Авторский блог Константин Кант 00:12 11 августа 2024

Эсхатологические аллюзии фильма «Водный мир»

о крушении американского Вавилона, поиске Земли Обетованной и библейском понимании сторон света

Мы с вами дожили до такого времени, когда некоторые фильмы, спустя годы, а иногда и спустя десятилетия, становятся опять интересны зрителю, так как содержат определённые прогнозы, понять которые можно только через определённый срок после выхода фильма.

Например, многие совершенно не понимали, о чём «Кин-дза-дза» , и выходили из зала после просмотра первой серии. Однако, спустя некоторое время, когда СССР развалился, фильм заиграл совершенно другими красками, и творение Данелии стало смотреться как пророческое.

В 1995 году на экраны в США вышел фильм «Водный мир», который был достаточно холодно принят американской критикой, и провалился в прокате. В Россию фильм попал в на VHS – кассетах, с монтажными титрами, и даже в любительской озвучке был встречен на «ура».

Недавно я решил пересмотреть фильм, который произвёл на меня впечатление в 1996 году. Я нашёл трехчасовую «режиссёрскую» версию, посмотрел её несколько раз и поразился тому факту, что фильм насыщен библейскими отсылками. Здесь встречаются параллели с сюжетами Ветхого Завета, небольшое количество евангельских эпизодов, и наконец, несколько пассажей из Апокалипсиса Иоанна Богослова.

Чтобы понимать, из какого материала создавалась эта очень профетическая кинокартина, вкратце напомню историю создания фильма.

В 1986 году американский сценарист Питер Рейдер, выпускник Гарварда, которого задействовали в малобюджетных постановках, вдохновлённый фильмом «Безумный Макс», написал сценарий, который предлагал различным студиям под рабочими названиями: «Безумный Макс на воде», «Изюминка Безумного Макса» и «Татуировка девочки из Уотерс Энд». Вполне вероятно, что идею превращения планеты в водный мир, из–за таяния льдов, связанного с разрушением озонового слоя, Рейдер мог почерпнуть из романа английского фантаста Дж. Балларда «Затонувший мир» (1962 г). Действие романа происходит в затопленном Лондоне, главный герой по имени Керанс, пользуется тримараном, однако роман по структуре очень далёк от сценария: там совершенно другие персонажи и совершенно другие события.

В начале девяностых годов сценарий Рейдера был куплен компанией «Юнивёрсал Пикчерз», и началось долгое кинопроизводство в соавторстве с режиссёром Дэвидом Туи, (сценаристом и режиссёром таких фильмов как «Хроники Риддика», «Глубина», «Чернокнижник», «Солдат Джейн»).

При исследовании аллюзий фильма, следует помнить, что создатели данного кино имели классическое образование и были хорошо знакомы с античными и библейскими сюжетами.

Когда режиссёр Кевин Рейнольдс покинул проект, в режиссёрское кресло сел сам Кевин Костнер, который выкинул из картины всё, что посчитал лишним. Считается, что фильм провалился в прокате. Однако кабельное ТВ однажды показало полную версию фильма (хронометражем почти три часа). Позже руководство «Юнивёрсал Пикчерз», по просьбе поклонников картины, сделало качественный ремастеринг полной версии и выпустило режиссёрскую версию под названием «Водный мир. Улисс (Одиссей)». Нас интересует именно режиссёрская версия, как более полная, и мы не будем говорить об экологическом аспекте. Об экологии в фильме «Водный мир» не говорил только ленивый, однако осмелюсь предположить, что модная экологическая тема всего лишь ширма для более глубоких аллюзий. Премьера фильма состоялась в 1995 году.

Главного героя картины в исполнении Кевина Костнера зовут Mariner (Моряк). Любопытно, что по первоначальной версии Рейдера, главного героя должны были звать Морганом, как знаменитого английского капёра XVII века.

В оригинальном сценарии упоминается, что перед тем как произошёл всемирный потоп, из–за таяния ледников, была пандемия страшной болезни - «Чума чёрной кости». Земля покрыта водой, а морские просторы бороздят современные пираты- Курильщики, сея хаос и смерть. С едой в Водном мире очень туго, люди вынуждены питаться пойманным планктоном, опреснять воду и перерабатывать отходы своей жизнедеятельности. В картине даётся понять, что четыре всадника Апокалипсиса, Чума, Война, Голод и Смерть, уже проредили человечество.

Главный герой фильма странствует на своём тримаранe, с которым имеет мистическую связь, о которой сам говорит: «Корабль – мой лучший друг». Не будем забывать о том, что в христианстве «кораблём» именовалась церковь. Также «кораблём» во многих деноминациях назывался церковный приход. У парусного тримарана Моряка три корпуса, три тела, соединённых в единое целое.

Главный герой погружается под воду, ищет на глубине предметы, представляющие интерес для меновой торговли. Самым ценным предметом водного мира является почва. Моряк владеет тайнами морских глубин.

Язык, на котором общаются обитатели водного мира, называется «португреческий» - смесь португальского и греческого. Тут следует напомнить, что строители Вавилонской башни, которые хотели низвергнуть Небо на землю, бросив вызов Создателю, говорили на одном языке. После разрушения вавилонской башни Создатель смешал языки, и люди перестали понимать друг друга. Персонажи фильма, если внимательно послушать оригинал, общаются на хинди, именуя этот язык «португреческим».

Одной из ключевых характеристик главного героя является то, что он является мутантом, получеловеком – полурыбой, Ихтиандром, чужаком и инородцем для обитателей Водного мира. В сценарии он назван Ихтиос Сапиенс. Здесь можно найти отсылки к Новому Завету: первые апостолы были рыбаками, ловцами человеков, и рыба, и акроним ИХТИОС являлись символом Христа у первых христиан.

Отрицательные персонажи, именуемые Smockers (Курильщики, а может быть, Укурки), несут разрушение и смерть. Курильщики, в отличии от остальных жителей водного мира, имеют доступ к огнестрельному оружию, нефти и топливу. В качестве плавбазы они используют проржавевший, но сохраняющий плавучесть, остов танкера под названием «Эксон Валдиз». Ход судну даёт множество гребцов с помощью синхронной работы исполинскими деревянными вёслами, как на галерах.

Главный злодей, в исполнении Дэнниса Хоппера, имеет кличку Дьякон, и облекает свои приказания в форму проповедей, что заставляет задуматься о том, что его действия имеют сильную религиозную составляющую. Действительно, Дьякон даже говорит полное название своей церкви - Церковь Вечного Роста. Дьякон снабжает свою паству алкоголем, сигаретами «Чёрная смерть» и горами консервированного мяса. Внутри судна Дьякон перемещается на автомобиле «Линкольн Континентал» 60-х годов, а в своей каюте играет в гольф на коврике, сделанном из американского флага. В своих проповедях Пожизненный Благодетель, Опытный наставник и Великий Диктатор Дьякон сознательно вводит паству в заблуждение, говоря о своих якобы мистических переживаниях: «У меня было такое замечательное видение, что когда оно пришло ко мне, я заплакал!». В проповеди об обретении утраченной Суши, Дьякон говорит со своего амвона собравшейся толпе: «Если там есть река, то мы её перекроем! Если там есть леса, - мы их вырубим! Ничто не задержит наш прогресс!»

Поскольку момент проповеди, и предшествующие выступлению Дьякона события показаны достаточно подробно, можно с уверенностью сделать вывод, что прогрессист Дьякон является лжепророком или лжемессией.

В каюте Дьякона висит портрет капитана Джозефа Хэйзлвуда, которого Курильщики обожествили, дав ему имя «Святой Джо». В реальной жизни Джозеф Хэйзлвуд действительно был капитаном танкера «Эксон Валдиз». 24 марта 1989 года, в проливе принца Уильяма, судно налетело на Блайт-риф, и в результате аварии 11 млн. галлонов нефти вылилось в пролив. Во время судебного разбирательства выдвигалась версия, что капитан Хэйзлвуд находился в состоянии алкогольного опьянения, так как в 1984 году капитана лишали водительских прав за вождение в нетрезвом виде. Действительно ли алкогольное опьянение было причиной катастрофы, или нет, разобраться не удалось, однако в американской культуре имя Джозефа Хэйзлвуда стало прочно ассоциироваться с алкоголизмом на рабочем месте. Для полноты картины следует также добавить, что фамилию Хейзлвуд носил и ещё один известный капитан Джон Хейзлвуд (1726 – 1800), один из самых известных коммодоров времён войны за независимость США.

Интересно, что Курильщики очень подходят под образ Америки. Самая технически развитая цивилизация. Люди объединены общей эзотерической составляющей. Ходят по водному миру на танкере–авианосце (вспомним, что с палубы танкера стартует гидроплан). Они очень хорошо вооружены и могут захватить и уничтожить любой атолл в любой точке водного мира, однако сам танкер весьма уязвим. Не вызывает также сомнения, что по своей религиозной направленности и пёстрому составу танкер символизирует собой Вавилон, «блудницу на водах многих». Любопытно также и то, что Курильщики обращаются друг к другу, называя коллег «кузенами». Такое обращение характерно для оккультных сообществ, исповедующих мистические обряды, связанные с сексуальными извращениями.

Пользуясь преимуществом в скорости, Моряк уходит от преследования Курильщиков на скутерах и причаливает к атоллу под названием Оазис, добропорядочной «европейской» колонии.

В режиссёрской версии фильма есть эпизод, где в акваторию атолла не пропускают индуса на лодке - лишние люди в Оазисе не нужны. Одна из наиболее безжалостных характеристик атолла - контроль рождаемости. Община решает, можно ли семьям заводить детей. Героиня Хелен рассказывает, что когда она нашла в воде корзинку с младенцем Энолой, ребёнка разрешили оставить на том условии, что она не будет никогда заводить детей. Жители атолла вымирают, популяция сокращается. Они тоже по-своему религиозны: погребение методом растворения тела в удобрениях сопровождается молитвой. Словом, колония на атолле очень похожа на современную Европу.

С пленением Моряка на атолле связан интересный эпизод, вырезанный из прокатной версии. Главного героя сажают в клетку, потому что он является мутантом и собираются умертвить, пустив на удобрения. В рубке его тримарана находят детскую игрушку «Ё-Ё», кларнет и тренажёр для бёдер (трофеи, которые Моряк добыл на глубине). Во время совета старейшин атолла, когда решается судьба Моряка, эти предметы демонстрируются общественности и говорится, что это изощрённые орудия пыток. Внимательный зритель, искушённый в библейской истории, может предположить, именно таким образом искажаются отдалённые исторические события и пророчества, особенно после гибели носителей культуры и источников, которые могут «пояснить за девайсы». И вот, спустя не так много времени после катастрофы, безобидная игрушка превращается в сознании потомков в орудие пыток.

Отроковица Энола, играет в фильме профетическую роль: на спине ребёнка вытатуирована зашифрованная карта, которую не могут расшифровать мудрецы. Однако и жители атолла, и злодеи твёрдо убеждены, что на карте зашифрованы координаты суши. Таким образом, в фильме очень чётко даётся определение того, чем занимается такая наука как экзегетика: умение понимать древний текст, максимально приближаясь к контексту, что является очень сложной задачей.

Татуировка на спине Энолы сделана китайскими иероглифами, а в водном мире, где читать умеют лишь единицы, литература присутствует в мизерных количествах, в виде брошюр или рекламных проспектов, - чем–то напоминая и наш современный безумный мир.

Имя Энола само по себе очень любопытно: это зеркальная анаграмма английского слова alone. В викторианскую эпоху данное имя означало печаль и одиночество.

После того как на атолл нападают Курильщики, Хелен и Энола помогают Моряку освободиться и бежать. Вся мощь Оазиса, защищаемого с помощью холодного оружия, перемалывается безжалостной машиной смерти, которой управляет Дьякон. Дьякон, уничтожает атолл, но Моряку удаётся подорвать один из кораблей Курильщиков. Интересно, что причиной взрыва на корабле, становится безумный пулемётчик Курильщиков: увлекшись стрельбой из счетверённого зенитного пулемёта, он уничтожает заправочный корабль, на котором находится Дьякон с командой. В результате подрыва Дьякон теряет один глаз.

Символ одного глаза в культуре образа всегда наделён мистическим значением. В исламской эсхатологии фигура конца времён по имени аль-Масих ад-Даджал (лжемессия, лжец, обманщик) считается слепым на один глаз. Притворившись Мессией, Даджал обманет и захватит мир. По этим причинам Даджал имеет большое сходство с Антихристом в христианстве.

Потеряв один глаз, Дьякон также уподобился гомеровскому циклопу Полифему, которого ослепил Одиссей, ведь в конце фильма безымянному Моряку Хелен присваивает имя Улисс (Одиссей). Любители конспирологии могут трактовать символику одного глаза, как эмблему «Всевидящего ока». Данная эмблема присутствует на Великой печати США, а также на Декларации прав человека, что укладывается в гипотезу, что под Курильщиками выведены Соединённые Штаты Америки.

На захваченном атолле один из подручных дьякона бухгалтер в чёрной шляпе и в круглых очках подсчитывает количество захваченной добычи. Интересно, что в прокатной версии эпизод с бухгалтером был вырезан. Дьякон, узнав о карте, пускается вдогонку за кораблём Моряка, чтобы захватить Энолу.

Символика координат суши, перекликается с библейским тяготением человека после изгнания из Эдема обрести утраченный рай, а также с возвратом в Землю Обетованную из Египта, если держать в памяти то, что Энолу прибило к атоллу в корзине - намёк на историю о Моисее.

На тримаране Энола занимается тем, что рисует, что очень сильно раздражает Моряка, так как он привязан к своему кораблю, как к живому существу. Однако со временем у Моряка, Энолы и Хелен выстраивается подобие дружеских отношений. Интересно то, что когда Моряк решает накормить своих пассажирок, он ныряет в воду, используя себя в качестве приманки для морского монстра. После того, как морское чудовище проглатывает Моряка, он убивает монстра изнутри, что можно соотнеси с пребыванием Ионы в чреве кита.

Рисунки Энолы непонятны современникам: она изображает исполинские деревья, в мире где нету деревьев, рисует лошадей, хотя лошадей не видел никто. Интересно, что для того, чтобы сравнить пророческие рисунки дерева, выполненные Энолой, и фотографии деревьев с рекламного проспекта, Моряк вынужден был совершить три погружения в полузатопленную каюту своего корабля. А троекратное погружение есть не что иное, как символ крещения.

Дьякон похищает Энолу, а тримаран сжигает, однако Моряку и Хелен удаётся нырнуть в воду и спастись, их эвакуирует выживший учёный Грегори на воздушном шаре. Моряк возвращается к обломкам своего тримарана.

Интересно, что на рубке, которая возвышается над палубой танкера, где собираются постоянно курящие и пьющие Курильщики, чтобы послушать проповеди своего вождя, огромными буквами написано «Не курить!». Может быть, такой метафорой режиссёр хотел наглядно показать, как происходит отступление от заповедей, даже если заповедь начертана огромными буквами и находится постоянно перед глазами.

Когда Моряк попадает на танкер, он освобождает Энолу из рук Дьякона и поджигает судно, танкер тонет. В Апокалипсисе Иоанна Богослова сказано о гибели Вавилона: «В один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!»

Втаскивая Энолу на борт воздушного шара, на учёного по имени Грегори снисходит мистическое озарение: он получает подсказку к координатам, зашифрованным на татуировке, инвертируя (перевёртывая) карту, так как во время Потопа полюса на Земле поменялись местами. Данный пассаж очень любопытен, поскольку привычное нам деление сторон света по румбам Север – Запад – Юг – Восток, очень отличается от библейского понятия сторон света.

Пассаж об инвертации карты, потому что полюса поменялись местами можно понять, если ознакомиться с работами известного богослова Евгения Авдеенко, который в своей книге «Восток в библейской картине мира» пишет: «В Ветхом Завете человек был совершено точно ориентирован в пространстве Земли. Он стоял лицом на восток, и восток ассоциировался у него с целью, с тем, куда следовало двигаться и стремиться. Запад оказывался сзади, при этом иудеям с запада всё время что-то угрожало».

Авдеенко уточняет, что речь в оригинале Священного текста, может идти не о месте (рай на востоке от какого – то конкретного места), а об ориентации в пространстве рая к востоку, на восток. «Это значит, что восток выступает не столько направлением, сколько обращённостью рая и его обитателей к Богу. Древнееврейское слово «кедем», (восток), означает не только сторону света, но и «то, что впереди», и «то, что было древним, прежним», а также «древность идущую к вечности», и «вечность как начало чего – либо».

Когда Суша (в оригинале Waters end) уже близко, на борт корзины воздушного шара садится чайка, что перекликается с библейским сюжетом о Всемирном Потопе.

В режиссёрской версии фильма совершенно недвусмысленно показывается, что координаты суши это координаты горы Эверест, которая теперь является берегом, и к которой и причаливают наши герои на своём воздушном ковчеге, подобно тому, как праотец Ной причалил к горе Арарат.

В финале фильма, когда Вавилон разрушен, а люди обрели потерянный Эдем, безымянного Моряка нарекают Улиссом, и он отправляется в плаванье, очевидно, улавливать мрежами человеков и перенаправлять их на Землю Обетованную, в обретённый заново Эдем.

1.0x