Весь 2025 год мы наблюдали попытки новой сирийской государственности встать на ноги. Усилия на пути строительства новой нации сирийцев – ведь старая развалилась сразу, как только была упразднена партия «Баас», - сопровождались такими зверствами, как резня на побережье весной, попытка резни на юге в конце лета. Планировалось и военное наступление на востоке страны, направленное против курдов. Если не брать в расчёт вопросы морали, то всё это, при большом желании, можно было бы оправдать: в конце концов, создание централизованного государства требует подавления региональных центров силы, а в Сирии, где спустя полтора десятка лет войны каждая деревня имеет своё ополчение, своего варлорда и свои амбиции к экспансии от Евфрата до Нила, подавление таких формирований неизбежно предполагает кровопролитие. Но на пути к светлому будущему новой Сирии её строители, готовые проливать кровь, но не отличающиеся вниманием к контексту, не учли того катастрофического обстоятельства, что полноценное, функционирующее и единое государство на территории бывшей Сирийской арабской республики не нужно сейчас никому – ни соседям, ни большим внешним игрокам.
Вечером восьмого и в ночь на девятое сентября Израиль нанёс по территории Сирии очередную серию ударов. Никакой новости в этом не было бы – такие удары наносились и в августе, и в июле – но эта атака была особенной: её сопроводили пояснениями, а её целями избрали очень необычные объекты. Был нанесён удар по Хомсу – учитывая то, сколько машин неотложки устремились к месту удара, можно предположить, что накрыли большое скопление народу. В районе Хомса же атаковали местную базу ПВО и склады оружия. В многострадальной Латакии накрыли казарму, полную ценных иностранных специалистов, – вторичная детонация склада, накрытого заодно, громыхала всю ночь. В Дамаске был атакован один из блокпостов, причём атакован стрелками – то ли так совпало, то ли это была часть еврейского плана. Самое же интересное произошло в Пальмире: неподалёку от пустынного мегаполиса древности, места славы наших «ихтамнетов» и перекрёстка сирийских дорог, евреями был накрыт турецкий военный объект. Разумеется, формально турок там нет, несмотря на многократно сделанные после падения Асада турецкими политиками и видными публицистами обещания превратить Сирию в свою передовую военную базу. Но оружие, уничтоженное в Хомсе, разрушенная база ПВО и даже пропахшие кровью местных жителей интернациональные джихадисты в Латакии, обустроившие себе на побережье после резни своё необъявленное государство, – всё это оказалось там силами Анкары. Евреи же после удара пообещали атаковать ещё раз, если разрушенные объекты попытаются восстановить. Иудейские пресс-службы рассказали, что в сирийском небе кружат летающие цифровые глаза израильской разведки, – и это все интересующиеся помнят ещё по обмену ракетными ударами с Ираном – но точность попаданий, которую подтверждают запечатлённые на видео серии детонаций, намекает ещё и на широчайшую сеть агентуры в раздираемой собственными властями стране. Появились сведения о некоем израильском генерале, который объяснил атаку на Сирию стремлением не допустить «новое 7 октября».
То, что отныне и примерно до Второго пришествия все израильские атаки на кого угодно будут объясняться теперь ещё и тем самым нападением из Газы, стало понятно ещё 8 октября 2023 года, но здесь интересно другое. Если евреи и впрямь видят у новой Сирии потенциал к повторению операции с парапланами и похищением обдолбанных тусовщиков, то конфронтация с Турцией неизбежна.
Турки, на чьих плечах в Дамаск въехал аль-Джулани, потратили на подготовку стремительного наступления, снёсшего Асада, огромные деньги и кадровые ресурсы, но фактически ничего не получили взамен. Инвестиционные соглашения и выгодные контракты на строительство метро в Дамаске очень хороши сами по себе, но прибыли сотрудничество с разорванной войной страной под управлением вчерашних головорезов не сулит. И вот теперь израильский удар – удар, нанесённый по скоплениям турецкой техники и оружия, явно ввезённых в Сирию для последующего объявления о создании военных баз постфактум.
Такой враждебный жест со стороны Израиля явно вобьёт клин в добрые отношения Турции и Израиля, не омрачаемые даже гневными угрозами турецкого президента. Анкара же тем временем в очередной раз задумается, оправданы ли все эти вложения с учётом итогового результата, ведь аль-Джулани явно не так подконтролен Турции, как турки стараются показать.
С неопределённостью вокруг плодов самого значительного внешнего успеха соседствует внутренняя напряжённость: по следам произошедшего ещё 19 марта ареста главного либерального оппозиционера страны, основного оппонента Эрдогана и мэра Стамбула Экрема Имамоглу, в городе на Босфоре на днях прошла очередная серия студенческих протестов, связанных с вынесением Экрему обвинительного приговора.
Тем временем новый Дамаск вовсю торгует лояльностью, но получается пока не очень: заключены десятки соглашений с катарцами, саудитами, американцами и с нами, но обещаниями, лежащими в основе этих соглашений, не получается освещать улицы сирийских городов, кормить граждан и заправлять машины. Утром 9 сентября в сирийскую столицу пожаловала российская делегация во главе с вице-премьером Александром Новаком. Наши дипломаты встретились с аль-Джулани (которого ныне в прессе принято толерантно величать не бармалейским погонялом, а по настоящей фамилии аш-Шараа), повидались с его братом-воронежцем во главе администрации, пригласили Ахмеда-Абу в Москву в октябре, туманно обсудили участие в нефтедобыче (туманно – потому что ситуация с контролирующими нефтеполя курдами остаётся неопределённой), а также обговорили тему предъявленных Сирии долгов: новое правительство наличия этих долгов не отрицает (чай, не Украина какая-нибудь), но возвращать, очевидно, не может. Разговоры об аморальности договорённостей со вчерашними террористами лучше оставить твиттер-аналитикам, не рискующим ничем: у России есть свой живой интерес в разгромленной арабской стране и более-менее нормальные отношения со всеми игроками, так что лавирование между их интересами и сотрудничество с теми, против кого ещё недавно воевали – в порядке вещей, как бы ни хотелось обратного сторонникам моральной политики, насмехающимся над неуклюжей внешне многовекторностью. Пока эта многовекторность приносит свои плоды в виде сохранения военного присутствия на второстепенном направлении ценой задействования небольших ресурсов – вся её видимая неуклюжесть не имеет значения. Что завтра будет с Сирией, с бывшими «Хайат Тахрир аш-Шам» (признаны в России террористами, запрещены, формально упразднены и переформатированы в сирийские «Силы общественной безопасности»), с аль-Джулани и с действующими от его имени, но неподконтрольными ему бандитами в Латакии и в Эс-Сувейде, – не знает никто, но фундамент для работы с любым исходом разворачивающихся сюжетов у России есть.
Что же до Израиля, который свято защищает будущее Сирии как дикого поля, наводнённого бандитами и хило управляемого терпящим постоянное крушение государством, то описанная выше атака на Турцию является частью сложной и тщательно продуманной стратегии лучших умов еврейского государства. Описывается эта мудрейшая последовательность действий словами «хватай побольше, пока карта идёт». Картой в данном случае является засевший в Белом доме оранжевый початок кукурузы, чьи зёрнышки в большой прессе (согласной с ним лишь в этом) в случае любых безумств в исполнении ближневосточного плацдарма Америки начинают громко лопаться со словами «Израиль имеет право на самозащиту». Эта догма идёт из определённого выверта протестантской казуистики. В 12 главе Книги Бытия есть момент, где Господь говорит Аврааму, что его потомки станут великим народом и что проклинающие его (Авраама) будут прокляты и Господом тоже. В 1966 году в Америке вышел перевод Библии от Американского библейского общества – он называется «Good News Bible» («Библия Благой вести». — Ред.). Там, очевидно, с целью воспитания верных сионистов на почве сомнительного американского христианства, просто-напросто подредактировали слова Творца, вложив ему в уста фразу о том, что он проклинает всякого, кто проклинает Израиль – не Авраама, заметьте, а Израиль, то есть в представлении внимательного, но наивного читателя — государство Бен-Гуриона и Бен-Цви. Отсюда и идут убеждения американских правых – тех самых консервативных христиан, на сходство с которыми так любят упирать многие консервативные публицисты у нас, – что Биби Нетаньяху абсолютно непогрешим и имеет право на самозащиту.
Вечером 9 сентября Израиль взялся защищать себя в полутора тысячах километров от своей территории: ракетный удар был нанесён по столице Катара Дохе. Доха – это не Газа, не Бейрут и даже не Тегеран: это вылизанный мегаполис, полный модных магазинов, безвкусных архитектурных побрякушек, блестящих небоскрёбов и длинных проспектов, заполненных дорогими машинами. В Доху ездят в шопинг-туры богатые люди без фантазии, в Дохе стыкуются рейсы «Катар эйрвэйс», в Дохе проходили почти все матчи футбольного чемпионата мира зимой 2022 года. Словом, город-сказка, город-мечта. Но даже к нему Израиль применил своё любимое обоснование для сноса кварталов в Газе, Бейруте и Тегеране: «Там сидели террористы, вот тебе крест!»
Удар был нанесён по месту, где собрались переговорщики от ХАМАС, участвовавшие в контактах с Израилем как раз на полях катарской столицы под чутким руководством американских дипломатов и британских шпионов, имеющих в Катаре особый статус за счёт добрых отношений местного эмира и английского короля. Атака на Доху в миниатюре представляла собой развитие сюжета с атакой на Иран в июне: после первого удара пошли новости (запущенные в основном израильской прессой), что уничтожено до двухсот хамасских националистов, убит генерал-фельдмаршал ХАМАС по имени Хамас аль-Террор (вы его не знаете, но он точно-точно был!). В ответ на эту волну израильские официальные голоса, запустившие ещё одну волну в своей прессе и кое-где в международных источниках, завопили, мол, ату его, дави эту дрянь! Довольно быстро, впрочем, выяснилось, что никаких сверхважных генералиссимусов ХАМАС убито не было, а при ударе погибли рядовые переговорщики и военнослужащий сил внутренней безопасности Катара. Иными словами, очередная эскалация, нарушение ещё одного табу, новый плевок в сторону международного права и крайне сомнительный даже в глазах описанных выше любителей разговоров про самозащиту жест был сделан ради не пойми чего. Как только это стало понятно, в израильских СМИ США и Израиля начали разгонять другой сюжет: операция была одобрена Белым домом, американцы обо всём знали заранее, а стало быть, удар нанёс как бы лично Дональд Трамп, так что к нему и адресуйте все вопросы, а нас не дёргайте, мы пострадали от 7 октября и имеем право на самозащиту. Раскрутка роли Трампа имеет здесь особое значение: именно ему в конце весны и начале лета катарский эмир по доброте душевной подогнал авиалайнер на 400 миллионов (переделка которого под стандарты президентского самолёта стоит чуть ли не дороже постройки нового), а сам Трамп очень активно подлизывается к почётному катарцу, султану Британского эмирата Кариму III. Такая подстава от дорогих оранжевому сердцу американского президента евреев вызвала ответный вброс: со ссылкой на Белый дом разнообразные «Уолл-стрит джорнэлы» и «Эксиос» заявили, что товарищ Трамп ничего не знал, а если и знал, то поручил своему помощнику Уиткоффу отвлечься от поедания московских чебуреков и предупредить катарцев.
Катарцев, судя по их словам, предупредили непосредственно в момент атаки: таким же образом японский посол хотел объявить войну Америке в 1941-м, но проспал нападение на Пёрл-Харбор и опоздал. Так или иначе, катарцы подняли свои самолёты и наблюдали с военных бортов, как по городу, защищённому такими дорогущими и такими бездействующими американскими системами ПВО, в июне и прошлой осенью сбивавшими нацеленные на американскую базу персидские ракеты, бьют евреи.
Удар по суверенному государству, находящемуся вдалеке от израильских границ, не представляющему прямой угрозы израильскому государству (давайте на секунду забудем, кто спонсирует ХАМАС), – на такое можно было бы ожидать жёсткий силовой ответ. Но, на счастье Тель-Авива, арабский мир такого ответа дать не может и не хочет. Катарский эмир в тот же день объявил, что собирает команду юристов для призыва евреев к ответу, Бахрейн осудил удар и призвал ООН присоединиться к осуждению, саудовский принц МБС (Мухаммед бен Сальман) гневно обратил внимание мировой общественности на серьёзное нарушение международного права, французский шейх-президент Малик аль-Махруни назвал сионистское образование шайтанами и детьми Даджаля, египетская молодёжь поставила на аватарки флаги Катара, тунисские девочки спели в «ТикТок» песенку про Палестину, марокканская танцовщица осуждающе сплясала напротив синагоги в Танжере, оманские ящерицы перестали соблюдать кашрут, муравей в Тунисе шлёпнулся с травинки – словом, арабский мир проявил своё единство и решительность.
Что более интересно — Трамп, который, кажется, действительно не знал о планах своего величайшего союзника, с большим недоумением отнёсся к решению катарцев прекратить все переговоры между ХАМАС и Тель-Авивом: вы что, мол, обиделись что ли, не привыкли, что мы переговорщиков убиваем?
О небывалой эффективности израильских ударов – даже если бы они достигли своих целей, а не так, как это произошло в Дохе, – свидетельствует еврейский подход к хуситской проблеме. В июле, если помните, Израиль нанёс по йеменской столице Сане масштабный удар – на стандартный отчёт о двухстах хуситских националистах, убийстве генерал-адмирала хуситских войск и на прочую дурь в начале августа отреагировали сами йеменские шииты из организации «Ансар Алла», нанеся по Израилю удар так, словно ничего и не было. Конец августа. Израиль опять бьёт по Сане, опять уничтожены ключевые чиновники хуситского правительства – на сей раз внешние источники подтвердили потери в руководстве государства. Опять раздаются голоса про «дави эту дрянь» и «ату его». И опять в ночь на 10 сентября оказывается, что ракеты наводят не седые бородачи в правительстве: гиперзвуком поражён какой-то объект рядом с ядерным центром в городе Димона.
В довесок к этому выяснилось, что за два месяца с июльских ударов хуситам удалось восстановить портовую инфраструктуру, так что ситуация вновь возвращается к нулевой точке, выхода из которой не видно и в вопросе Газы. Израильские вояки, загнанные в угол политической целесообразностью от собственного премьера, вечером 15 сентября начали полноценную наземную операцию в Газе – словно до сих пор это была не она.
На этом фоне к берегам страдающего, но ещё живого города устремилась очередная «Флотилия свободы». Вы можете помнить эту затею по событиям июня: тогда посудины с какими-то активистами-журналистами, ведомыми иконой антисионизма Гретой Тунберг, не доплыли, были развёрнуты, а Грету и вовсе посадили в эконом-класс у туалета и отправили первым же рейсом из аэропорта «Бен-Гурион». Сейчас «Флотилию» решили не подпускать даже на дистанцию штыкового боя: 9 сентября появилась информация, что у берегов Туниса кто-то ударил дроном по корыту, в котором предположительно находилась скандинавская активистка. Корыто не пострадало, девица – тоже. Ну а пока мы ждём очередного акта политического перформанса у берегов мучающегося жаждой вовсе не зрелищ города, стоит заметить очевидное: подход «убей свою проблему» работает не так эффективно, как хотелось бы профессиональным иудеям из российской прессы. Последние два года после всякого громкого жеста со стороны ЦАХАЛ голоса иноагентов, обретших в Израиле родину после жизни на чужбине, всё чаще заглушаются у нас в медиапространстве патриотическими публицистами, которые на примере умного Ицхака показывают глупому Ване, как надо воевать. Так случилось после череды убийств руководителей ХАМАС, так было после атаки на Бейрут с убийством Насраллы, так произошло после ракетного налёта на Иран. Удар 9 сентября стал исключением из этого правила: то ли потому что его неэффективность, не стоившая репутационных издержек, стала очевидна слишком быстро, то ли из-за того, что курятник профессиональных экспертов по всему на свете в тот день был слишком занят заклёвыванием одного из своих – самодовольного идиота, попавшего на видео с описанием схем отмывания денег на помощи фронту.






