМЕННО Пушкин и Лермонтов,ума не приложу. Не потому же,что - "Глупец,хотел уверить нас,что Бог гласит его устами" (из лерм. "Пророка"). Но дерзость никому не заказана. Этим и утешается маленький человек.
Евгений
6 декабря 2017 в 14:53Оценить комментарий:Волобуев
Все нормально, Александр. Пушкин, Лермонтов и все наши пращуры всей своей мощью стараются направить нас, своих потомков. Потому что мы - это и они. А наше дело соответствовать им и приумножать постигнутое и достигнутое ими.
Как это делает Василий Васильевич.
Александр
7 декабря 2017 в 07:34Оценить комментарий:Перемог
Потому что мы - это и они.
+++
Дорогой Евгений,Ты даже не представляешь (извини,но мы иногда не ведаем,что говорим,да и со стороны виднее),так вот,ты даже не представляешь,какой глубинный и раздольный смысл несёт выделенная мною Твоя мысль.
Хотел её расширить до : "потому что мы - это они",потом понял,что этого делать нельзя. Потому что Твой союз "И" несёт НАСЛЕДСТВЕННОЕ содержание. Следовательно,мы - это они с новым приобретением. Ничего,кроме благ! По "фглонисту" как?
Дмитрий
6 декабря 2017 в 16:29Оценить комментарий:Ничипурович
Время от времени здесь, на «Завтра», пишут пространные статьи о русских космистах. Называют всех - начиная от Федорова и кончая Чижевским и Вернадским, но… Но стойко игнорируя Рериха, вернее - Рерихов, равно как и Е.П. Блаватскую И в этой - то же самое: Ломоносов - Федоров - Чижевский - Богданов - Вернадский - Циолковский. А где Рерихи? И где Блаватская? Причем, речь не столько даже о самом Н.К. Рерихе (хотя и о нем тоже), сколько о Е.И. Рерих - его супруге (ибо именно она записала и затем собрала из этих Записей все книги Живой Этики)
Или Елена Рерих - не философ-космист? Или она - родственница Кутузова и Бородина - не русская? Или не на русском языке создана Живая Этика? Или, в первую очередь, она создана не для России? То же самое можно спросить и в связи с другой великой русской Еленой - Блаватской: или «Тайная Доктрина» - Космогенезис и Антропогенезис - это не космизм?
При всем уважении к Федорову, Чижевскому или Вернадскому и другим, все же не им принадлежит высшее слово в русском космизме, а именно этим двум Еленам. С космопространственным размахом и глубиной философии Живой Этики и Теософии не сравнятся идеи ни одного из той плеяды русских мыслителей-космистов, в списке которых упорно не хотят видеть их имена
И как тут не вспомнить знаменитую басню Крылова о кунсткамере:
_- А видел ли слона?
_- Слона? Слона-то я и не приметил.
Однако, существует сборник научных докладов «Проблемы русского космизма», изданный МЦР (Международным Центром Рерихов), где имя Е.И.Рерих занимает подобающее ему почетное место.
Хотя… Надо быть справедливым - в конце этой статьи все же есть упоминание фамилии Рерих. Правда, речь идет не о Е.И., а о Н.К. Рерихе (что, впрочем, не принципиально). Однако, Н.К. Рерих причислен к «литературно-художественному направлению», конкретно - к писателям! Что за курьез? Да, Н.К. Рерих писал и художественные вещи - стихи и сказки, но разве это в нем главное? Не в них его космизм, а в Живой Этике, к созданию которой и он приложил руку. И еще - в картинах его, которые, по сути, являются художественно-живописным выражением идей духокосмизма этого Учения
Александр
7 декабря 2017 в 07:50Оценить комментарий:Перемог
Дорогой Дмитрий! Нахожу Твоё замечание уместным и доброжелательным. Восток более космичен,чем Запад. Но мы же "скифы и азиаты" (Блок). Поэтому к руссам космизм пришёл,наверное,с Востока через Запад.
Только в этом я вижу причину той "несправедливости",о которой Ты говоришь. Лично я более восточен,чем западен. Чувствую Рерихов и Блаватскую,как себя. И именно у Блаватской я впервые услышал о Боге,как о ПЕРВОПРИЧИНЕ. Против чего официальная Церковь.
Принял сходу и только много лет спустя лингвистически докопался,почему именно Первопричина. Потому что корнем слова БОГ является старославянский,ПРИЧИННЫЙ СОЮЗ "БО". Отсюда и "спасибо" = СПАСИ БОг. Чем и ценен сайт,что здесь мы помогаем друг другу в нами незнаемом. Или знаемом,но не так,как это следует. Менее полно. С уважением!
Василий
6 декабря 2017 в 19:56Шахов
Александр
Перемог
Сегодня в 14:32 Оценить комментарий:
Перемог Шахову привет! Василь Васильевич,когда я начал задумываться о космологии КОММУНИЗМА,как и религии,то именно лермонтовское "Выхожу один я на дорогу..." меня больше всего и привлекло...
...Рад приветствовать Вас, посоветоваться, поговорить с Вами...
Василий
6 декабря 2017 в 19:58Шахов
Александр
Перемог
Послушайте,что у меня получилось.
Выхожу один я в Бесконечность,
Святый дух окрест меня царит,
Предо мной Бессмертие и Вечность,
И Исус со мною говорит.
...Весомые акценты...
Василий
6 декабря 2017 в 20:02Шахов
Александр
Перемог
Здесь у меня вся христианская Троица. Где Иисус олицетворяет материальный мир=Бытие. Бесконечность - пространство Вселенной=Проматерь Бытия. А Святый Дух - Проотца Бытия. А идею БЕССМЕРТИЯ я попытался раскрыть уже с помощью Пушкина.
Я вовсе не умру,душа в заветной вере,
В коммуне-вере,преодолеет смерть.
И жить останусь я по полной мере,
Сменив скотдвор на Бога круговерть.
...Духовность религиозная... Духовность светская... Просветительские аспекты и акцентировка феномена духовного психологизма и логизма...
Василий
6 декабря 2017 в 20:05Шахов
Александр
Перемог
Конечно,я рифмовал под идею. Но почему здесь ко мне пришли ИМЕННО Пушкин и Лермонтов,ума не приложу. Не потому же,что - "Глупец,хотел уверить нас,что Бог гласит его устами" (из лерм. "Пророка"). Но дерзость никому не заказана. Этим и утешается маленький человек.
...Человек есть мера всех вещей...
Василий
6 декабря 2017 в 20:07Шахов
Евгений
Волобуев
Сегодня в 14:53 Оценить комментарий:
Все нормально, Александр. Пушкин, Лермонтов и все наши пращуры всей своей мощью стараются направить нас, своих потомков...
...Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу...
Василий
6 декабря 2017 в 20:15Шахов
Евгений
Волобуев
...нас, своих потомков. Потому что мы - это и они. А наше дело соответствовать им и приумножать постигнутое и достигнутое ими.
Как это делает Василий Васильевич.
...Наша общая задача... ОБЩАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЗАДАЧА... И современники, и тени в тиши беседуют со мной. Сильнее стало ощущенье шагов Истории самой...
Евгений
7 декабря 2017 в 01:50Оценить комментарий:Волобуев
Да! Опираясь на мощь предков, понять, что с нами происходит. И вырваться, с этой, пополненной нами, мощью предков, к звездам!
Александр
7 декабря 2017 в 07:58Оценить комментарий:Перемог
И современники, и тени в тиши беседуют со мной.
+++
Василь Васильевич,такие слова надо бы брать в ковычки. С указанием автора. Если автор - Вы,то я - Ваш соавтор. Настолько близко они ложатся на моё=не моё ощущение
Бытия. Порой кажется.что ТЕНИ предков ближе и реальнее наших СОВРЕМЕННИКОВ. Исключения не в счёт.
Василий
6 декабря 2017 в 20:23Шахов
...
Дмитрий
Ничипурович
Сегодня в 16:29 Оценить комментарий:
Время от времени здесь, на «Завтра», пишут пространные статьи о русских космистах. Называют всех - начиная от Федорова и кончая Чижевским и Вернадским, но… Но стойко игнорируя Рериха, вернее - Рерихов, равно как и Е.П. Блаватскую И в этой - то же самое: Ломоносов - Федоров - Чижевский - Богданов - Вернадский - Циолковский. А где Рерихи? И где Блаватская? Причем, речь не столько даже о самом Н.К. Рерихе (хотя и о нем тоже), сколько о Е.И. Рерих - его супруге (ибо именно она записала и затем собрала из этих Записей все книги Живой Этики)
...Дорогой Дмитрий! Всегда радуюсь, получая "сердитые послания" от читателей... С интересом читаю Ваши комментарии... Правда, Ваша запальчивость... Пространные статьи... (Это там, где нужны МОНОГРАФИИ)... НАЗЫВАЮТ ВСЕХ... Так ли? Вникали ли в с у т ь проблемы?
Василий
6 декабря 2017 в 20:27Шахов
...
Дмитрию
Ничипуровичу
...К сожалению, в феномене РУССКОГО КОСМИЗМА - повальное ПЕЩЕРНОЕ НЕВЕЖЕСТВО... Спросите у многих академиков, профессоров, доцентов, преподавателей всех уровней о Фёдорове-космисте, Чижевском-космисте, Бугаеве, Умове, А. Белом, Хлебникове, АКАДЕМИКЕ ПАВЛОВЕ-КОСМИСТЕ...
?
Василий
6 декабря 2017 в 20:29Шахов
...
Дмитрию
Ничипуровичу
... Всё то же пещерное невежество, амбициозный лжеатеизм, вульгарный социологизм, когда "всплывают" имена Рерихов...
Василий
6 декабря 2017 в 20:33Шахов
...
Кстати несколько месяцев назад на десяток моих публикаций откликалась , кажется из Сибири, одна пассионарка... Она в комментариях цитировала дюжины три глубочайших афористизмов Рерихов... К сожалению, больше ничего не слышно о ней...
Василий
6 декабря 2017 в 20:35Шахов
...
Кстати, не напишете ли просветительское эссе "РУССКИЙ КОСМИЗМ И ЖИВАЯ ЭТИКА РЕРИХОВ"? Для "УЧЕБНОГО КОСМОСА РОССИИ", "УЧЕБНОЙ КНИГИ РОССИИ"...
Лев
6 декабря 2017 в 21:24Оценить комментарий:Козленко
Здорово!!!
Захватывает дух!!!
Василий
6 декабря 2017 в 22:30Шахов
...Вклад в Мировую Духовно-художественную культуру... Мироздание... Восток, Запад, Юг, Север... Океанские глубины... Межзвёздные высоты... Трезвость Рацио, романтизм Интуицио... Молодёжи - не только Зрелища и Бесилища...
Дмитрий
7 декабря 2017 в 18:19Оценить комментарий:Ничипурович
Александру Перемогу:
«Лично я более восточен, чем западен. Чувствую Рерихов и Блаватскую, как себя». Рад это слышать от Вас. Действительно, все пришло с Востока. Конкретно - из Шамбалы (которая физически находится на Востоке, в Гималаях). Не Боженька на облачке, а великая Шамбала - вот, прежде всего, реальность. «Придется встретиться с людьми, которые будут смеяться при каждом непонятном для них слове, - Сказано в книге Учения «Община», - Их воспринимательный аппарат покрыт мозолями невежества. Например, если им сказать: «Шамбала», они примут это реальное понятие за фетиш суеверия». При этом, добавлю, многочисленные фетиши суеверия, то бишь «христианские» догматы, они принимают на реальные понятия. Это я к тому, что не стоит обращать серьезного внимания на то, что там говорит «официальная церковь» - против она или за. Это ровным счетом ничего не значит. Эти люди давно утеряли след Истины.
Дмитрий
7 декабря 2017 в 19:07Оценить комментарий:Ничипурович
Василию Шахову:
Уважаемый Василий Васильевич.
Боюсь, что не смогу принять Ваше предложение написать эссе, посвященное космизму Живой Этики. Это серьезная работа, и у меня сейчас нет условий, чтобы ее достойно исполнить. Однако, как я уже упоминал, существует сборник «Проблемы русского космизма», изданный в Москве Международным Центром Рерихов (по итогам соответствующей науной конференции) в 2016 году, и по нему вполне можно составить такое эссе
Живая Этика есть высочайший духокосмизм. И хотя многие тексты основных книг (тех, что записаны и отредактированы Е.И. Рерих) сегодня не всегда и не полностью понятны (ибо предназначены для понимания человечеством в отдаленном Будущем), тем не менее, существуют еще и Комментарии к Учению в виде серии книг под общим названием «Грани Агни Йоги», записаные по каналу яснослышания Б.Н. Абрамовым - близким духовным учеником Рерихов. И, в отличие от таких книг Учения, как, например,«Беспредельность» или «Мир Огненный», эти Комментарии вполне доступны для восприятия и понимания каждого современного в меру развитого культурного человека, ибо язык их максимально приближен к нашему сегодняшнему общепринятому культурному языку. Также существуют такие «Введения в Живую Этику» как трехтомник «Основы миропонимания Новой Эпохи» А.И.Клизовского и «Космические легенды Востока» С.В.Стульгинского, где квинтэссенция нового Откровения изложена, не теряя в глубине, очень последовательно и понятно. Вот об этих книгах, я считаю, нужно также поместить Вам статью (или эссе) в Вашем «Учебном Космосе России» в разделе о русских космистах.
С уважением.
Дмитрий
7 декабря 2017 в 19:20Оценить комментарий:Ничипурович
И еще хочу добавить по поводу " глубочайших афористизмов Рерихов" - не далее, как позавчера, я опубликовал здесь статью "Путь Будущего лежит в воскресении Духа" (которую, похоже, никто не заметил), всю состоящую из такого рода актуальных афористизмов Е.И. Рерих - так что, добро пожаловать на мой блог.