Каждый знает:
Буква Я –
Самая хвастливая.
Вместо предисловия
С тех пор, как в Древней Руси (IX–XIII вв.) появилась азбука, песни Бояна, «Золотое слово русской литературы» о походе Игоревом и плачах Ярославны, утекло немало воды. Поначалу она называлась глаголицей. И лишь с 863 года азбука стала называться кириллицей, по имени одного из братьев, создателей письменности Кирилла и Мефодия. Но до сих пор мы так и продолжаем глаголить, бишь, говорить кириллицей, состоящей ныне из 33 букв.
У каждой буквы в азбуке есть свое место, что называется, своя квартирка. Первой в ней стоит буква «А» и последней – «Я». Тем не менее, все они равноправны, и ни без одной из них нельзя ничего составить или написать. Но однажды не на шутку взбунтовалась буква Я. Вот, как это случилось со слов поэта Бориса Заходера:
- Я, - Сказала буква Я, - главная-заглавная! Я хочу, чтобы повсюду впереди стояла Я! Не хочу стоять в ряду. Быть желаю на виду!
Тут вся азбука пришла в страшное волнение. Говорят ей: - Встань на место! Отвечает: - Не пойду! Я ведь вам не просто буква, Я - местоимение. Вы в сравнении со мною - Недоразумение! Недоразумение - не более, не менее!
Но спор о том, кто главней, закончился, к счастью, миром, и эгоистичная буква Я сдалась, наконец, и созналась: - Я, ребята, виновата! Признаю Вину свою! Я согласна встать, ребята, даже сзади буквы Ю!
* * *
Признаюсь, мне хотелось, чтобы недавний спор с продуктивным писателем, касающийся повторов и частого употребления обозначающей местоимение эеоистичной буквы «Я» в отрывках из одного его произведения закончился бы примирением. Но не тут-то было. Оскорбленный замечанием, он тут же ответил множеством комментариев и, не успокоившись до конца, разместил против меня в один день друг за другом на обозрение и обсуждение читателей две обличительных публикации.
В первой, разгневанно представил меня в картинке-иллюстрации чучелом огородным, назвав «профессионалом, собаку съевшим под кумыс в редакторском деле», и в свое оправдание привел примеры употребления местоимения «Я» из «Робинзона Крузо» Д.Дефо и из «Капитанской дочки» А.Пушкина. Вдобавок, назвал неудачниками и завистниками тех, кто меня поддержал в отзывах, и обвинил в использовании недостойных методов, бишь критики, для того, чтобы якобы доказать его писательскую несостоятельность. А также высказал сомнение в моих человеческих качествах.
Во втором критическом опусе использовал отрицательный комментарий своего поддержателя под заголовком «Пост-шедевр…», в котором люди мой профессии, редакторы, названы словом на букву «С», обозначающим собаку женского рода, с…ку. В качестве иллюстрации к своему опусу поставил мерзкую картинку, на которой спортивно одетый молодой мужчина, с сигаретой во рту, пинает ногой, обутой в массивные, тяжелые кроссовки, испуганно взлетевшего и роняющего перья общипанного петушка. Вдобавок во всех постах обзывает меня и моих друзей-сторонников лгунами.
Тут уж и моему терпению пришел конец. Хотя картинка-чучело вызвала у меня всего лишь улыбку, ибо она доказывала бессильную злобу впавшего в детство солидного возраста оппонента. Да и многие его аргументы показались смешными и неубедительными. Например, назвав меня «профессионалом, собаку съевшим под кумыс в редакторском деле», он хотел подчеркнуть мою несостоятельную провинциальность.
Раньше у нас была большая страна СССР, в которую входили многие республики, национальности и народности. Ехали специалисты из центральной части осваивать Сибирь, Дальний Восток, Северное Заполярье, поднимать окраины. Мне до перестройки довелось жить в Средней Азии, но не в Казахстане и Киргизии, где национальным напитком является кумыс, а в одной из крайних южных республик Таджикистане, где главный национальный напиток - зеленый чай. Так, что и тут вышла промашка. Под кумыс мне ничего не приходилось редактировать. А плов кушали и зеленый чай пили немало.
Жаль, конечно, что мне не дозволено все высказать в комментариях из-за удаления в блоге коасноречивого писателя. Они бы узнали тогда, что я думаю и как отношусь к подобным «Шедеврам». Явно оба были не в адеквате. Один находился под стрессом, а другой, скорее всего под градусами и влиянием «зеленого змия», иначе не стал бы в открытую материться и обзываться «суками».
- Бедны, бедные, - думалось мне и зачем выливать столько злобы, когда можно культурно призвать к совести, если кто-то не прав. Ведь истинный писатель должен быть великодушным и не разменивать себя на мелкие разборки и дрязги. Но он как жалкий трус боится прямого разговора и проигрыша на своей территории, поэтому банит неудобных для себя оппонентов и выставляет скандальные опусы на всеобщее обозрение, да еще больнее пытается уколоть и оскорбить ненавистного оппонента.
Что касается приведенных им примеров из Д.Дефо и А.Пушкина, то кто сказал, что у знаменитых нет недостатков и недочетов? Как утверждал еще великий древний философ Гераклит, "всё течет, всё меняется". Текст Дефо приведен в переводе, который может быть далек от стиля самого писателя, а с пушкинских времен литература также претерпела адаптацию. Исчезли Ять, Ерь, разные отличительные приставки и много чего еще. Надо бы нашему писателю почитать произведения А.Проханова. Вот, за что я люблю Александра Андреевича? А за то, что он не злоупотребляет личным местоимением "Я", обращается к нему и вводит в текст редко, избегает частых повторов.
Повторы и частое употребление местоимений не возбраняются и характерны для сказок и в целом для детской литературы. В остальной художественной литературе желательно их избегать.
Однако ради объективности следует сказать, что в последнем своем сочинении на сайте под названием «Жизнь втроем, включая Домового», посвященного «4-лапому Жорке, поклоннику старых дубов и спутнику певца природы Михаилу Морозу» автор и мой очернитель проявил любовь к братьям нашим меньшим и даже избавился от лишнего употребления эгоистичного «Я». Здесь это местоимение не бросается в глаза и всегда к месту. Значит, можно избежать его излишних повторов в тексте, ненужных «яоз» и «якалок».
Намеренно в данной публикации не называю имени своего обидчика, дабы хоть сколько-то примириться, не накликать еще больший гнев и поберечь его нервные струны.
Прошу простить и призываю в споре к деликатности и уважению своих оппонентов, а также к соблюдению хотя бы элементарной этики в ведении дискуссии.